Спасибо, бабушка!

(киносценарий)


ИНТ. КАБИНЕТ ДЗЕРЖИНСКОГО – 1919 ГОД. ДЕНЬ.

За столом сидит ДЗЕРЖИНСКИЙ. На столе лежит записка.

Перед Дзержинским навытяжку стоит молодой чекист в форме СЕВЕРИН Юрий Афанасьевич (21 год).

ДЗЕРЖИНСКИЙ
(говорит с польским акцентом)
Присаживайтесь, Юрий Афанасьевич. Хочу поближе видеть Ваши глаза.

Северин садится.

ДЗЕРЖИНСКИЙ
Я знаю, что Вы неоднократно подавали личный пример бескорыстного выполнения служебных обязанностей. Товарищи отзываются о Вас, как о человеке бескорыстно преданном революции. Я хочу поручить Вам одно революционное деяние.

СЕВЕРИН
Слушаю, Феликс Эдмундович. Спасибо за доверие.

ДЗЕРЖИНСКИЙ
Благодарность – потом. Сейчас слушайте.
(читает записку)
Буржуазия идёт на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая их для целей погромов. Сторонники буржуазии, особенно, из высших служащих, из банковских чиновников и тому подобных, саботируют работу, организуют стачки, чтобы подорвать правительство в его мерах, направленных к осуществлению социалистических преобразований.
Необходимы экстренные меры борьбы с контрреволюционерами и саботажниками. И подпись: Ульянов Ленин.

СЕВЕРИН
Я буду беспощаден с врагами. Я буду защищать интересы революции от покушений контрреволюционеров, проклятых буржуев и их агентов. Я...

ДЗЕРЖИНСКИЙ
Это хорошо, Юрий Афанасьевич, что Вы столь горячо откликнулись на слова Председателя Совнаркома. Я другого и не ожидал.

СЕВЕРИН
Что я должен конкретно делать, Феликс Эдмундович?

ДЗЕРЖИНСКИЙ
Как можно скорее подобрать людей, которые станут оперативным составом отдела по борьбе с контрреволюцией. Они должны обладать выдержкой, инициативой и беззаветной преданностью партии и делу революции.

СЕВЕРИН
Я понял и сделаю всё. Я отдам все силы...

ДЗЕРЖИНСКИЙ
Все – не надо. Необходимо ровно столько, сколько требует непреклонное революционное действие. И ещё... Личная храбрость – непременное условие.

Северин встаёт, стоит навытяжку.

ДЗЕРЖИНСКИЙ
(продолжает)
Работать, непокладая рук. Надо быть готовым в любую минуту отдать свою жизнь
(пауза)
за других.

СЕВЕРИН
Товарищ Дзержинский, я найду таких людей, товарищей, которые будут... карать в интересах трудящихся масс. Приказывайте!


НАТ. ПОЛЕ БОЯ - 5 ИЮЛЯ 1943 ГОД. ДЕНЬ.

Немецкие танки наступают на артиллерийский расчёт. Танк давит орудие, двигается к блиндажу.

В окопе расположились бойцы.

Полковник Северин (45 лет) выбегает из блиндажа в окоп. За Севериным выбегает ЛЕЙТЕНАНТ.

Северин с лейтенантом бегут по окопу.

СЕВЕРИН
(выскакивает из окопа, встаёт в полный рост)
Вперёд! За мной! Смерть гадам!

Бойцы бегут навстречу танкам, впереди – Северин. Через десяток метров Северин падает. К Северину подбегает Лейтенант, склоняется над ним.

СЕВЕРИН
Я был неплохим солдатом, лейтенант

Северин умирает.


НАТ. СТАРЫЙ МОСКОВСКИЙ ДВОР – 1966 ГОД. ЛЕТО. ДЕНЬ.

У подъезда, а детской площадке шестилетние СЕМЁН, ДИМА, МИША, СЕРЁЖА, ГАЛЯ, НИНА играют в футбол. Семён, Миша и Нина – в одной команде, Дима, Серёжа и Галя – в другой. Нина и Галя стоят в импровизированных воротах.

Семён с мячом прорывается к воротам Гали, по дороге сбивает Диму, бьёт по мячу.

Галя пропускает мяч в "ворота". Мяч катится далеко за площадку.

Дима лежит и плачет.

ДИМА
Этот гол не считается. Это не честно. Ты меня сбил неправильно. Я теперь должен бить штрафной.

ГАЛЯ
Мы договаривались бить несильно, а ты вон как врезал. Сам беги за мячом.

СЕМЁН
Никуда я не побегу. Сама пропустила, сама и беги. А ты, Димка, хлюпик. И я тебя сейчас лупить буду, потому что я честно бежал с мячом, а ты меня норовил по ногам стукнуть.

Семён подходит к Диме и бьёт его по затылку. К ним подбегают Галя и Серёжа. Галя толкает Семёна, Семён падает. Подбегают Миша и Нина. Все друг друга толкают.

ДИМА
(Семёну, кричит)
Я тебя всё равно поколочу. Вот скажу брату, ему уже целых десять лет, и поколочу.

СЕМЁН
А я папе скажу. Он тебя и брата побьёт.

ДИМА
Нет у тебя никакого папы. У тебя только бабушка Алла. А её никто не боится, она добрая. Папы у тебя никогда и не было.

ГАЛЯ
Тебя бабушка нашла. Шла домой из магазина и нашла. Ты валялся на дороге, и тебя собачки нюхали.

Семён плачет, убегает в подъезд дома.


ИНТ. КВАРТИРА СЕВЕРИНЫХ. ГОСТИНАЯ – 1972 ГОД. ВЕЧЕР.

Бабушка Семёна АЛЛА ПЕТРОВНА СЕВЕРИНА (67 лет, из семьи приват-доцента) лежит на диване, читает книгу.

ГОЛОС СЕМЁНА
(из другой комнаты)
Ба, я уже сделал уроки. Почитаешь?

АЛЛА ПЕТРОВНА
(откладывает книгу)
Неси.

Двенадцатилетний Семён заходит в комнату, протягивает Алле Петровне затрёпанную книжку.

АЛЛА ПЕТРОВНА
Опять? Ты же наизусть её знаешь, Сенечка.

СЕМЁН
Читай. Я хочу, чтобы читала мне ты. Я так люблю больше. И представляется лучше. Вот только приудобнюсь.

Семён пристраивается на диване рядом с Аллой Петровной.

АЛЛА ПЕТРОВНА
(читает)
При звуке его голоса из-за кустов со стороны дороги...

Семён закрывает глаза.

ГОЛОС АЛЛЫ ПЕТРОВНЫ
(за кадром, на реконструкции)
...просунулась чья-то голова, и Сергей узнал дягилевского брата... Он опять был сильно пьян, но на ногах держался крепко.
Он сделал было попытку подойти, но наткнулся на колючую проволоку и остановился.
– Зачем брата посадил? – глухо проговорил он, уставившись на Сергея мутными,  недобрыми глазами. –  Хитрый! – протяжно добавил он и погрозил пальцем.
– Иди проспись, – посоветовал Сергей. – Смотри, ты  себе руку о проволоку раскровенил.
– И все-то вы хи-итрые! – так же протяжно повторил пьяный и вдруг, подавшись  корпусом, двинулся так  сильно, что проволока затрещала и зазвенела.
Он хрипло крикнул:
– Зачем брата посадил! Лучше отпусти, а то хуже будет!
– Брат твой кулак и вор – туда ему и дорога. Ты будешь вором, и ты сядешь. Пойди спи, – резко ответил Сергей, не спуская глаз с этого остервеневшего человека.
– Брат – вор, а я и вовсе бандит! – дико выкрикнул пьяный, и, схватив с земли тяжелый камень, он что было силы запустил им в Сергея.

Семён с закрытыми глазами представляет.


РЕКОНСТРУКЦИЯ (НА ГОЛОСЕ АЛЛЫ ПЕТРОВНЫ ЗК). НАТ. ПОЛЯНА В ПАРКЕ У ДОРОГИ – КОНЕЦ 30-Х ГОДОВ. ДЕНЬ.

Из-за кустов выглядывает пьяный МУЖИК (40 лет), пролезает через кусты, натыкается на колючую проволоку, останавливается.

На поляне стоит СЕРГЕЙ (30 лет, военный инженер).
 
Мужик смотрит на Сергея мутными недобрыми глазами, поднимает руку, поранившись о колючую проволоку, грозит Сергею окровавленным пальцем, что-то говорит, потом кричит.

Сергей отвечает Мужику.
 
Мужик размахивает руками, дико кричит, хватает с земли камень, бросает в Сергея.
КОНЕЦ РЕКОНСТРУКЦИИ.


Алла Петровна продолжает читать.

АЛЛА ПЕТРОВНА
Брось, оставь! – крикнул отклонившийся Сергей. Но ослепленный злобою, отуманенный водкой человек рванулся к земле...

ГОЛОС АЛЛЫ ПЕТРОВНЫ
(за кадром, на реконструкции, продолжение)
...и целый град булыжников полетел в Сергея. Крупный камень ударил ему в плечо, и тут же он услышал, как сзади хрустнули кусты и кто-то негромко вскрикнул.
– Стой!.. Назад... Назад, Алька! – в страхе закричал Сергей, и, вырвав из кармана браунинг, он грохнул по пьяному.
Пьяный выронил камень, погрозил пальцем, крепко выругался и тяжело упал на проволоку.
Сергей обернулся.


РЕКОНСТРУКЦИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. (НА ГОЛОСЕ АЛЛЫ ПЕТРОВНЫ ЗК). НАТ. ПОЛЯНА В ПАРКЕ У ДОРОГИ. ДЕНЬ.

