Быть богом

   Он снял марлевую повязку, резиновые  перчатки, белый халат, шапочку и устало опустился на диван в ординаторской.  Такой сложной операции в его практике еще не было никогда. Молоденькая девчушка с неутешительным диагнозом. 
   Владимир Алексеевич Андрющенко ,имевший звание академика, доктора медицинских наук и занимавший должность директора клиники своего имени,  в последнее время редко проводил операции. Но здесь случай неординарный.  У него в кабинете собрался целый консилиум. Никто из его подопечных, которые столпились  в кабинете, когда привезли тяжелую пациентку, не соглашался взять на себя ответственность и проаперировать. Все в один голос твердили, что спасти ее невозможно, положив на его стол историю болезни на подпись.  Внимательно изучив ее, он долго думал, браться или нет, но в конце концов согласился с мнением коллег,  тяжело вздохнул и будто опасаясь передумать, быстро подписался под фразой
«Неоперабельна»
Через минуту кабинет опустел, а он все сидел, не в силах отогнать мысль, что только что подписал смертный приговор. Вроде все было правильно, но чувство, копошащееся внутри, шестое чувство как он его называл,  пыталось возразить. Владимир встряхнул головой, чтобы рассеять сомнения и принялся изучать другие документы на подпись. В дверь постучали, затем она медленно открылась. На пороге стояла его секретарша, молоденькая хорошенькая Лидочка.
Он вопросительно взглянул на нее.
-Владимир Алексееевич,- прочирикала она нежным голоском,- к вам посетительница.
    И что у нее за манера, без конца тревожить . Могла же набрать по внутреннему! Почему Лидочка так не делала, ему было совершено непонятно. Пару раз он даже порывался ее уволить, но ее преданность, расторопность и умение понимать с полуслова, а также милая внешность и загадочный взгляд небесно голубых глаз перевешивали для него эту ее непонятную привычку.
   Если бы не его пятьдесят четыре года, он бы решил, что нравится ей, но не мог представить, как двадцатипятилетняя девчонка  может найти что- нибудь привлекательное в седовласом старце. Хотя, с другой стороны,  свободный от супружеских обязательств академик,  неплохая партия.  Жена Владимира умерла три года назад, единственный сын давно жил отдельно в другом городе . У него была своя семья, и, учитывая дальность расстояния, виделись они  не часто.
-Кто?- Просто спросил он, ругать, отчитывать или увещевать было бесполезно.
- Анна Викторовна Золотова.
Услышав имя посетительницы, Владимир онемел и некоторое время не отвечал, глядя в одну точку.
-Владимир Алексеевич! – окликнула его Лидочка.-Так что мне сказать ей, вы примете?
-Да, -очнувшись, сказал он, и вдруг неожиданно добавил,- через десять минут.
-Хорошо,- Лидочка  подошла к двери и ослепитлеьно улыбнувшись, скрылась за ней.
-Боже мой, боже мой,- прошептал Владимир, побелевшими неслушающимися губами.
Он откинулся на спинку кресла, закрыл глаза, пытаясь успокоиться, и не в состоянии больше  бороться, окунулся в воспоминания.
История уходила корнями в самое детство, когда в одном городе на востоке Украины жили по соседству два мальчика и девочка. Володя, Степа и Аннушка.  Троица не разлей вода. Вместе росли, учились, проказничали.  Время летело быстро, жилось тяжело, но весело. Володя и Степа превратились в двоих статных высоких молодых людей, оба черноокие, темноволосые, косая сажень в плечах, внешне похожи как братья. Что касается внутренних качеств, Степан более открытый, добродушный, мягкий. И гораздо более талантливый, всегда на шаг впереди Владимира.
Последний впрочем не был амбициозен и казалось, не придавал этому значения. Даже когда Аннушка отдала предпочтение Степану.  Из маленькой озорной  смешливой девчонки со светлыми тоненькими косичками, из которых то и дело выбивались непослушные локоны, она неожиданно превратилась в голубоглазую красавицу со стройной фигурой и мягкой кошачьей грацией. Одним взглядом она запросто могла сразить наповал. Что и делала. В тридцать седьмом по окончании школы, Володя со Степаном отправились в Ленинград, поступать на медицинский.  Аннушка осталась на Украине.
-Я заберу тебя, как только устроюсь,- шептал Степан уткнувшись в ее волосы, когда они прощались на перроне в Киеве. – Аннушка...
-Я буду ждать. Я всегда буду ждать. Я очень люблю тебя.
Владимир стоял в сторонке покуривая папиросу. До отправления оставалось всего несколько минут.
-Пора,- крикнул он Степану.
