Мэри Шелли
«ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ». Внешняя рамка романа – это письма некоего Уолтона своей сестре. Из переписки становится ясным, что Уолтон одержим страстным и честолюбивым желанием достичь Северного полюса и прибыл на север России для того, что бы организовать свою экспедицию. Первые три письма, отправленные из Петербурга и Архангельска, кратко повествуют о покупке корабля и наборе экипажа. Четвертое письмо, начатое во время плавания, которое Уолтон не может уже никуда отправить, превращается в своеобразный дневник. Пробираясь все дальше и дальше на север, корабль Уолтона попадает в ледяной плен. Как-то раз, обозревая горизонт, он с удивлением видит собачье нарты, в которых уносится на север странное существу, подобное человеку, но необыкновенно уродливое и гигантского роста. Спустя короткое время ветер разметал ледяное поле, окружавшее судно. Вслед затем к его борту прибило льдину, на которых также находились нарты и лежал сильно обмороженный, полуживой человек. Его взяли на корабль и выходили. Вскоре выяснилось, что незнакомца зовут Виктор Франкенштейн и что он швейцарский естествоиспытатель из Женевы. Оправившись от болезни, Франкенштейн стал с любопытством присматриваться к Уолтону и вскоре догадался о снедавших его честолюбивых мечтах. И тогда, чтобы предостеречь его от возможных на этом пути ошибок, он рассказывает ему историю своей необычной жизни. Его исповедь, изложенная от первого лица и записанная для своей сестры Уолтоном, является как бы сердцевиной романа.
Прежде всего Франкенштейн рассказывает о своей замечательной семье, о своем добром отце, о нежной и прекрасной матери, умершей, когда он был еще очень юн, о своем младшем брате Уильяме и, наконец, о самом прелестном и дорогом для него после матери существе – Элизабет Лавенца, которую девочкой взяли в их семью и которая все эти годы воспитывалась вместе с Виктором. Поведав о своем счастливом детстве, Франкенштейн рассказывает далее как он отправился в Ингольштадтский университет и там глубоко увлекся естественными науками, прежде всего химией и физиологией. Как в первой так и во второй Виктор сделал замечательные успехи и спустя два года превзошел своими знаниями местных профессоров. «Одним из предметов, особенно занимавшим меня, - признается Франкенштейн, - было строение человеческого и вообще любого живого организма. Где, часто спрашивал я себя, таится жизненное начало?.. Я исследовал причинные связи перехода от жизни к смерти и от смерти к жизни, как вдруг среди полной тьмы блеснул ужасный свет… Ценою многих дней и ночей нечеловеческого труда и усилий мне удалось постичь тайну зарождения жизни; более того – я узнал, как самому оживлять безжизненную материю». Коль скоро эта извечная тайна перестала для него существовать, Франкенштейн задался дерзкой и, как показали дальнейшие события, пагубной для него целью: он решил создать искусственного человека.
Грандиозность задачи полностью захватила его. Труд, взятый им на себя, был страшно тяжел и мучителен, ведь для того, чтобы добыть необходимый для опыта материал, ему приходилось постоянно резать животных или копаться в человеческих трупах. «Как рассказать, - восклицает он, - об ужасах этих ночных бдений, когда я рылся в могильной плесени или терзал живых тварей ради оживления мертвой материи?» Изо дня в день, из месяца в месяц, не зная ни минуты отдыха и забыв обо всем на свете, он трудился над своим творением. Предпринятый эксперимент стоил ему колоссальных физических и моральных сил. «По ночам, - рассказывает он, - меня лихорадило, а нервы мои были болезненно напряжены; я вздрагивал от шороха падающего листа и избегал людей, словно имел на совести преступление». От переутомления Франкенштейн едва держался на ногах и был близок к нервному срыву. Вынужденный проводить все время среди трупов, он в конце концов преисполнился отвращения к делу своих рук, и в тот момент, когда созданный им огромный чудовищный урод внезапно ожил, он не испытывал к нему ничего, кроме ужаса и отвращения. Он бросился вон из своей лаборатории, проклиная новорожденного и мечтая только об одном: никогда больше не видеть его!
Потрясение, пережитое им, оказалось настолько велико, что Франкенштейн едва не лишился рассудка. Несколько следующих месяцев он провел в бреду и лихорадке, постоянно осаждаемый кошмарами. К счастью для него как раз в это время в Ингольштадт приехал школьный друг Виктора Анри Клерваль. Благодаря его заботливому уходу к Франкенштейну постепенно возвратились силы. Выздоровление стало для него словно возрождением к новой жизни. О прежних годах, проведенных в университете, Франкенштейн не мог подумать без содрогания. Он возненавидел естественные науки и навсегда отказался от карьеры ученого. Теперь он мечтал только об одном – возвратиться в Женеву и провести оставшиеся ему годы в окружении любимых близких. Любящий отец, нежная, заботливая Элизабет и преданный Клерваль должны были стать его поддержкой. Единственным обстоятельством, угнетавшим его, оставался созданный им и неведомо куда исчезнувший монстр. Франкенштейн искренне надеялся, что никогда больше не встретиться с ним. Но увы, дальнейшие события показали ему всю тщетность подобных надежд. Узы, сковавшие творца с его творением, оказались настолько тесными, что разорвать их смогла только смерть.