Булыжники летят в Сергея. Один булыжник попадает ему в плечо. Сергей что-то испуганно кричит, обернувшись назад в сторону кустов, выхватывает из кармана браунинг и стреляет в Мужика.

Мужик роняет камень, грозит пальцем и тяжело падает на проволоку.

Сергей оборачивается.
КОНЕЦ РЕКОНСТРУКЦИИ.


ИНТ. КВАРТИРА СЕВЕРИНЫХ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

В гостиной на диване лежит Алла Петровна, продолжает читать вслух книгу. Рядом – Семён с закрытыми глазами.

АЛЛА ПЕТРОВНА
(продолжает)
Очевидно, что-то случилось, потому что он покачнулся. В одно и то же мгновение он увидел тяжелые плиты тюремных башен, ржавые цепи и смуглое лицо мертвой Марицы. А еще рядом с башнями он увидел сухую колючую траву. И на той траве лицом вниз и с камнем у виска неподвижно лежал всадник "Первого октябрятского отряда мировой революции", такой малыш – Алька. Сергей рванулся и приподнял Альку. Но Алька не вставал.
– Алька, – почти шепотом попросил Сергей, – ты, пожалуйста, вставай...
Алька молчал. Тогда Сергей вздрогнул, осторожно положил Альку на руки, не поднимая оброненную фуражку, шатаясь, пошел в гору. Из-за поворота навстречу выбежала Натка. Была она сегодня такая веселая, черноволосая, без платка, без галстука; подбегая, она раскинула руки и радостно спросила
– Ну что, заждались? Вот и я. А он уже спит?
– А он, кажется, уже не спит, – как-то по-чужому ответил Сергей и остановился. И, очевидно, опять что-то случилось, потому что пораженная Натка отступила назад, подошла снова и, заглянув Альке в лицо, вдруг ясно услышала далекую песенку о том, как уплыл голубой кораблик...

СЕМЁН
(открывает глаза)
Ба, а почему погиб Алька? Что Гайдару его совсем не жалко?

АЛЛА ПЕТРОВНА
Я думаю, Джино, что Гайдару было жалко Альку. И даже очень жалко. Может, так жалко, что у него рука не поднималась писать последние главы.

СЕМЁН
Ну и оставил бы Альку жить. Чтоб поболел, раненный камнем, и выздоровел. Хотя... конечно же лучше, чтобы Чапаев доплыл до берега, и Гагарин не разбился в самолёте. Но этого в жизни не бывает.

АЛЛА ПЕТРОВНА
(целует Семёна)
Не бывает, Джино. Но они нас видят и ждут, чтобы мы делали за них добро, которое они не могут уже совершить на Земле.

СЕМЁН
И Алька видит? И папа, и мама, и дедушка?

АЛЛА ПЕТРОВНА
Да. Ты внук чекиста. Твои родители больше жизни ценили справедливость. Тебе нужно сделать много добрых дел за себя и за них.

СЕМЁН
Ба, расскажи ещё раз про папу и маму. И почему я – Джино.

АЛЛА ПЕТРОВНА
Они очень любили тебя. Такой маленький комочек, который вырастал на наших глазах. Папа всегда приходил поздно и разговаривал с тобой, даже когда ты спал.
Он назвал тебя Джельсомино, потому что у тебя был большой рот, который умел улыбаться так, что люди на улице останавливались перед твоей коляской. И ещё этот рот умел так кричать, что твоя мама вздрагивала. А папа смеялся и говорил, что Джельсомино из сказки Джанни Родари занял бы на конкурсе по крику второе место после тебя, если вообще не побоялся бы соревноваться.

СЕМЁН
Ты говорила, что Джельсомино в переводе "жасмин"... цветок.

АЛЛА ПЕТРОВНА
Ты и есть цветок.

СЕМЁН
Я давно прочёл эту сказку "Джельсомино в стране лжецов". Ба, ты рассказывала, что папа говорил, что, когда я пойму, почему так называется сказка, значит, я вырос, и ко мне надо относиться ещё бережней.

АЛЛА ПЕТРОВНА
Взрослые беззащитнее детей. Взрослые не умеют плакать. Их легко обмануть. Они верят словам. А дети и собаки чувствуют, злой человек или добрый. (пауза) Мама называла тебя Джино, часто целовала и выбивала по мишеням в тире сплошные десятки. У неё была твёрдая рука.

СЕМЁН
А папа был сильный?

АЛЛА ПЕТРОВНА
Да, он был сильный. Ведь он – сын чекиста, которого уважал сам Дзержинский.

СЕМЁН
Знаю. "Железный рыцарь революции", "Железный Феликс"... И ещё был Железный Дровосек. Он шёл к Волшебнику Изумрудного Города, чтобы тот подарил ему сердце, которого не было в груди Железного Дровосека. А у папы?..

АЛЛА ПЕТРОВНА
У папы было трепетное сердце. Как и у Феликса Эдмундовича. Человеческое. Это люди с гордой, нежной и целомудренной душой. Мой сын был милым человеком, большой и сильный. Ему бесконечно доверяли. Ты любил ползать по его груди, когда он отдыхал на диване. Твои родители, Джино, – моральные таланты. Ты понимаешь, что это значит?

СЕМЁН
Да, бабуля. Когда знаешь, как себя вести правильно и делаешь это талантливо. А в Анголе жарко?

АЛЛА ПЕТРОВНА
Солнце в тех краях
(пауза)
пожирает всё. Жара может выесть даже душу... Там люди захотели стать свободными и папу с мамой послали помогать завоёвывать свободу. Потому что свободу не дают просто так. От них нет известий уже восемь лет... Принеси мне, пожалуйста, стакан холодной воды.



ИНТ. КВАРТИРА СЕВЕРИНЫХ. ГОСТИНАЯ – 1998 ГОД. ВЕЧЕР.

В гостиной – новая современная мебель, но диван старый.
В серванте стоят фотографии: молодого Юрия Афанасьевича Северина в форме чекиста, Аллы Петровны в возрасте 75 лет, свадебная фотография родителей Семёна.

За празднично накрытым столом сидят Семён (38 лет) в форме майора с медалями "За отличие в военной службе" II и III степени, его жена ОЛЬГА (36 лет), их сын ЮРИЙ (15 лет).

В стопке с водкой – "звёздочка".

СЕМЁН
(поднимает стопку)
За очередное звание!

ЮРИЙ
И награду.

СЕМЁН
За награду отдельно

Семён выпивает водку из стопки. Ольга и Юрий пьют из бокалов вино.

ОЛЬГА
Тебе идёт оливковый цвет
(целует Семёна)
Я так редко вижу тебя в форме. Почему ты её не носишь?

СЕМЁН
Ты меня вообще редко видишь. А почему не ношу... Помнишь, "могу носить, могу не носить". Работа такая.

ОЛЬГА
Как хорошо ты придумал: отпраздновать с нами. И чтоб больше никого.

СЕМЁН
(наливает Ольге, Юрию, себе)
Захотелось побыть с семьёй.

Семён встаёт из-за стола, подходит к серванту, смотрит на фотографии.



СЕМЁН
(поднимает руку со стаканом)
Вот я и майор, ба. И награждён медалью. А ты не видишь... Вот уже пятнадцать лет...

Семён выпивает. Ольга с бокалом вина подходит к Семёну.

ОЛЬГА
Они видят, Джино. Я знаю
(отпивает вино)
Пойду, принесу пирог.

Ольга выходит из комнаты.

Семён возвращается за стол.

ЮРИЙ
Батя, я знаю, что прабабушка часто напоминала тебе, что ты внук чекиста и должен вести себя соответственно. Как это?

СЕМЁН
Не соответственно, а подобающе. Она всю жизнь проработала учительницей. У неё был другой лексикон. Подобающе – значит, жить искренне: друзей любить, врагов ненавидеть и не либезить ни перед кем. Вот и вся нехитрая правда достойной жизни.

ЮРИЙ
Я давно хочу спросить у тебя... Ты ведь знаешь мою любимую книгу детства.

СЕМЁН
Знаю. "Военная тайна" Гайдара.

Юрий прикрывает глаза, декламирует наизусть.

ЮРИЙ
В последний раз обходила Натка шумный и отчаянный свой четвертый отряд. Еще не везде смолкли печальные разговоры, еще не у всех остыли заплаканные глаза, а уже исподволь, разбивая тишину, где-то рокотали барабаны. Уже, рассевшись на бревнах, дружно и нестройно, как всегда, запевали свою песню октябрята. Уже успели Вася Бубякин и Карасиков снова поссориться и снова помириться. И уже перекликались голоса над берегом, аукали в парке и визжали под искристыми холодными душами.

ГОЛОС ЮРИЯ
(за кадром, на реконструкции)
Натка зашла в прохладную палату. Там у окна стоял только один Владик. Она подошла к нему сзади, но он задумался и не слышал. Она заглянула ему через плечо и увидела, что он пристально разглядывает Алькину карточку.
Владик отпрыгнул и крепко спрятал карточку за спину.
– Зачем это? – с укором спросила Натка. – Разве ты вор? Это нехорошо. Отдай назад, Владик.
– Вот скажи, что убьешь, и все равно не отдам, – стиснув зубы, но спокойно, не повышая голоса, ответил Владик.
И Натка поняла: правда, скажи ему, что убьют, и он не отдаст.
– Владик, – ласково заговорила Натка, положив ему руку на плечо, – а ведь Алькиному отцу очень, очень больно.
Ты отдай, отнеси. Он на тебя не рассердится...
Тут губы у Владика запрыгали. Исчезла вызывающая, нагловатая усмешка, совсем по-ребячьи раскрылись и замигали его всегда прищуренные глаза, и он уже не крепко и не уверенно держал перед собой Алькину карточку. Голос его дрогнул, и непривычные крупные слезы покатились по его щекам.
– Да, Натка, – беспомощным, горячим полушепотом заговорил он, – у отца, наверное, еще есть. Он, наверно, еще достанет, А мне... а я ведь его уже больше никогда...