Тот нехотя отрвался от Аннушки.
-Я люблю тебя...слышишь. Люблю! Я вернусь, обязательно вернусь за тобой.
Он стоял в дверях тронувшегося поезда, а она шла по перону, кивая, слезы катились по ее щекам. Больше Степан ее никогда не видел. Был июнь 37 года.
В августе  Степан поступил в Мединситут,  но не успел даже получить студенческий. Его арестовали по подозрению в измене Родине и шпионаже в пользу капиталистических государств.
Освободили так же неожиданно, как арестовали, в мае 41, не найдя никаких доказательств  вины, а в сентябре отправили  на фронт.  В ноябре сорок третьего его тяжело ранило, последнее, что он помнил был взрыв бомбы, отбросивший его на землю.  Очнулся уже в госпитале.
-Ну здравствуй, -раздался откуда-то издалека знакомый голос.
Открыв глаза, он удивленно уставился на стоявшего возле кровати человека.
-Ты?
-Да, как видишь. Сколько лет, сколько зим!
-И правда...много воды утекло. - Говорил он с трудом. – Белый халат...Ты врач...
-Да. Закончил полгода назад. И сразу на фронт...Тебе повезло. С того света вернулся.
-Я еще в детстве говорил, что везучий, помнишь?  Когда я провалился под лед, а ты убежал...За помощью.  Мне удалось выбраться самому тогда, помощь бы все равно не успела.
-Я не буду оправдываться. У каждого свои понятия об оказании помощи. Ну ладно, выздоравливай.  Мне пора. - Голос звучал холодно.
. Он поднял руку и знакомым с детства движением поправил волосы. Степан посмотрел на его руку. На пальце красовалось обручальное кольцо. Поймав удивленный взгляд Степана, он коротко проинформировал:
-Мы с Аней поженились, в марте тридцать восьмого. У нас дочь.
«Как  больно»,- подумал Степан, имея ввиду не боль из за ранения.
Владимир молча удалился.
А через три недели в город, где находился госпиталь вошли немцы.  Нужно было бежать, эвакуировать не успели. Все, кто мог ходить, ринулись в лес.  Ото всюду раздавались выстрелы. Люди вокруг падали , сраженные пулями, а Степан все бежал и бежал, пока звуки выстрелов е стихли. Тогда он остановился и прислонился спиной к дереву, чтобы отдышаться.  Через какое то время, придя в себя он повернул назад. Вдруг кто то остался в живых, может нужна помошь. Он брел по лесу, натыкаясь на лежащих людей. Все они были мертвы.
-Эй..-вдруг услышал он. И Бросившись на звук, увидел распростертого на земле Врадимира. Его грудь разворотило пулями.
-Володя...-Только и мог сказать он. -Держись.
-Нет,- покачал головой тот. -Мне крышка.,- И зло улыбнулся.- Снова ты меня обскакал!
-О чем ты? Лежи не трать силы, я побегу за помощью.
-Нет. Я умираю. Но перед тем, как я отправлюсь в ад, я хочу, чтобы ты знал, это я тогда написал что следует куда следует. Жаль, что ты не сгнил в тюрьме!- Он хрипло рассмеялся.- Ты собирался забрать у меня все, разрушить мою мечту стать врачом, я не добрал то всего пару баллов! ...и мечту об Анне... Когда тебя арестовали, я стал студентом.  Без труда получил Анну...Но ты снова  меня обошел...,-Его голос становился все слабее и слабее. Вдруг он злорадно улыбнулся,- И все же я умру с приятной мыслью. Врачом тебе уже никогда не стать.
Степан слушал, сжав кулаки, ничего не отвечая.
Через несколько минут, Владимир часто задышал, потом дыхание ослабло, по телу прошла судорога и он испустил дух.
«Врачом тебе не бывать»,- слова Владимира прочно засели в его голове. Не бывать...Не бывать...
«Нет, ты просчитался, я буду врачом! Этого ты не сможешь у меня отнять!».
Он подошел ближе и засунул руку в карман гимнастреки убитого.  Военный билет.  Он достал его, а взамен положил свой. 
-Никто не заподозрит,- сказал он себе, глядя на фотографию, они были очень похожи.
         Бросив прощальный взгляд на мертвого Владимира, ставшего Степаном, он пошел вперед.  И вот теперь пришла его расплата в лице Анны.