Первым вестником грядущих невзгод стало письмо от отца. Несчастный старик сообщил Виктору о том, что его младший брат Уильям был найден недавно мертвым – неведомый убийца задушил его во время прогулки. По возвращении в Женеву Франкенштейна ожидал новый удар: в смерти мальчика обвинили их верную служанку Жюстину Мориц, любимую воспитанницу его покойной матери. Во все годы, проведенные в доме Франкенштейнов, Жюстина видела с их стороны только любовь и заботу. Обвинения, выдвинутые против девушки, казались верхом абсурда, однако именно у нее нашли медальон Уильяма, похищенный с трупа убитого мальчика. Сам Виктор не сомневался, что смерть брата каким-то образом связана с монстром, которого он создал, но как доказать это судьям? Жюстину приговорили к смерти, и вскоре она была обезглавлена. Две эти смерти повергли Франкенштейна в мрачное отчаяние. Он понял, что больше никогда не сможет быть счастливым. В приступах меланхолии он блуждал по окрестностям Женевы. И вот однажды, когда он забрался глубоко в горы, перед ним внезапно явился сотворенный им монстр. В порыве отвращения и ужаса Франкенштейн хотел прогнать его, но чудище стало кротко умолять его о снисхождении к своему творению. Пусть он выслушает его исповедь! Быть может, в его сердце пробудится хоть капля жалости.
И действительно, рассказ безымянного монстра (или, как его называл сам Франкенштейн, демона) не может не вызвать сочувствия у читателя. Проклятый своим создателем, страшный и уродливый, он оказался один на один с враждебным ему миром. Постепенно он научился добывать себе пищу, укрываться от непогоды и людских взглядов. Последнее оказалось совершенно необходимым, потому что внешность несчастного неизменно вызывали в людях отвращение и ужас. А между тем, он не был поначалу ни злым, ни кровожадным! Жестокая страдая от одиночества, он бессознательно тянулся к людям. В конце концов несчастному удалось спрятаться в полуразрушенном сарае, пристроенному к бедному деревенскому домику. Ночью монстр добывал себе пропитание, а днем жадно следил сквозь щель за неведомой ему жизнью. Изо дня в день, из месяца в месяц он наблюдал горе и радости невольно приютившей его семьи и постепенно приобщался к социальной жизни. Юноша Феликс, живший в этом доме, недавно женился на арабской девушке Сафии, которая не знала французского языка и вообще очень мало разбиралась в западном образе жизни. Феликс терпеливо обучал ее, и вместе с ней учился созданный Франкенштейном монстр. Он усвоил французский язык, научился читать, получил общие понятия о истории и географии. Однажды монстр нашел потерянную сумку с тремя книгами: томиком Плутарха, «Страданиями юного Вертера» Гёте и «Потерянным раем» Мильтона. Эти книги открыли перед несчастным чудищем мир возвышенных человеческих чувств и несколько смягчили его грубую душу. Но чем больше приобщался он к сокровищем человеческой культуры, тем сильнее сознавал свое бесконечное одиночество. Когда его страдания сделались невыносимыми, он проклял день своего создания и человека сотворившего его. Но хотя монстр возненавидел Франкенштейна всеми фибрами души, он понимал что лишь в нем одном сможет найти поддержку. В плаще, который он захватил, убегая из лаборатории, оказалось несколько писем. Из них демон узнал адрес Франкенштейна в Женеве и отправился на его поиски. Во время пути он перенес невыносимый страдания: его ранили выстрелом из ружья, и он едва не умер от голода. Душа монстра жаждала мщения. Да, Франкенштейн должен испытать хотя бы часть тех мук, что выпали на его долю! И вскоре демон нашел способ нанести самый болезненный удар: он задушил маленького Уильяма, а потом подбросил медальон Жюстине.
Поведав о своих скитаниях, чудище предъявило Франкенштейну свой ультиматум: тот должен сотворить женщину по его образу и подобию, что бы он мог жить с ней и избавиться от чувства гнетущего одиночества. Если же Франкенштейн откажет ему в этой просьбе, он посвятит весь остаток своей жизни изощренной и жестокой мести. Нет, он не убьют своего создателя и даже не причинит ему физического вреда, но он уничтожит одного за другим всех его близких, всех, кого он любит, и заставит самого испытать муки страшного одиночества, на какие обрек его.
Франкенштейн, до некоторой степени сознает справедливость упреков монстра и скрепив сердце соглашается повторить свой эксперимент. Погруженный в тягостные сомнения, он отправляется вместе с Анри Клервалем в Англию и Шотландию. В Перте они расстаются.
Франкенштейн добрался до одного из окраинных Оркнейских островов и здесь в полном уединении возобновил свои работы. Но когда большая часть работы по созданию нового монстра была уже позади, Франкенштейн осознал, что не имеет морального права закончить ее. «Даже если они покинут Европу, - говорил он себе, - и поселятся в пустынях Нового Света, одним из первых результатов привязанности которой жаждет демон, будут дети, и на земле расплодится целая раса демонов, которая может создать опасность для самого существования человеческого рода. Имел ли я право, ради собственных интересов, обрушить это проклятие на бесчисленные поколения людей?»
Он все еще продолжал колебаться, но однажды, взглянув в окно, он увидел лицо ненавистного монстра и в порыве ярости, разорвал на куски почти законченное тело. Демон пришел в неистовство. «Я ухожу, - воскликнул он, - но запомни, я буду с тобой в твою брачную ночь!» Угроза потрясла Франкенштейна, но он не изменил своему решению. Увы, ему не пришлось долго дожидаться первого удара. Однажды, когда он плавал на лодке по морю, начался шторм. Сильный ветер унес его в открытое море. Франкенштейн считал уже себя погибшим, но на другой день увидел берега Ирландии. Едва живой он добрался до берега и был тот час арестован. Обстоятельства сложились таким образом, что его заподозрили в убийстве недавно приехавшего иностранца. Каково же было горе Франкенштейна, когда он узнал в убитом своего горячо любимого друга Анри Клерваля! Прошло несколько месяцев, прежде чем невиновность Франкенштейна была установлена. Все это время он провел в тюрьме.
Освободившись из заключения, он поспешил в Женеву. Кроме отца у него остался только один любимый человек – Элизабет Лавенц, и он спешил соединить с ней свою судьбу. Сразу после свадьбы супруги отправились в свадебное путешествие. Первую ночь они должны были провести в Эвиане. Франкенштейн помнил об угрозах своего врага и готовился к смертельного поединку. Но, увы, он оказался бессилен перед его коварством. Стоило ему ненадолго оставить свою молодую жену, как демон накинулся на несчастную и задушил ее. Этот страшный удар окончательно сразил Франкенштейна. Единственным смыслом его жизни отныне стала месть. А так как отец его скончался вскоре после гибели жены, то он сделался таким же одиноким и неприкаянным, как и его враг.
Следующие месяцы прошли в изнурительной погоне. Франкенштейн то нападал на след монстра, то терял его. Вслед за ним он поехал в Россию, пересек ее с юга на север и добрался до Ледовитого океана. Он узнал, что его недруг двинулся дальше прямо по замерзшему льду. Расстояние между ними сокращалось с каждым днем. Франкенштейн уже настигал монстра, когда сильный ветер разломал лед, и он оказался на льдине. От неминуемой смерти его спас корабль Уолтона.
На этом заканчивается рассказ Франкенштейна. О дальнейших событиях мы узнаем из дневника Уолтона. Его плавание было страшно тяжелым и закончилось неудачно. С началом осени, так и не пробившись к полюсу, он должен был повернуть назад. Между тем болезнь Франкенштейна все усиливалась, и в скором времени он скончался. Его смерть глубоко огорчила Уолтона, который успел горячо полюбить своего нежданного попутчика.
Тело умершего уже лежало в гробу, и тут внезапно Уолтон услышал шум в его каюте. Войдя внутрь, он увидел монстра, склонившегося над телом своего врага. Полный скорби, он оплакивал своего творца! Теперь, со смертью Франкенштейна, жизнь его утратила даже тот призрачный смысл, который давало ему прежде чувство мести. Одиночество демона сделалось воистину полным и бесконечным. Ему осталось только умереть и тем самым поставить точку в бессмысленном эксперименте своего создателя.
«С этими словами, - заканчивает свое письмо Уолтон, - он выпрыгнул из окна каюты на ледяной плот, причаленный вплотную к нашему кораблю. Скоро волны унесли его, и он исчез в темной дали…»
Тем временем жизнь Мэри Шелли в Италии складывалась уже не так безоблачно. Один за другим умерли двое ее маленьких детей. Горе Перси вскоре притупилось, но Мэри замкнулась в своем отчаянии. Прежнее духовное родство между супругами, не покидавшее их в годы нужды и лишений, нарушилось. Они начали удаляться друг от друга. В ноябре 1819 г. Мэри родила сына Перси Флоренса – единственного из ее детей, кто не умер в младенчестве. Занятая заботами о ребенке, она стоически переносила мимолетные любовные увлечения мужа. В июле 1822 г. яхта, на которой Шелли плыл со своим другом, попала в шторм и затонула. Труп Шелли был выброшен на берег только одиннадцать дней спустя. Смерть любимого стала для Мэри страшным ударом и оставила ее без всяких средств к существованию. Однако, возвратившись в 1823 г. в Англию, она смогла добиться от богатой родни Шелли признания своего сына наследником полагающегося ему состояния.
Мэри написала еще несколько романов, но повторить феноменальный успех «Франкенштейна», ей не удалось. «Моя фантазия мертва, мой дар иссяк, энергия уснула», - сокрушалась она в дневнике. Умерла писательница в феврале 1851 г.
Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281
Свидетельство о публикации №211111900332
Леввер 01.10.2017 19:41 Заявить о нарушении