Семён сидит за столом, прикрыв глаза рукой, представляет.


РЕКОНСТРУКЦИЯ (НА ГОЛОСЕ ЮРИЯ ЗК). ИНТ. ПАЛАТА В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ ДЕНЬ.

У окна, спиной к двери стоит пионер ВЛАДИК (12 лет).

Входит вожатая пионерского отряда НАТКА (20 лет), подходит к Владику, заглядывает через плечо, видит в руке Владика – фотографию Альки, дотрагивается до Владика.

Владик испуганно отпрыгивает, прячет фотографию за спину.

Натка что-то говорит Владику.

Владик отвечает с вызывающей усмешкой, с прищуром смотрит на Натку.

Натка подходит к Владику, ласково кладёт руку ему на плечо.

С лица Владика исчезает усмешка, лицо становится по-детски беспомощным, по щекам Владика катятся слёзы.
КОНЕЦ РЕКОНСТРУКЦИИ.


ИНТ. КВАРТИРА СЕВЕРИНЫХ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Семён сидит, прикрыв лицо рукой. Юрий продолжает декламировать на память с закрытыми глазами.


ЮРИЙ
Минутой позже, все еще собираясь выругать за что-то
Натку, забежал вожатый Корчаганов и, разинув рот, остановился.
Сидя на койке, прямо на чистом одеяле, крепко обнявшись, Владик Дашевский и Натка Шегалова плакали. Плакали открыто, громко, как маленькие глупые дети. Он постоял, тихонько, на цыпочках, вышел, и ему чтото захотелось выпить очень холодной воды...
(открывает глаза)
Батя, почему в этом месте у меня наворачиваются слёзы? Наверное, это стыдно для мужчины?

Семён убирает руку, глаза его наполнены слезами.

АКЦЕНТ: крупно – фото Аллы Петровны.

ГОЛОС АЛЛЫ ПЕТРОВНЫ
(за кадром)
Это не стыдно, любимые мои.

ИНТ. РАБОЧИЙ КАБИНЕТ СЕМЁНА – 2008 ГОД. ВЕЧЕР.

На столе горит настольная лампа. Начальник следственного отдела полковник Семён Северин (48 лет) сидит за столом. Перед ним – открытая папка.

Входят оперативные работники следственного отдела майор Николай МАКАРОВ (40 лет) и майор Сергей АФОНОВ (38 лет).

МАКАРОВ
Вызывали, Семён Владимирович?

СЕМЁН
Сегодня вечером был убит у себя дома преподаватель университета профессор-энтомолог Петр Юрьевич Долинов. Займитесь этим делом.


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. КАБИНЕТ. ВЕЧЕР.

Кабинет – смежный с гостиной. Дверь кабинета с поворачивающейся ручкой и замком, запирающимся на ключ со стороны кабинета. Две стены кабинета завешены экспонатами энтомологической коллекции – бабочками в рамках. Одна стена завешена полностью, пустует место только одного экспоната. На другой стене – висят два экспоната коллекции: "Махаон" и "Мёртвая голова". У этой же стены, на полу, валяются сорванные со стены и разбитые экспонаты. Книжный шкаф, письменный стол. На столе – настольная лампа, дощечки для энтомологических ящичков, скальпели.

На полу – труп профессора ДОЛИНОВА (72 года), седовласого красивого мужчины. На нём домашний халат, на одной ноге – кожаный тапочек. Вокруг головы Долинова лужа крови, лицо и волосы тоже в крови. Афонов осматривает труп.

Входит Макаров.

МАКАРОВ
(подходит к Афонову)
Когда?

АФОНОВ
Судя по окоченению жевательных мышц, смерть наступила около трёх часов назад. Присутствуют ушибленные раны головы в области затылка и левого виска. Обрати внимание: на трупе – один домашний кожаный тапочек, а второй – у двери кабинета с другой стороны.

Макаров подходит к открытой двери в гостиную, останавливается в дверях.


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ.

Гостиная в старой профессорской квартире-сталинке с мебелью 50-х годов: обеденный стол, буфет, старинное бюро, на нём – китайская ваза, у той же стены – аквариум с подсветкой.

АКЦЕНТ: на полу у двери – тапочек Долинова.

В дверях кабинета стоит Макаров, смотрит на тапочек.

МАКАРОВ
Похоже, потерял в спешке.

МИЛИЦИОНЕР сидит за столом, пишет протокол.

У стены стоят с испуганным видом понятые: ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА ГРИШИНА (39 лет), красивая высокая, худая женщина с печальными глазами, и СОСЕД.
 
Макаров подходит к Милиционеру, смотрит в протокол.

МАКАРОВ
(Милиционеру)
Написал? Так.
(диктует)
В присутствии понятых...
(Гришиной)
Как Ваша фамилия?

ГРИШИНА
Гришина. Валентина Николаевна.

МАКАРОВ
(Милиционеру, диктует)
Проживающей по адресу..?

Макаров вопросительно смотрит на Гришину.

ГРИШИНА
Здесь я живу, в соседней квартире...


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. КАБИНЕТ.

Афонов фотографирует коллекцию бабочек на стенах, письменный стол.


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ.

Милиционер за столом продолжает писать протокол. Сосед и Гришина наблюдают за происходящим.

Макаров и племянница профессора Долинова – высокая блондинка с длинными волосами, хорошей фигурой и ярким макияжем – НИНА ГУСЕВА(24 года) сидят на диване.

МАКАРОВ
Нина, расскажите, пожалуйста, о событиях сегодняшнего вечера.


НИНА
Я с тётей пошла на премьеру в театр, вышли из дома около шести вечера, а дядя остался. Он сказал, что идти в театр у него нет настроения. "Лучше поработаю со своей коллекцией",
(всхлипывает)
так он сказал.

МАКАРОВ
Успокойтесь.

НИНА
Из театра мы вернулись примерно в одиннадцать вечера.


ФЛЭШ-БЕК. ИНТ. ПОЪЕЗД ДОМА ДОЛИНОВЫХ. ВЕЧЕР.

По лестнице на площадку, где расположена квартира Долиновых, поднимаются жена профессора, невысокая седовласая женщина с интеллигентным лицом, МАРИНА ЛЬВОВНА ДОЛИНОВА и Нина.

НИНА
Вы как хотите, Марина Львовна, но последнюю сцену я хочу рассказать Петру Юрьевичу в подробностях.

МАРИНА ЛЬВОВНА
(смеётся)
У него в кабинете мало места. И я боюсь, что при твоём темпераменте... Ты, надеюсь, помнишь, что там героиня произносила заключительные слова, стоя на столе?

НИНА
(смеётся)
Помню. Кстати, мне это не понравилось.

Марина Львовна и Нина, подходят к двери квартиры. Нина нажимает на кнопку звонка. Дверь никто не открывает.

МАРИНА ЛЬВОВНА
(достаёт из сумочки ключ, вставляет в замок)
Наш профессор, как всегда, заработался и ничего не слышит.


ФЛЭШ-БЕК. ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

В гостиной включен верхний свет, дверь в кабинет открыта.

Входят Марина Львовна и Нина.

МАРИНА ЛЬВОВНА
(кричит)
Это мы, Пётр Юрьевич! Почему у тебя везде горит свет?

Марина Львовна идёт к открытой двери кабинета.

МАРИНА ЛЬВОВНА
(смеётся)
Ты решил устроить день открытых дверей?

Марина Львовна входит в кабинет.
 
ГОЛОС МАРИНЫ ЛЬВОВНЫ
(ИЗ КАБИНЕТА, истошно кричит)
Петя!!!

КОНЕЦ ФЛЭШ-БЕКА.


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Нина продолжает свой рассказ.

НИНА
Тётя в кабинете обнаружила "этот ужас"... Я позвонила в милицию.

МАКАРОВ
Нина, что-нибудь пропало из квартиры?

Нина встаёт с дивана, осматривает гостиную, идёт к бюро.

НИНА
Все ценности хранились здесь, в бюро. Оно не запирается. Ключ давно утерян. Но квартира на сигнализации, и мы ничего не боялись. Дядя был спокоен за свою коллекцию.

Афонов выходит из открытой двери кабинета в гостиную, фотографирует тапок, лежащий у двери, кладёт тапок в пластиковый пакет, осматривает дверь в кабинет и замок.

АФОНОВ
Дверь вышибли, похоже, ударом плеча.

Нина подходит к бюро, открывает его, заглядывает внутрь.

НИНА
Ой!

Нина проводит рукой по пустым полкам.

НИНА
(продолжает)
Пропали драгоценности... Все...

МАКАРОВ
(Нине)
Надеюсь, вы можете вспомнить, что именно здесь хранилось.

НИНА
Да их не так много. Вот тут стояла шкатулка. В ней тётя хранила свои украшения, но она Вам о них лучше сама расскажет, золотой портсигар, который она подарила дяде, его золотые запонки с рубинами и золотая заколка для галстука. Кажется, всё... А, нет... ещё мои серьги с камеями и золотой кулон-часы на золотой цепочке.

АФОНОВ
Где сейчас Марина Львовна?

НИНА
Тёте плохо, я дала ей лекарство ещё до вашего приезда, увела в спальню и подождала, пока она уснула.

