Достоевский. 1874 год

"В литературе и в обществе часто сравнивают произведения Достоевского  с произведениями Тургенева и других писателей и восторгаются стройностью и ювелирной обточенностью их романов в сравнении с романами мужа. И редко кому приходит на мысль взвесить те обстоятельства, при которых жил и работал тот и другой автор. В то время, когда другие писатели, пользовавшиеся хорошим здоровьем и обеспеченные состоянием или службою, могли отделывать, переписывать по нескольку раз свои произведения, мой муж, страдавший двумя тяжкими болезнями, обременённый семьёй, кругом в долгах, был всегда озабочен думами о насущном хлебе, о средствах к существованию...
В то время, когда обеспеченные писатели знали, что их произведения станут оспаривать журналы и они получат высший по тому времени гонорар (500 р., как получали Толстой и Тургенев), необеспеченный Достоевский должен был   с а м  предлагать свой труд журналам, а так как предлагающий всегда теряет, то он получал значительно меньше других писателей."

Это написано Анной Григорьевной Достоевской в 1874 году в её дневнике. Она согласна с Фёдором во всём, она вторит ему, она верит ему, доверяет каждому его слову. Любовь к мужу, сострадание, отзывчивость и самоотверженность - вот причины таких рассуждений.
Сам писатель так пишет в письме к ней от 20 декабря 1874 года:
"Увы, из книгопродавцев никто почти не откликается... