Философские тетради. Часть 3-8

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть III-VIII.

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чаитанйи», 1989 г. Краткие тезисы. Продолжение.

5 видов освобождения:
- достижение планет, на которых обитает Господь;
- общение с Господом;
- достижение трансцендентального тела, подобного телу Господа;
- достижение тех же богатств, которыми обладает Господь;
- растворение в бытии Господа.

Преданный не проявляет никакого особенного интереса ни к одному из этих видов освобождения. Он полностью удовлетворен уже тем, что занят трансцендентальным любовным служением Господу. Особенно враждебно преданный относится к растворению в бытии Господа и утрате своей духовной индивидуальности. Преданный считает единство с Господом адом.

Человек, добросовестно выполняющий предписанные ему обязанности, постепенно развивает в себе сознание Бога.

Верховному Господу поклоняются посредством выполнения предписанных обязанностей и удовлетворить Его невозможно никаким другим способом.

Человеческая жизнь предназначена для осознания своих взаимоотношений с Верховным Господом, и действуя т.о., каждый человек может найти свое место в преданном служении Господу посредством выполнения предписанных ему обязанностей.

С этой целью человеческое общество делится на 4 класса:
- интеллектуальных людей (брахманов);
- людей, осуществляющих управление обществом (кшатрийев);
- торговцев ваишйев);
- рабочих (шудр).

Для каждого класса имеются свои правила и ограничения, а также профессиональные функции. Предписанные обязанности и качества этих четырех классов описаны в Бг.18.41-44.

Для духовного развития необходимо также следовать системе четырех ашрамов:
- ученичество (брахмачарйа);
- жизнь домохозяина (грхастха);
- удаление от дел (ванапрастха);
- жизнь в отречении (саннйаса).

Человек, который строго следует всем правилам и ограничениям этих 8 социальных делений, может действительно удовлетворить Верховного Господа, но тот, кто не следует им, попусту растрачивает жизнь в человеческом теле и скатывается в ад.
Человек может легко достичь цели человеческой жизни, просто следуя предписанным правилам и ограничениям. Выполнение регулирующих принципов, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формирует характер данного человека.
Система делений общества устроена т.о., что различные люди разных характеров, находящиеся в ней, ставятся в определенные рамки, что дает возможность обеспечить мирное управление таким обществом и духовное развитие всех его членов.

Классы такого общества:
- те, кто ставит своей целью познание Верховного Господа, личности Бога, и посвящает себя изучению Вед и других подобных Писаний, называются брахманами;
- те, кто склонен проявлять силу и участвовать в управлении государством, называются кшатрийами;
- те, кто заняты земледелием, уходом за коровами и ремеслом, называются ваишйами;
- те, кто не имеют никаких социальных знаний, но получают удовлетворение от служения трем другим классам, называются шудрами.

Если человек добросовестно выполняет предписанные обязанности, ему обеспечено продвижение к совершенству. Регулируемая жизнь – это ключ к совершенству для каждого. Когда регулируемая жизнь достигает своей высшей точки в преданном служении Господу, человек обретает совершенство. Без этого такое упорядочение жизни лишь пустая трата времени.

«Занимаясь своим делом, каждый человек может стать совершенным. Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, просто выполняя свои обязанности» (Бг.18.45-46).

«Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни приносил в жертву или отдавал, какие бы аскезы ты ни совершал, делай это… как приношение Мне» (Бг.9.27).

Человек должен подчинить все – кармическую деятельность, тело, слова, ум, чувства, разум, душу и гуны природы – Верховной Личности Бога, Нарайане (Шримад-Бхагаватам).

Человеку следует оставить всю предписанную деятельность и посредством отречения возвыситься до трансцендентального плана, отбросив все свои привязанности. Полное отречение от мирской жизни.

«Оставь все виды религий и просто предайся Мне. И Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не страшись ничего» (Бг.18.66).

Отречения самого по себе еще не достаточно. Должна быть еще какая-то позитивная деятельность. Без позитивной деятельности достичь высшей стадии совершенства невозможно. Обычно жизнь в отречении ведут две разновидности философов. Цель одних – нирвана, других – сияние безличного Брахмана. Такие философы не способны вообразить, что можно подняться выше нирваны и сияния Брахмана и достичь планет Ваикунтх в духовном небе. В отречении как таковом еще не содержится представления о духовных планетах и о духовной деятельности.

«Достигнув трансцендентального уровня, человек тотчас же постигает Высший Брахман. Он никогда не скорбит, не имеет желания обладать чем-либо и одинаково относится ко всем живым существам. В таком состоянии он достигает чистого преданного служения Мне» (Бг.18.54).

Просто отречение от материальных результатов в реализации Брахмана не приводит к познанию духовного мира и духовной деятельности. Хотя человек, достигший стадии постижения Брахмана, уже не подвержен влиянию материальной скверны, эта стадия не является совершенной, ибо на ней нет позитивной занятости духовной деятельностью. Так как это все еще находится на уровне ума, это только внешнее. Чистое живое существо не достигает освобождения, если оно полностью не отдает себя духовной деятельности. Пока человек поглощен размышлениями о безличном или о пустоте, он не приобщается к вечной блаженной жизни в знании полностью. А пока духовное знание человека несовершенно, его попытки очистить свой ум от всего материального многообразия будут неминуемо наталкиваться на препятствия. Поэтому все попытки имперсоналистов опустошить свой ум посредством искусственной медитации терпят крах. Избавить ум от всех материальных представлений очень трудно.

«Для тех, чей ум привязан к непроявленному безличному аспекту Всевышнего, продвижение вперед всегда затруднено. Преуспеть в этой науке всегда трудно для тех, кто воплощен» Бг.12.5).

Освобождение, достигаемое с помощью такой имперсональной медитации, не завершено.

Высшей стадией совершенства является преданное служение, совершаемое без каких-либо попыток культивировать знание или каких-либо спекулятивных размышлений.

«Человек должен отбросить все монистические спекуляции и стремление культивировать знание. Он должен начать свою духовную жизнь в преданном служении, услышав о деяниях Господа от достигшего самореализации преданного Господа. Если человек культивирует свою духовную жизнь, придерживаясь этих принципов, и не отступает от честного пути в своей жизни, то хоть Ты и непобедим, Господи, этим методом он завоевывает Тебя» (Шримад-Бхагаватам, 10.14.3).

В этот век невозможно обрести духовное знание ни через отречение, ни посредством преданного служения, сопряженного еще с какой-то деятельностью, ни посредством кармической деятельности в таком преданном служении, ни с помощью развития знания. Поскольку в этот век люди в большинстве своем падшие и нет времени на то, чтобы возвысить их постепенным методом, лучший путь – это оставить их в том положении, в каком они находятся, дав им при этом возможность слушать о деяниях Верховного Господа, как они объясняются в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам.
Трансцендентальные послания священных Писаний должны приниматься из уст самореализованных душ. При этом человек может продолжать жить в тех условиях, в которых он живет, и одновременно развиваться духовно. Таким образом человек может уверенно продвигаться вперед и полностью постичь Верховную Личность Бога.

На высшей ступени трансцендентальная деятельность всегда свободна от каких бы то ни было материальных желаний, кармических усилий и спекулятивных попыток познания. Высшая стадия сосредоточена на простом позитивном выполнении чистого преданного служения.

«Может быть множество атрибутов для поклонения Верховному Господу, но когда они соединяются с чистой любовью к Богу, тогда они становятся истинным источником трансцендентального счастья» (Падйавали).

Даже прожив еще миллионы и миллионы жизней, можно так и не понять смысл преданного служения, но если так или иначе у человека появляется желание достичь преданного служения, общение с чистым преданным сделает это возможным. Необходимо иметь сильное желание заниматься преданным служением.

Когда взаимоотношения с Кришной перерастают в привязанность к нему, чувство страха и сознание превосходства Верховного Господа ослабевают. При этом возрастает чувство доверия, и это доверие называется дружбой. В этих братских отношениях присутствует дух равенства между Кришной и Его друзьями.

Великие мудрецы считают Верховного Господа безличным Брахманом, преданные – Верховной Личностью Бога, а обычные люди – обычным человеком.