МАКАРОВ
Скажите, а раньше попытки посторонних проникнуть в квартиру были?

НИНА
Сигнализация ни разу не срабатывала. Но сегодня... Днём Пётр Юрьевич был в университете, я – на работе, а Марина Львовна, собиралась уйти из дому и не смогла сдать квартиру на сигнализацию: не работал телефон. Оказалось, что у нас в подвале украли часть телефонного кабеля.

МАКАРОВ
И что она сделала?

НИНА
Она позвонила на телефонную станцию, и ей сказали, что устранят повреждение через два дня: большая загрузка.

МАКАРОВ
А Вы, Марина Львовна или Пётр Юрьевич говорили кому-нибудь о поломке?

НИНА
Нет. У нас это семейное: ни я, ни тем более, дядя и тётя, о бытовых проблемах никому никогда не рассказываем.
 
АФОНОВ
Это сейчас большая редкость даже среди интеллигенции.

Афонов выходит.


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. СПАЛЬНЯ. ВЕЧЕР.

На кровати с закрытыми глазами лежит одетая "по-театральному" Марина Львовна. Раздаётся стук в дверь.
 
ГОЛОС АФОНОВА
(из-за двери)
Разрешите, Марина Львовна? Это майор Афонов.

МАРИНА ЛЬВОВНА
(открывает глаза)
Да, конечно.

Афонов заходит, присаживается на пуфик у кровати.

АФОНОВ
Примите мои соболезнования. Прошу прощения, но я должен задать Вам несколько вопросов.

МАРИНА ЛЬВОВНА
Спасибо. Я слушаю вас.

АФОНОВ
Марина Львовна, кто бывал у Вас дома и как часто?

МАРИНА ЛЬВОВНА
Мы с Петром Юрьевичем жили довольно замкнуто. Изредка приходил его аспирант Дмитрий Валерьевич Костенко, которым муж очень гордился. Иногда Дима оставался у нас обедать. Последний раз это было недели две назад. Кстати, тогда он принёс нам всем билеты на сегодняшнюю премьеру в театре.
 
АФОНОВ
У Вашего мужа были враги? Может быть, кто-нибудь ему угрожал? Что-нибудь требовал?

МАРИНА ЛЬВОВНА
Какие враги?! Его все любили. И сотрудники и студенты. Все.


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
 
МАКАРОВ
(Нине)
Пожалуйста, посмотрите внимательно. Может быть, что-нибудь ещё пропало.

НИНА
(осматривается, подходит к серванту)
Заколка для волос пропала. Я её здесь, на серванте, оставила. Когда в театр собиралась, сняла и сюда положила.
(недоумённо)
Обычная бижутерия... Красивая, правда

Раздаётся звонок в дверь.

МАКАРОВ
(смотрит на часы)
Пятнадцать минут второго. Кто этот ночной гость? Вы кого-то ждёте, Нина?

НИНА
После звонка в милицию я позвонила своему жениху Яну и рассказала ему о случившемся. Он сказал, что немедленно приедет.

Нина выходит из гостиной и возвращается с Яном (32 года), красивым блондином спортивного телосложения.

ЯН
Здравствуйте! Ян Докторов.

МАКАРОВ
(Яну)
Майор Макаров. Как давно Вы знакомы с Ниной? И когда в последний раз были в этой квартире?

ЯН
(Макарову)
Знаком примерно полгода.
(дальше)

(Нине)
Так, Ниночка?
Но бывал здесь нечасто. А если быть честным, всего один единственный раз, когда Нина представляла меня, как жениха.

МАКАРОВ
А что ж так?
 
ЯН
Марина Львовна меня не любит. Она считает: продавец книжного магазина её племяннице не пара.

МАКАРОВ
А когда был этот "один единственный раз"?

ЯН
Я помню точно... три недели назад, в пятницу.
 
МАКАРОВ
(Яну)
Значит, все ваши встречи происходили на Вашей территории?

ЯН
Да, мы встречались у меня дома. У меня своя квартира в часе езды отсюда.

МАКАРОВ
А доехали Вы сюда на своей машине?

ЯН
Нет. Я приехал сюда на такси. Своей машины у меня пока нет.

В гостиную заходит Афонов с пластиковым пакетом, в котором лежит дверной замок.

АФОНОВ 
(Макарову)
Следов взлома нет.

Афонов кладёт пластиковый пакет в чемоданчик.

АФОНОВ
(продолжает)
Я снял замок, чтобы провести экспертизу в лаборатории.
(Яну)
Надеюсь, Вы поможете сегодня же дамам решить проблему не запирающейся двери.

ЯН
Конечно.

МАКАРОВ
(Милиционеру)
Закончил?
 
Милиционер молча кивает.

МАКАРОВ
(Гришиной и Соседу)
Понятые, пожалуйста, подойдите сюда и подпишите протокол осмотра места происшествия.

Гришина и Сосед подходят к столу.

АФОНОВ
(Нине)
У кого есть ключи от квартиры?

НИНА
Ключи есть у дяди, у тёти, у меня, и, естественно, в "охране".

АФОНОВ
(Нине)
Вы не припомните, не терял ли кто-нибудь из домашних ключ от квартиры?

НИНА
Неделю назад в супермаркете я выложила ключницу на столик, когда упаковывала продукты в сумку, и забыла её там. Но, к счастью, в это время рядом оказался наш сосед Саша, сын Валентины Николаевны. Он тоже складывал свои продукты и заметил забытую ключницу. Я сразу её не хватилась, мне открыла тётя. А потом Саша принёс.

АФОНОВ
(Нине)
Сколько времени ключи находились у Саши?

НИНА
Примерно часа два. Он ещё говорил, что приятелей встретил во дворе, поболтал с ними, а, когда домой пришёл, про ключи забыл. Потом вспомнил и занёс. И очень извинялся.

ГРИШИНА
(возмущённо)
При чём здесь приятели?! Ну, забыл про ключи. Ну, не принёс сразу. Что Вы цепляетесь?! Ведь он извинился.

НИНА
(удивлённо)
Да я, Валентина Николаевна... Я просто рассказала, как было...

ГРИШИНА
(плачет)
Если человек оступился, так его уже и во всех смертных грехах обвинять можно...

МАКАРОВ
(Гришиной)
Оступился?

ГРИШИНА
Год назад Сашенька связался тут...

МАКАРОВ
Алкоголизм, наркомания?

ГРИШИНА
Наркотики... Но он лечился и уже почти вылечился.

МАКАРОВ
Я могу сейчас поговорить с Вашим сыном?

ГРИШИНА
Саши с позавчерашнего вечера нет дома.

МАКАРОВ
Но, возможно, Вы знаете, где он может быть?

ГРИШИНА
Нет. Мне он не докладывает. Извините.
 
МАКАРОВ
Вы слышали что-нибудь подозрительное на площадке или в квартире соседей вчера около 21 часа.

ГРИШИНА
Ничего не слышала.


ИНТ. КАБИНЕТ СЕВЕРИНА. НОЧЬ.

Семён спит в рабочем кресле за столом.

Открывается дверь, входит Алла Петровна, подходит к столу, выключает настольную лампу, закрывает папку с делом, включает компьютер.

На экране – почтовая программа. Открывается письмо, вложенные в письмо файлы. На экране – два рентгеновских снимка черепа. На одном – рана на затылке, на другом – рана на виске.

Алла Петровна выходит.


ИНТ. КВАРТИРА СЕВЕРИНА. СПАЛЬНЯ. УТРО.

Ольга спит в постели.

Ольга просыпается, включает ночник, смотрит на будильник, который стоит на прикроватной тумбочке.

АКЦЕНТ: на часах – 6.20

ОЛЬГА
(звонит по телефону)
Джино, доброе утро. Ты приедешь к завтраку?


ИНТ. КАБИНЕТ СЕВЕРИНА. УТРО.

Заспанный Семён сидит за рабочим столом, разговаривает по телефону.

СЕМЁН
Да, дорогая.
(смотрит на экран комьютера)
Странно... Это не тебе. Вот только разберусь тут с двумя ударами по одной умной голове.
(кладёт трубку телефона, смотрит на часы)
Ого!

Семён выходит.


ИНТ. МОРГ. УТРО.

Входит Семён. К нему подходит судмедэксперт Наташа.

СЕМЁН
Доброе утро, Наташа. Вы с утра пораньше уже на работе.

НАТАША
Так же, как и Вы, Семён Владимирович. Я Вам вчера заполночь результаты медэкспертизы отправила. Вы их уже видели?

СЕМЁН
А что, есть что-то из ряда вон..?

НАТАША
Да есть кое-что.

СЕМЁН
Рассказывайте.

НАТАША
Жертве нанесены два удара тупым предметом с ограниченной плоской поверхностью. Один удар – по затылку, второй, оказавшийся смертельным, в левый висок. Кроме того, в лицо жертве был произведён выстрел из газового пистолета, чтобы обездвижить и лишить жертву инициативы. По характеру повреждений можно сделать предположение, что удары могли быть нанесены этим же пистолетом. Смерть наступила между 21 часом и 21.30.

НАТАША
(подходит к экрану)
Смотрите.

Семён подходит к экрану.

На экране – рентгеновский снимок раны на затылке.

НАТАША
(указывает на экран)
Вот что интересно. Анализ расположения переломов костей черепа позволяет определить, что удар по затылку был нанесен левшой. Этот удар был первым. После чего Долинов упал. Но преступник, видимо, не был уверен, что убил Долинова, и нанёс ему ещё один, контрольный удар, в висок.

На экране меняется изображение – рентгеновский снимок черепа в другом ракурсе, с раной на виске.