     Когда он вернулся  в Ленинград, то устроился на курсы повышения квалификации, кроме того каждый день просиживал в библиотеке, чтобы получить необходимые для работы врачом знания. Это было нетрудно,  врачебная деятельность его призвание.  Конечно, большим подспорьем был и опыт приобретенный  на фронте.  Что касается Анны, то он не решился признаться ей во всем, ведь она вышла замуж за Владимира, а значит он ее совсем не знал. Она предала его, могла предать снова.  Он подал на развод, она не возражала, прислав свое согласие. С тех пор он исправно платил алименты на ее с Владимиром дочь.  Через несколько лет после войны ему предложили хорошую вакансию в Киеве, и он не задумываясь вернулся на Родину.  С собой он привез жену и маленького сына.
Степан никогда не жалел о том, что сделал. Это позволило ему заниматься любимым делом, спасти сотни жизней, так что он считал, что загладил свою вину перед богом и людьми за свое преступление. Он думал, что прошлое ушло навсегда.
И вот теперь все было кончено. Прошлое вернулось . Степан не мог представить, как переживет позор, когда Анна пойдет в милицию и все расскажет.  В том, что она именно это и решила сделать, он почему то не сомневался. Обида от ее предательства  все еще была сильна.
Степан открыл сейф и достал именной пистолет, подаренный знакомым генералом на пятидесятилетний юбилей.
«Вот и пригодился»,- печально подумал он, поднес пистолет к виску и закрыл глаза.
- У тебя нет необходимости делать это.
Владимир открыл глаза и увидел перед собой Анну. Годы изменили ее, но несмотря на все он мог бы узнать ее из тысячи.
- Здравствуй, -скзала она. Голос ее звучал как то отрешеннно.- Когда я случайно увидела тебя по телевизору, я его почти никогда не смотрю, то сразу узнала.  Много времени прошло, но ты не изменился. Все такой же молодой и красивый...А я вот постарела.- Она напряженно всматривалась в его лицо, -  Я бы никогда тебя не потревожила, но у меня есть веская причина. Она не касается нашего...прошлого. Ты решил покончить с собой, чтобы избежать позора, решив, что я могу разоблачить тебя. – она грустно улыбнулась и покачала головой,- я бы никогда этого не слелала,  Степан.
       Он вздрогнул, услышав произнесенное ею имя, но взяв себя в руки вежливо, но с безотчетной грустью в голосе, предложил ей присесть, впившись взглядом в ее лицо. Несмотря на возраст, она все еще было прекрасна, как будто перед ним сидела графиня...нет сама королева. Гордая осанка, плавный поворт головы, достоинство с которым она села на предложенный им стул, все это было присуще только ей. Никогда больше в своей длинной жизни он не встречал подобной женщины.  Он оторвался от ее лица, взгляд заскользил по ее стройному стану,  рукам с длиными ухоженными пальцами, не менее стройным ногам, которые она скромно подобрала под стул, обутым в туфли на низком каблуке.
-Анна...-прошептал он.
Она подняла на него полные слез глаза.
- В том, что случилось, есть и моя вина, это не ты, а я должна была бы сидеть с пистолетом в руках. Я была малодушна, мне казалось, что если выйду замуж за Владимира, то буду ближе к тебе. Вы же были друзьями. Когда тебя арестовали в августе тридцать седьмого, мне казалось, что жизнь кончена. Ведь я любила тебя...я безумно тебя любила, - пылко воскликнула Анна, глаза ее обращенные на сидевшего перед ней, словно высеченного из камня, мужчину, бывшего призраком из ее прошлого, горели.- Да, я любила тебя! Но время было тяжелое, мама умерла от тифа, я осталась совсем одна, а  Владимр...он предлагал мне защиту и будущий достаток, кроме того, я могла говорить с ним о тебе, вот и согласилась. Мне нет оправданий. Из-за этого вся жизнь пошла наперекосяк.  –Она сделала короткую паузу.-Ты наверное думаешь, зачем я явилась...
-Нет, -он покачал головой,  - не думаю. Хорошо, что ты пришла.
Он был соверешшо искренен. Жить с таким грузом на душе было все тяжелее.
-Я пришла потому, что в твоей больнице умирает моя внучка, -голос ее дрожал. – И только что ты сам подписал ей приговор.
-Твоя внучка? Но фамилия...