Тот, кто достиг своих индивидуальных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога, должен считаться достигшим самых лучших для него взаимоотношений. Духовная привязанность к Верховному Господу трансцендентальна во всех случаях, но каждый преданный обладает склонностью к определенному виду взаимоотношений, и эти взаимоотношения доставляют ему большее наслаждение, чем какие-либо другие.

Ни при каких обстоятельствах нельзя одобрять преданное служение, которое не опирается на ведические произведения и ведические священные Писания и не руководствуется принципами, установленными в них.
Ни профессиональные духовные учителя, ни профессиональные декламаторы Бхагаватам, ни профессиональные исполнители киртанов, ни те, кто занимается преданным служением собственного сочинения, неприемлемы.

Когда человек свободен от всей материальной скверны, он получает трансцендентальное наслаждение от любого вида взаимоотношений с Кришной.
Люди, не имеющие опыта в трансцендентальной науке, не в состоянии по достоинству оценить эти различные взаимоотношения с Верховным Господом. Они считают все эти взаимоотношения порождением майи.

Земля, вода, огонь, воздух и эфир (5 грубых элементов) развиваются от более тонких форм к более грубым.
В эфире находится только звук, а в воздухе есть уже звук и осязаемость.
В огне есть звук, осязаемость и форма.
В воде есть звук, осязаемость, форма и вкус
В земле – звук, осязаемость, форма, вкус и запах.

При переходе от одного вида трансцендентальных взаимоотношений к другому развиваются 5 свойств преданности.

«Преданное служение Верховной Личности Бога – это жизнь каждого живого существа» (Шримад-Бхагаватам, 10.82.44).

«Ваши взаимоотношения со Мной полностью трансцендентальны, и Я не в состоянии предложить вам что-либо взамен вашей любви даже после многих жизней. Вы оказались способны оставить всякую привязанность к материальному наслаждению и занялись поисками Меня. Поскольку Я не в силах отплатить вам за вашу любовь, вам придется удовольствоваться своей собственной деятельностью» (Шримад-Бхагаватам, 10.32.22).

«Не слишком разумные люди поклоняются полубогам, но плоды их поклонения ограничены и преходящи. Поклоняющиеся полубогам попадают на планеты полубогов. Мои же преданные, в конечном счете, достигают моей высшей планеты» (Бг.7.23).

В результате кармической деятельности человек может попасть как на райские планеты, так и на адские.

Совершая религиозные обряды, человек может достичь экономического развития, чувственного наслаждения или освобождения (слияния с бытием Всевышнего), но результаты трансцендентального преданного служения в корне отличны от таких временных благ. Преданное служение Господу обладает неувядающей свежестью и способно доставлять всевозрастающее трансцендентальное наслаждение.

Солнце действует как глаз Верховного Господа, Брахма – как отраженный свет Верховного Господа.

В духовном мире существует высшая духовная энергия, или внутренняя энергия, и она действует под управлением йогамайи.
Когда живое существо помещает себя под контроль йогамайи вместо махамайи, оно постепенно становится преданным Кришны. Те, кто гонится за материальным богатством и материальным счастьем, поручают себя заботам материальной энергии, махамайи, т.е. заботам материальных полубогов.

Имена Верховного Господа: Параматма, Сверхдуша, Брахман, Высший Абсолют, Срштикарта, Творец, Нарайана, трансцендентальный Господь, Рукмипирамана, Гопинатха, Кришна.

Если человек пытается следовать по стопам гопи, он может возвыситься до наивысшей стадии трансцендентальной любви.

Путь любви подобен движению змеи. Юным возлюбленным свойственны два состояния ума: вызванное какой-то причиной и не имеющее никаких причин.

Человеку следует не гордиться своим материальным происхождением, материальным богатством, материальной образованностью и красотой, а с помощью всего этого попытаться покорить ум того, кто достиг высот в науке сознания Кришны.
Человек должен обращаться к сознающему Кришну со всем смирением и задавать ему уместные вопросы.
Самодовольный, вызывающе настроенный человек ничего не сможет получить от сознающего Кришну. Он так и останется в материальном сознании.
Искренний ученик никогда не обращает внимания на то, в какой семье родился Его духовный учитель. Любого, кто способен учить людей науке о Кришне, нужно принимать как гуру.


Рецензии