НАТАША
Второй удар, которым убийца добил жертву, был нанесен в левый висок, с "непривычной", то есть, с правой, руки. Об этом говорит характер раны: этот удар был гораздо меньшей силы.

СЕМЁН
Похоже, убийца после первого удара сообразил: мы поймём, что надо искать левшу, и попытался запутать следы.
(пауза)
Так Вы говорите, что отправили заполночь эти материалы мне на электронную почту?

НАТАША
Да, а разве Вы их не получили?

СЕМЁН
Получил. Но вот файл как-то странно открылся. Самостоятельно.

ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. УТРО.

АФОНОВ
Итак, следов взлома входной двери нет. Значит, есть две возможности проникновения в квартиру: либо у убийцы был ключ, либо профессор открыл ему дверь сам.

МАКАРОВ
Вряд ли профессор открыл дверь незнакомому человеку после девяти часов вечера, кем бы он ни представился.

Входит Семён.

СЕМЁН
До чего додумались, аналитики?

МАКАРОВ
Понимаете, Семён Владимирович, от входной двери до кабинета, где Долинов был убит, довольно приличное расстояние.
Если предположить, что он всё-таки открыл чужому, труп Долинова нашли бы, вероятнее всего, в прихожей. В гостиную Долинов мог пройти только со знакомым.

СЕМЁН
(задумчиво)
Знакомым... знакомым... Я знаю профессора Долинова уже более трёх лет. Мы встречались с ним один раз в три месяца на семинарах Ассоциации Интеллектуалов... Что у нас имеется по делу?

АФОНОВ
На тапке, который был на трупе, – отпечатки пальцев Долинова и Марины Львовны. А на подошве – осколки стекла и следы растоптанных бабочек. На втором тапке, который нашли у двери, есть отпечатки пальцев ещё одного, неизвестного, человека. Отпечатки этого человека есть на ручке двери кабинета, выключателе в гостиной и на крышке бюро. Я провёл поиск по базе данных. В нашей базе этого человека нет.

СЕМЁН
(Афонову)
Ты можешь сказать, как была открыта дверь?

АФОНОВ
Конечно. Долинов дверь не открывал. Она была открыта убийцей дубликатом "родного" ключа. Замок открыт ключом с погрешностями геометрии. То есть по сравнению с "родным" ключом ключ убийцы имел незначительные механические дефекты, которые оставили свои следы в замке.

СЕМЁН
Почему один тапок Долинова оказался за дверью?

МАКАРОВ
Похоже, Долинов услышал какой-то шум в гостиной и вышел из кабинета. Он увидел грабителя, который, в свою очередь, этого никак не ожидал.

ФЛЭШ-БЕК. ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. КАБИНЕТ. ВЕЧЕР.

Долинов сидит в кресле за письменным столом и при свете настольной лампы раскладывает липовые дощечки и булавки для своих будущих экспонатов. Неожиданно из-за закрытых дверей кабинета доносится шум – что-то упало.

ДОЛИНОВ
(бормочет)
Странно, ведь в доме никого нет, кроме меня.

Долинов встаёт и подходит к двери, шаркая домашними тапочками, надетыми на босые ноги, открывает дверь и делает шаг в гостиную.


ФЛЭШ-БЕК. ПРОДОЛЖ. ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР.

В гостиной – полумрак, единственный источник света – лампа над аквариумом, который стоит у одной из стен рядом со старинным бюро.

Возле открытого бюро спиной стоит человек в верхней одежде, в руках у него – золотой портсигар. Человек поворачивает голову.

ДОЛИНОВ
(восклицает)
Вы?! Что Вы тут делаете?!

Долинов резко разворачивается, бросается в кабинет. 


ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. КАБИНЕТ. ВЕЧЕР.

Вбегает Долинов, захлопывает дверь, поворачивает ключ в двери.

Многократно дёргаясь, поворачивается ручка двери кабинета: кто-то пытается открыть дверь снаружи.
КОНЕЦ ФЛЭШ-БЕКА.


ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. УТРО. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

МАКАРОВ
Если преступник не попытался бежать, значит, Долинов его узнал?

СЕМЁН
Очевидно, так и было. Грабитель бросился на Долинова, но профессор успел закрыться от него в кабинете, потеряв в спешке один тапок в гостиной.

АФОНОВ
Затем грабитель выломал дверь и убил профессора.

МАКАРОВ
Пока грабитель ломился в дверь, профессор в последние минуты жизни зачем-то сознательно уничтожал экспонаты своей коллекции: об этом говорят следы на подошве тапка, который остался на нём. Судя по глубине проникновения осколков стекла в подошву, профессор именно топтал экземпляры своей драгоценной коллекции.

СЕМЁН
(задумчиво)
Зачем? Думай, внук чекиста.

МАКАРОВ
Не знаю. А пока я уверен в одном: убийца был знаком Долинову и имел возможность изготовить дубликат ключа.

СЕМЁН
А имел такую возможность сосед Саша, который нашёл ключ.

МАКАРОВ
К тому же, его мать сказала, что он с позавчерашнего вечера не появлялся дома.

СЕМЁН
(Макарову)
Коля, займись этим Сашей.


ЭКСТ. ДВОР У ДОМА ДОЛИНОВЫХ. ДЕНЬ.

К дому Долинова подъезжает машина, за рулём которой сидит
Макаров.

Макаров выходит из машины.

Во дворе на скамейке сидят ПАРЕНЬ и ДЕВУШКА, целуются.

Макаров подходит к Парню и Девушке.

МАКАРОВ
Майор Макаров.

ПАРЕНЬ
Майор – это хорошо. А в чём дело?

МАКАРОВ
Дело в том, что ваш приятель Александр Гришин не появляется дома с позавчерашнего вечера: его мать волнуется.

ДЕВУШКА
Ну, уж, и приятель! Они с нами не водятся.

МАКАРОВ
Кто "они"? Вы с Гришиным на "Вы"?

ДЕВУШКА
Счас! Разогналась! Просто у него подружка есть, Катькой зовут.
 
ПАРЕНЬ
(Макарову)
Ну, да. Ничего такая сама из себя.
 
ДЕВУШКА
(Парню)
А ты уже присмотрелся? Может, ты и адресок её знаешь?

ПАРЕНЬ
(Девушке)
Не знаю. Пока.

МАКАРОВ
Тихо! Тихо! Скажите, при каких обстоятельствах вы видели Гришина в последний раз? И когда?

Парень и Девушка переглядываются.

ПАРЕНЬ
Вчера днём. Я его встретил во дворе. Он просил денег. Я не дал.

ДЕВУШКА
И правильно сделал. Он же...

ПАРЕНЬ
(перебивает)
А тебе какое дело? Лезешь вечно.

МАКАРОВ
(Девушке)
Он же что?

ДЕВУШКА
Ничего.

МАКАРОВ
(Девушке)
Ну, а всё-таки?

ПАРЕНЬ
Вам же сказали: ни-че-го.

МАКАРОВ
Ладно. Значит, адрес Кати вы не знаете?

ПАРЕНЬ
Нет.

МАКАРОВ
(угрожающе)
До свидания.

Макаров резко поворачивается и отходит.

ПАРЕНЬ
(тихо)
Не хотелось бы.

Парень обнимает Девушку за плечи. Девушка резко сбрасывает его руку, встаёт, уходит.

Макаров звонит по мобильному.

МАКАРОВ
Серёжа, ты выяснил что-нибудь по поводу друзей Александра Гришина?

ИНТ. СЛЕДСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ. КОРИДОР. ДЕНЬ.

По коридору идёт Афонов, разговаривает по мобильнику.

АФОНОВ
По базе данных некая Екатерина Климова, студентка медучилища, выступала свидетельницей при одном из приводов Александра Гришина в милицию. Она снимает квартиру неподалёку от дома Долиновых. Запоминай её адрес...


ИНТ. ПОДЪЕЗД ДОМА КАТИ. ДЕНЬ.

Макаров взбегает по ступенькам на лестничную площадку, звонит в дверь.

Дверь открывает КАТЯ.

МАКАРОВ
Майор Макаров, следственный отдел. А Вы – Катя Климова.

КАТЯ
Да.

МАКАРОВ
Мне нужен Александр Гришин. Он у Вас?

КАТЯ
Да. Саша спит. Проходите.

Катя впускает Макарова в квартиру. Макаров проходит.


ИНТ. КВАРТИРА КАТИ. ПРИХОЖАЯ. ДЕНЬ.

Макаров входит.

Макаров через открытую дверь комнаты видит спящего на диване ГРИШИНА (19-лет, маленького роста, худой, с длинными светлыми волосами).

МАКАРОВ
(кивает в сторону Гришина)
Не будем ему мешать.

КАТЯ
Можно пройти на кухню.

Макаров с Катей проходят на кухню.


ИНТ. КВАРТИРА КАТИ. КУХНЯ. ДЕНЬ.

Макаров садится за стол. Катя присаживается на край стула напротив Макарова.

МАКАРОВ
Когда Гришин к Вам пришёл?

КАТЯ
Позавчера вечером. Остался у меня ночевать, а утром... А что случилось?

МАКАРОВ
Совершено преступление. Итак, утром...?

КАТЯ
Я как чувствовала, что что-то случилось. Утром он попросил денег на "колёса". Вы, конечно, уже узнали, что он наркоман.

МАКАРОВ
Конечно, узнал. И часто Вы ему давали деньги на эти самые "колёса"?

КАТЯ
Ну, иногда.
(горячо)
Но вчера решила, хватит. Саша убежал, и целый день его не было, а около десяти вечера появился. Я его таким никогда не видела...


ФЛЭШ-БЕК. ИНТ. КВАРТИРА КАТИ. ПРИХОЖАЯ/КОМНАТА. ДЕНЬ.