-...Ее отца.  Моя дочь, Светлана, -  голос был полон нежности, когда она произнесла имя,- вышла замуж очень рано, и рано родила. Не знаю поэтому ли Машенька родилась такой слабенькой, или просто так суждено было.  В любом случае изменить ничего нельзя. Мы ее лелеяли , всячески оберегали от всего,  и постепенно ее здоровье начало улучшаться. Но тут грянула другая беда. Моя дочь с мужем поехали отдыхать на море. Машину он только недавно приобрел, и опыт вождения у него был прямо скажем слабый. Я отговаривал Свету, но она не послушалась.  И случилось непоправимое. Машина зятя потеряла управление и врезалась в припаркованный на обочине трассы  грузовик. Я не буду тебе рассказывать, как я жила после этого. Все поделилось на до и после, и на этом свете меня держала только Машенька. Тогда то не в состоянии жить в городе, где все напоминало о Светочке, я переехала в Киев. Благодаря твоей щедрой помощи, которую ты продолжал оказывать, несмотря на то, что Света уже достигла совершеннолетия, это было не сложно. Я скопила достаточную сумму. Конечно до того, как я увидела тебя по телевизору, у меня и мысли не было, что он это ты...
Вдруг она встала, ее голос сорвался на крик :
-Я умоляю тебя, спаси мою девочку! Ведь кроме нее у меня никого нет! Не отказывайся....Прошу....
Голос перешел на шепот, и Анна, не долго думая, опустилась на колени.  Степан бросился к ней, поднял и крепко прижал к себе.
- Я сделаю все, что в моих силах, все возможное...и невозможное. Ты веришь мне?
Она подняла на него полные слез глаза и молча кивнула.

Владимир поднялся и выйдя ординаторской, побрел в свой кабинет. Открыв дверь приемной, он увидел Лидочку, несмотря на позднее время она все еще не ушла, и Анну, отметив про себя удивленно, что они очень похожи. Лидочка была вылитая Анна в молодости.
Анна умоляюще посмотрела на него.
-Пойдем,- ласково сказал он.
Она молча встала и последовала за ним.
-Операция прошла удачно, остальное зависти т нее. Но организм молодой, так что думаю, справится.
-Спасибо,- только и смогла вымолвить Анна.
-Это моя работа,- отчеканил он. И вдруг добавил. -Нет , это не просто работа, это мое призвание. Владимир отнял у меня его. Донос написал он. Когда мы увидели списки посутпивших, я прошел, а он недобрал совсем чуть чуть. Если я по какм то причинам вдруг исчезну, он получал возможность занять мое место...В институте и рядом стобой.
Лицо Анны было непроницаемым.
-Спасибо, что спас мою внучку, еще раз уверенно повторила она,- Ты ....-она замешкалась. –Бог. А богом быть очень нелегко...
Он хотел спросить, что она имела ввиду, но Анна резко поернулась и быстро вышла за двери. Он только почувствовал легкое колебание воздуха, и она исчезла. Любовь всей его жизни ушла навсегда, принеся ему как ни пародоксально полное освобождение.
Раздался негромкий стук в дверь. 
-Владимир Алексеевич?- Робко спроисла Лидочка, просунув в дверь свою любопытную мордашку.-Как Вы? Может быть что нибудь нужно.
Он внимательно посмотрел на нее.
-Да,- твердо ответил он,- да нужно....Мне нужен хороший плотный ужин. Конечно ужинать в одиночестве очень грустно...
-Я с удовольствием составлю Вам компанию, - не дожидаясь приглашения скороговоркой выпалила Лидочка,- Я так голодна! Я бы съела первое, второе и бооольшущий десерт!
-Вот и отлично,- тогда собирайся и в путь!


Рецензии
Некая фантастичность сюжета и излишняя мелодраматичность есть, но история захватывает, фраза "А богом быть очень нелегко..." наводит на совершенно противоречивые мысли в чем главное достоинство.
По тексту:
+Никто из его подопечных, которые столпились...
+Все в один голос твердили, что спасти ее невозможно, положив на его стол историю...
+поступать на медицинский- НА, если факультет, в Ленинграде институт, поэтому В
+припаркованный на обочине трассы грузовик. - трасса не нужна
+Володя и Степа превратились в двоих? статных высоких...
и опечатки попадаются.
На мой взгляд излишнее кол-во причастных оборотов, но это можно к авторскому стилю отнести.
В целом понравилось
Спасибо, с уважением

Константин Сергеевъ   07.12.2011 13:38     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за отзыв! Во все с Вами согласна, недочетов хватает, несмотря на сильные стороны. Сейчас издаю книгу, редактор меня за них очень ругает :(. Буду стараться совершенствоваться. Что касается сюжета, то он абсолютно реален, это было на самом деле, только с той разницей, что в жизни у нее печальный конец. Главный герой был осужден.

Екатерина Привольнева   07.12.2011 15:01   Заявить о нарушении
Очень завораживающе, однако.
Стильно написано, читается хорошо.
Спасибо за удовольствие.
P.S. "Отовсюду" - вместе пишется, думаю, это Ваш недогляд, не более:-)

Александр Ахманов   25.02.2012 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.