Катя в прихожей открывает входную дверь.
 
Заходит Гришин: перепуганный, бледный, руки трясутся. Гришин что-то невнятно бормочет.

КАТЯ
Наркотики тебя до добра не доведут.

Гришин, нервно пытается снять куртку.

ГРИШИН
(бормочет)
Это ужас! Ужас!
(кричит)
Сделай что-нибудь! Мне плохо!
 
Катя бросается в кухню.
 
Гришин, наконец, сбрасывает куртку на пол.

Катя выбегает из кухни с резиновым жгутом и шприцем, наполненным лекарством.

КАТЯ
Садись.

Гришин садится на табуретку.

Катя расстёгивает манжет на рубашке Гришина, закатывает рукав, перетягивает руку жгутом, делает укол в вену, снимает жгут.

КАТЯ
Теперь разденься и ложись.

Гришин, отмахнувшись, проходит в гостиную, одетый падает на диван, засыпает.

Катя заходит в гостиную, снимает с Гришина ботинки, накрывает его пледом.


ИНТ. КВАРТИРА КАТИ. КУХНЯ. ДЕНЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

МАКАРОВ
И часто такое случалось?

КАТЯ
Нет. Не часто.

МАКАРОВ
А что Вы ему колете в таких случаях?

КАТЯ
Реланиум без физраствора... Снотворное. Иногда иглу не успеваешь вытащить, а он уже засыпает и спит крепко. Как сейчас. Вчера вечером вколола, а он спит, не просыпаясь, до сих пор.

МАКАРОВ
Вы, наверное, отличница у себя в медучилище?
 
В дверях кухни появляется Гришин. На нём нет обуви.

ГРИШИН
Катя, кто это?

КАТЯ
Это – майор Макаров, он...

Гришин резко поворачивается, выбегает из кухни.


ИНТ. ПОДЪЕЗД ДОМА КАТИ. ДЕНЬ.

Гришин в носках выбегает из квартиры, захлопывает за собой дверь, мчится вниз по лестнице.

Из двери квартиры выбегает Макаров.

Гришин добегает до входной двери подъезда, открывает её, выбегает из подъезда.


ЭКСТ. ДВОР ДОМА КАТИ. ДЕНЬ.

По двору бежит Гришин.
 
Макаров догоняет Гришина, толкает в спину. Гришин падает.

МАКАРОВ
(заламывает ему руки за спину)
Куда ты без ботинок? Простудишься.

ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ.

МАКАРОВ
Чего ты испугался? Почему бежал от меня?

Гришин молчит.

Макаров достаёт из ящика стола связку ключей и показывает её Гришину.

МАКАРОВ
Их нашли в кармане твоей куртки.

Гришин молчит.

МАКАРОВ
Тебе придётся объяснить, почему у тебя оказался дубликат ключа от квартиры Долиновых. А пока ты задержан по подозрению в ограблении квартиры и убийстве профессора Долинова.

ГРИШИН
(кричит)
Я ни в чём не виноват и никого не убивал!

Звонит телефон. Макаров поднимает трубку, слушает.
 
МАКАРОВ
(в трубку)
Спасибо.

Макаров кладёт трубку.

МАКАРОВ
(Гришину)
Ну вот, собственно, и всё.
Экспертиза показала: на тапочке, который лежал возле кабинета убитого тобой соседа, Петра Юрьевича Долинова, на крышке бюро, из которого похищены ценные вещи, и на многих других предметах в квартире Долиновых твои пальчики оставили следы. У тебя в кармане найдена украденная из квартиры заколка племянницы Долиновых Нины.

ГРИШИН
(истерично кричит)
Я не убивал Долинова! Я заходил в квартиру. Да! Но я не убивал. Я целый день искал по друзьям деньги, и ничего не получилось. А потом подумал, может, соседка одолжит, люди они добрые... И тут я вспомнил: у меня же есть дубликат ключа от квартиры профессора.

МАКАРОВ
Как это, "вспомнил"? Ведь ты же специально делал ключ, чтобы иногда проникать в квартиру и "одалживать" что-нибудь без ведома хозяев.

Гришин молчит, опустив голову.

ГОЛОС ГРИШИНА
(за кадром, на реконструкции)
Я позвонил в дверь соседей. Дверь никто не открыл. Тогда я отпер дверь, зашёл в квартиру.....


РЕКОНСТРУКЦИЯ (НА ЗАКАДРОВОМ ГОЛОСЕ ГРИШИНА). ПОДЪЕЗД ДОМА ДОЛИНОВЫХ. ВЕЧЕР.

Гришин звонит в дверь квартиры Долиновых. Дверь никто не открывает. Гришин достаёт из кармана ключ, отпирает дверь, входит.


РЕКОНСТРУКЦИЯ (НА ЗАКАДРОВОМ ГОЛОСЕ ГРИШИНА). КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. КОРИДОР/ГОСТИНАЯ/КАБИНЕТ. ВЕЧЕР. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Гришин заходит в коридор, включает свет, идёт по коридору, заходит в гостиную, включает свет, осматривается, подходит к бюро, открывает его – там пусто. Гришин выдвигает ящички бюро, ничего не находит ценного. Берёт фарфоровую вазу, стоящую на бюро, рассматривает её, ставит на место, подходит к серванту, берёт заколку, суёт в карман.
 
Гришин проходит, осматриваясь, по гостиной, спотыкается о тапочек, который лежит на полу у двери в кабинет, поднимает тапочек, недоумённо разглядывает его, бросает, открывает дверь кабинета и заходит.

В кабинете при свете настольной лампы Гришин видит разбросанные разломанные ящички с коллекционными бабочками, лежащего на полу Долинова: его голова – в луже крови.
 
Гришин в ужасе медленно выходит из кабинета, покачиваясь, медленно проходит через гостиную, забыв выключить свет, подходит к входной двери.

Гришин осторожно выглядывает из двери на лестничную площадку, выходит, аккуратно захлопывает за собой дверь и быстро бежит вниз по лестнице.
КОНЕЦ РЕКОНСТРУКЦИИ.


ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

МАКАРОВ
Твой рассказ занимателен, но чем ты можешь подтвердить, что всё было именно так?

ГРИШИН
Не знаю. Я думал, Вы мне и так поверите.

МАКАРОВ
Я бы с удовольствием. Только вот одно мешает. Ты у нас из группы риска. К тебе доверия мало. Зачем ты снял дубликат с ключа от квартиры соседей, когда ключ случайно попал к тебе в руки?

Гришин молчит.

МАКАРОВ
Я отвечу за тебя. Потому что ты хотел поживиться чем-нибудь в профессорской квартире.

ГРИШИН
(шёпотом)
Я не убивал. А дубликат ключа сделал, чтобы... Ну, да, Вы правильно говорите...
(кричит)
Но я не убивал! Вы должны мне верить!

Макаров достаёт из папки чистый лист бумаги, ручку, кладёт на стол.

МАКАРОВ
Предположим, я тебе поверил. Пиши объяснительную.

Гришин правой рукой берёт ручку, пишет.

Макаров выходит.


ИНТ. КАБИНЕТ СЕМЁНА. ДЕНЬ.

Семён сидит за рабочим столом, напротив – Афонов.

АФОНОВ
На одежде Гришина нет следов крови.

Заходит Макаров.

МАКАРОВ
Гришин не левша. Далее. По показаниям Климовой, Гришин пришёл к ней около десяти часов вечера и без наркотика. Украденных из бюро ценностей при нём не нашли, и вряд ли он успел бы их сбыть за такое короткое время. Похоже, сбывать было нечего и некогда.

Раздаётся телефонный звонок. Семён снимает трубку.

СЕМЁН
(в трубку)
Слушаю, докладывай... Спасибо.
 (Афонову, Макарову)
Результаты экспертизы замка готовы. Ключом Гришина недавно открывали замок в квартиру Долиновых, но, кроме того, химический анализ показал, что от дубликата в замке остались микрочастицы цинкового сплава "ЦАМ 4-1".

МАКАРОВ
Ключ Гришина сделан из латуни, а родные ключи – из импортного сплава. Значит, есть ещё один ключ.

СЕМЁН
Да, судя по экспертизе замка. Дверь недавно открывали ещё одним "неродным" ключом, вторым, который оставил свои "свежие" следы.

АФОНОВ
Это достаточные аргументы, чтобы снять с Гришина подозрение в убийстве.

СЕМЁН
Через час жду от вас план расследования. Свободны.

Афонов и Макаров выходят.

Семён склоняет голову над бумагами на столе.

СЕМЁН
Почему профессор уничтожал свою коллекцию? Думай, внук чекиста.

Открывается дверь.

СЕМЁН
(не поднимает голову)
Вы что-то забыли?

Входит Алла Петровна.

Семён поднимает голову, молча смотрит на бабушку.

Алла Петровна подходит к столу, в руке у неё удостоверение. Алла Петровна кладёт удостоверение на стол и выходит.

Семён берёт удостоверение, читает.

СЕМЁН
Дмитрий Валерьевич Костенко, аспирант.
(продолжение)
(смотрит на закрытую дверь)
Спасибо, ба.
(пауза)
Почему, всё-таки, Долинов уничтожал свою коллекцию?
(звонит по телефону)
Серёжа, займись Дмитрием Костенко, аспирантом профессора Долинова.


НАТ. УЛИЦА У ЗДАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА. ДЕНЬ.

Афонов подходит к входу в здание университета, звонит по мобильнику.

АФОНОВ
(по телефону)
Дмитрий Валерьевич, я уже здесь. Жду Вас у входа, как договорились.

Из здания выходит аспирант Долинова ДМИТРИЙ КОСТЕНКО (30 лет), невысокий, плотный брюнет в очках.

АФОНОВ
Здравствуйте. С Вашего позволения, я задам Вам несколько вопросов.

КОСТЕНКО
Да, я понял по телефонному звонку, что именно для этого Вы пригласили меня на встречу.

АФОНОВ
Где Вы были вчера в двадцать один час?

КОСТЕНКО
Это лёгкий вопрос. После работы в лаборатории, которая закончилась в 20:30, я пошёл домой пешком. Решил прогуляться. Я снимаю квартиру примерно в часе ходьбы от университета.
 
Афонов достаёт из кармана шарик "Су-Джок".

АКЦЕНТ. Крупно – рука Афонова: в пальцах крутит шарик "Су-Джок".

АФОНОВ
Кто-нибудь может подтвердить это? Может быть, Вы по дороге встретили кого-нибудь?

КОСТЕНКО
К сожалению, нет: я гулял один и никого из знакомых не встретил.

АФОНОВ
Переходим к сложным вопросам. Что это?

Афонов резко бросает в Костенко шарик. Костенко ловит шарик левой рукой.

КОСТЕНКО
(удивлённо)
Шарик "Су-Джок".

АФОНОВ
Правильно
(забирает шарик)
Делаю вывод: Вы – левша.

КОСТЕНКО
(ещё более удивлённо)
Да. А какое это всё имеет значение? Шарик "Су-Джок"... Левша... Ничего не понимаю.

АФОНОВ
Вам придётся проехать со мной в следственный отдел. Вот там всё поймём и во всём разберёмся.


ИНТ. КАБИНЕТ СЕМЁНА. ДЕНЬ.

СЕМЁН
Марина Львовна, что Вы можете рассказать о Дмитрие Костенко? Понимаете, он один из тех, кто знал, что вы все собираетесь идти в театр в тот вечер.

МАРИНА ЛЬВОВНА
Да, это так. Димочка всегда был очень внимательным. Он и принёс нам билеты. И вообще, он очень трепетно относился к нашей семье и был откровенен во многом. Например, однажды, года два назад, он рассказал нам очень трогательную историю о фамильной ценности семьи Костенко, золотом портсигаре.


ФЛЭШ-БЕК. ИНТ. КВАРТ. ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ.

Долинов, Марина Львовна, Костенко сидят за накрытым обеденным столом.
 
Нина, стоя, разливает суп в тарелки.

КОСТЕНКО
Мой дедушка, Борис Григорьевич Костенко, очень любил бабушку, Анастасию Павловну. Свадьбу они сыграли 14 июля 41-го года. А потом дедушка через несколько дней ушёл на фронт. Бабушка говорит, что он писал ей каждый день. Только три раза ненадолго были перерывы. Это когда он попадал в госпиталь и несколько дней находился без сознания. Дедушка вернулся в сорок шестом. А мой отец, Валерий Борисович, родился в сорок седьмом, в счастливой семье бесконечно любящих друг друга людей.

НИНА
Это Вы хорошо сказали, Дима.

МАРИНА ЛЬВОВНА
Кто Вам об этом рассказал? Отец?

КОСТЕНКО
Нет. Он умер очень рано. Мне было десять лет. Вообще, нашу семью преследуют ранние смерти. Дедушка умер в сорок седьмом, так и не оправившись от ран. Бабушка воспитывала отца, практически, одна. Вот она и рассказала мне о портсигаре, который подарила дедушке в день их свадьбы. Она продала его на рынке после смерти дедушки, когда ей нечем было кормить маленького сына, моего отца. Осталась только фотография этого портсигара.
КОНЕЦ ФЛЭШ-БЕКА.


ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ.

В кабинете ¬– Афонов допрашивает Костенко.

АФОНОВ
Результаты дактилоскопической экспертизы показали: на разломанных экспонатах коллекции есть Ваши отпечатки пальцев. Это, конечно, можно объяснить тем, что Вы вместе с профессором работали в кабинете. Но, как Вы сможете объяснить такое совпадение: днём в подвале дома был перерезан телефонный кабель. Чтобы вечером, уходя в театр, Долиновы не смогли поставить квартиру на охрану, и можно было беспрепятственно проникнуть в квартиру. А театральные билеты на этот самый спектакль принесли Долиновым Вы. И сделать дубликат ключа от квартиры у Вас возможность была. Например, пока Пётр Юрьевич читал лекцию.

КОСТЕНКО
Никакой кабель я не перерезал.

Заходит Макаров, показывает Костенко лист бумаги.

МАКАРОВ
Это – описание пропавших из квартиры Долиновых ценностей. Здесь есть кое-что интересное. Вот, например: золотой портсигар, на крышке надпись: "Любимому Пете от Марины. 10 августа 1968 года". Эта надпись к Вам не имеет никакого отношения. А вот сам портсигар... Мы сделали экспертизу и восстановили на нём более старую гравировку – начала 1941 года. Вы же знали, что этот портсигар принадлежал когда-то вашему деду?

Костенко опускает голову.

МАКАРОВ
Вам очень хотелось вернуть его в свою семью. Вот и мотив для убийства.

КОСТЕНКО
Вы правы. Я действительно знал, что наш фамильный портсигар оказался в семье Долиновых.


ФЛЭШ-БЕК. ИНТ. КВАРТ. ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Долинов, Марина Львовна, Костенко сидят за столом. Нина разливает суп в тарелки.

Долинов поднимается из-за стола, подходит к бюро, достаёт портсигар.

ДОЛИНОВ
В нашей семье тоже есть ценность.
(возвращается к столу)
И тоже портсигар.

Долинов протягивает портсигар Костенко. Костенко берёт портсигар, внимательно его рассматривает.

ДОЛИНОВ
И тоже подаренный на свадьбу мне моей любимой женой

Долинов целует Марину Львовну в щеку.

НИНА
Что с Вами, Дима? У Вас дрожат руки. Если Вы будете так обращаться с бабочками, я боюсь, что коллекция дяди может сильно пострадать.

КОСТЕНКО
Пётр Юрьевич, это невообразимо! Но, это – портсигар моего деда.

МАРИНА ЛЬВОВНА
Вы уверены?

КОСТЕНКО
Ни в чём нельзя быть уверенным до конца, Марина Львовна... Но, на крышке портсигара деда в правом нижнем углу была полоска из четырёх маленьких осколков бриллиантов. Третьего от края камушка не было – он выпал. Так же, как и здесь. Но, вот на этом месте
(показывает)
была монограмма. Я её хорошо помню по фотографии: переплетённые буквы "Б" и "К". И дата: 14 июля 1941 года.


ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ.

КОСТЕНКО
Я предлагал Петру Юрьевичу деньги, хотел купить у него этот портсигар. Однако, Пётр Юрьевич отказал мне в просьбе, объяснив отказ тем, что портсигар – подарок жены.
Кроме того, он сказал, что отсутствие в одном и том же месте на крышках портсигаров одного бриллиантика – простое совпадение.

АФОНОВ
Поэтому Вы решили добраться до портсигара несколько иным путём?


ИНТ. КАБИНЕТ СЕМЁНА. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

МАРИНА ЛЬВОВНА
Монограмма и дата, о которых рассказывал Дима, действительно были на этом портсигаре, когда я его покупала. Я попросила ювелира, чтобы старую надпись зашлифовали. Тогда я не призналась мужу, что там была другая гравировка.

СЕМЁН
А то, что на портсигаре не было одного бриллиантика, разве не послужило для Вашего мужа доказательством того, что раньше портсигар всё-таки принадлежал деду Костенко?

МАРИНА ЛЬВОВНА
Я смогла убедить Петра Юрьевича, что это просто случайное совпадение.

СЕМЁН
Почему же сейчас Вы говорите правду?

МАРИНА ЛЬВОВНА
Потому что я знаю: Дима пытался выкупить портсигар, а муж ему отказал. Мне бы не хотелось, чтобы о муже осталась память, как о чёрством человеке.
Ведь он не знал, что портсигар по праву действительно должен принадлежать Диме.


ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

МАКАРОВ
И ещё одно. Весьма для Вас неприятное. Убийца – левша, так же, как и Вы. Предлагаю Вам признаться. Оформим явку с повинной.

Костенко некоторое время молчит.

КОСТЕНКО
(восклицает)
Вы сказали, телефонный кабель был поврежден днём? Но я вчера целый день находился в лаборатории и никуда не отлучался. Это могут подтвердить все сотрудники.

АФОНОВ
Это мы проверим.
 

ИНТ. КАБИНЕТ СЕМЁНА. ДЕНЬ.

Семён работает за компьютером.

Входят Афонов и Макаров.

АФОНОВ
(Семёну)
Сотрудники лаборатории, в которой работает Костенко, подтвердили, что в течение всего дня он находился на работе.

МАКАРОВ
Кроме того, сосед Костенко выкуривал на балконе второго этажа, как он сказал, "вечернюю сигарету" и видел, как Костенко в 21:30 входил в подъезд.
 
АФОНОВ
Что ж, значит, у Костенко – алиби.

СЕМЁН
Какие ещё версии по делу?
 
МАКАРОВ
Один единственный раз, по словам Нины Гусевой, в квартире был её жених Ян Докторов.

СЕМЁН
Что удалось выяснить об этом человеке?

МАКАРОВ
Пока немного. Ян Докторов, 32 года. Работает продавцом в книжном магазине "Орион".

СЕМЁН
Зачем жениху грабить и убивать?! И ещё... Мне по-прежнему не даёт покоя вопрос: зачем профессор уничтожал любимую коллекцию, когда в дверь ломился убийца?

АФОНОВ
А может, профессор действовал по Островскому? Помните: "Не доставайся же ты никому!".
 
СЕМЁН
Отставить шутки. В поведении Долинова непосредственно перед смертью, как мне кажется, есть какой-то глубокий смысл. И в нём – разгадка преступления... Соберите более подробную информацию об этом Докторове.

АФОНОВ, МАКАРОВ
(одновременно)
Слушаюсь.

Афонов, Макаров выходят.

Семён рассматривает на мониторе фотографии с места преступления.

На фотографиях – разбросанные по полу и висящие на стенах экспонаты коллекции бабочек.

СЕМЁН
Думай, внук чекиста... Долинов уничтожил все экземпляры, висящие на одной стене, кроме двух.

Семён нажимает на клавиши клавиатуры.

На экране меняется масштаб изображения. Крупно: рядом два экспоната: "Махаон" и "Мёртвая голова".

СЕМЁН 
(задумчиво)
Это бабочки "Махаон" и "Мёртвая голова".

Семён берёт со стола фотографии, рассматривает.

АКЦЕНТ. Крупно – фотография: на стене, плотно завешенной экспонатами, отсутствует один.

СЕМЁН
А с противоположной стены один экспонат снят. Так! Значит, бабочку "Махаон" профессор специально перевесил с противоположной стены и расположил рядом бабочкой "Мёртвая голова"... Думай, внук чекиста...

Семён быстро нажимает клавиши клавиатуры.

На экране монитора - поисковая система ищет информацию.

СЕМЁН
(читает с экрана)
"Махаон" – семейство "Парусников", "Мёртвая голова" – семейство "Бражников".

Открывается со скрипом дверца книжного шкафа. На полках – папки, книги.

Семён подходит к шкафу и видит: на полке с юридической литературой одна книга выдвинута почти наполовину.

Семён берёт книгу, открывает.

АКЦЕНТ: Крупно - на титульном листе название "Мифы Древней Греции".

Семён задумывается.

СЕМЁН.
(радостно) Спасибо, ба!


ЭКСТ. УЛИЦА У КНИЖНОГО МАГАЗИНА. ДЕНЬ.

В машине, припаркованной возле книжного магазина, сидят Макаров (за рулём) и Афонов.

АФОНОВ
Значит, Семён приказал срочно брать Докторова и ничего не объяснил тебе?

МАКАРОВ
Все объяснения он оставил на "потом".

Из двери магазина выходит Ян, идёт по улице.

Машина едет за ним, останавливается рядом с Яном.

Афонов резко открывает дверцу, выскакивает, хватает Яна, бросает его на капот машины, обыскивает.

ЯН
(возмущённо кричит)
В чём дело?

АФОНОВ
Не шуми.
(надевает на Яна наручники)
Ты задержан по подозрению в ограблении квартиры Долиновых и убийстве её хозяина.

Прохожие быстро проходят мимо, не обращая внимания на происходящее.

Афонов усаживает Яна в машину.


МАКАРОВ
(Афонову)
Так можно полгорода народа выкрасть и никто не помешает.

ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР.

Ян нервно ходит по пустому кабинету.

Входит Семён.

ЯН
(кричит)
За что меня арестовали и держат уже четыре часа?! Я буду жаловаться! Я этого так не оставлю! Это какой-то беспредел!

СЕМЁН
(иронично)
Вы забыли ещё прокричать про то, что без адвоката больше не скажете ни слова.

Входит Афонов.

АФОНОВ
(Яну)
За то время, что мы с тобой не виделись, я узнал не так мало. Оказывается, ты – завсегдатай биллиардной "Торнадо". И три недели назад проиграл там крупную сумму. Тебе дали отсрочку на месяц для оплаты долга. Так что, ждать, пока ты станешь мужем Нины, а значит, будешь иметь свободный доступ к семейным ценностям, которые можно продать, у тебя не было времени.

ЯН
Всё это – домыслы, и никаких улик против меня нет.

СЕМЁН
Обыск в Вашей квартире уже проведён, и сейчас специалисты проводят экспертизу найденных в ванной комнате постиранных джинсов и куртки. Ну что, Вы сознаетесь до получения результатов экспертизы? В этом случае можно будет оформить чистосердечное признание.

ЯН
Мне не в чем сознаваться.

Заходит Макаров, протягивает Семёну лист с результатами экспертизы.

МАКАРОВ
На джинсах и куртке, найденных в квартире подозреваемого Докторова, обнаружены множественные застиранные пятна. В процессе исследования методом хроматографии произошло изменение цвета участка пигмента под действием проявителя. Цвет изменился с интенсивно синего на коричневато-красный, что доказывает кровяное происхождение пятен. В шве джинсов обнаружены аналогичные следы крови. И эта кровь принадлежит убитому Петру Юрьевичу Долинову.
(Яну)
Вы решили, что стирка уничтожила все следы. Но реклама моющих средств не всегда говорит правду об абсолютной чистоте.

СЕМЁН
(Яну)
Вы сделали копию ключа от квартиры.
Нина приходила к Вам днём, а дать ей снотворное во время свидания, взять из сумочки её ключи, за полчаса сделать дубликат для Вас было совсем не сложно.

ГОЛОС СЕМЁНА
(за кадром на реконструкции)
Вы узнали от Нины, что она и Долиновы вечером идут в театр. Но никак не ожидали, что профессор останется дома. Убийство в Ваши планы не входило. Долинов Вас увидел и узнал. Поэтому, боясь разоблачения, Вы убили его, предварительно временно ослепив выстрелом из газового пистолета, который всегда при Вас. Ведь Вы играете на биллиарде, а, значит, иногда носите с собой крупные суммы денег.


РЕКОНСТРУКЦИЯ (НА ЗАКАДРОВОМ ГОЛОСЕ СЕМЁНА). ИНТ. КВАРТИРА ДОЛИНОВЫХ. ГОСТИНАЯ. ВЕЧЕР.

В полутёмной гостиной Ян в латексных перчатках открывает крышку бюро, достаёт шкатулку с драгоценностями, открывает её, вынимает лежащий сверху золотой портсигар, рассматривает его.

Открывается дверь кабинета, на пороге ¬– Долинов. Долинов делает два шага вперёд, всматриваясь в фигуру возле бюро, потом бросается назад, в кабинет.

С ноги Долинова спадает тапок и остаётся лежать возле двери.

Ян бросается к двери кабинета, дёргает ручку, затем бьёт плечом в дверь.
 
Долинов – в кабинете, возле стены, на которой висят два экспоната. Одна нога Долинова – босая, второй ногой, в тапке, Долинов топчет сброшенные на пол экспонаты.

Дверь кабинета от удара распахивается. Вбегает Ян.
 
Долинов поворачивается лицом к Яну.
Ян левой рукой выхватывает из кармана куртки газовый пистолет, стреляет в сторону Долинова.
 
Долинов закрывает лицо руками и отворачивается. Ян подбегает к Долинову и бьёт его по затылку рукояткой пистолета. Долинов падает.

Ян перекладывает пистолет в другую руку, бьёт Долинова в левый висок.
КОНЕЦ РЕКОНСТРУКЦИИ.


ИНТ. КАБИНЕТ ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

СЕМЁН
И телефонный кабель в подвале дома перерезали Вы, чтобы Долиновы не смогли, уходя в театр, поставить квартиру на охрану.

АФОНОВ
А кусок кабеля унесли, чтобы не было возможности быстро устранить повреждение.

ЯН
(шёпотом)
Всё было именно так.

МАКАРОВ
Где Вы спрятали награбленное?

ЯН
В автоматической камере хранения на вокзале. В сумке.


ИНТ. БУФЕТ СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА. ВЕЧЕР.

Входят Семён, Макаров, Афонов, садятся за столик.

АФОНОВ
(Семёну)
Просветите нас, почему Вы решили, что преступник – Ян Докторов.

СЕМЁН
Рассматривая фотографии с места преступления, я понял: бабочка "Махаон" была снята с прежнего места в коллекции и расположена рядом с бабочкой "Мёртвая голова" специально. "Махаон" принадлежит к семейству "Парусников" и ни один коллекционер не расположит её в коллекции рядом с "Мёртвой головой" из семейства "Бражников".

АФОНОВ
Значит, Долинов от ужаса сошёл с ума. В кабинет ломится убийца, а он, вместо того, чтобы найти что-нибудь потяжелее и защищаться, бабочками занялся: "Бражника" к "Паруснику" присоединил. Крыша у него со страху поехала. Вот что я Вам скажу!

СЕМЁН
И ошибёшься. В тот момент голова Долинова работала по-профессорски. Он, разрушая коллекцию, хотел сообщить что-то очень важное. Скорее всего, о своём убийце. Осталось только разгадать ребус, который профессор составил перед смертью. Вы помните, я вам рассказывал о своей бабушке?

МАКАРОВ
Да. И про её любимую фразу: "Думай, внук чекиста".

СЕМЁН
Я и стараюсь делать это чаще. Тем более, что бабуля постоянно мне об этом напоминает...

Сегодня днём, например, заставила вспомнить, что Махаон – сын Асклепия, выдающегося врача, сам был замечательным доктором. Доктором! Вы меня поняли? Фамилия Яна – Докторов. Подписать именно так бабочку "Мёртвая голова" – вот что в последнюю минуту решил сделать профессор.

АФОНОВ
Это невероятно сложный ребус. Бабушка заслужила стакан апельсинового сока.

СЕМЁН
Бабушка не пила соки. Не любила... Вернее, не была приучена. Лучше налей ей стакан чистой минеральной воды без газа.


КОНЕЦ.


Рецензии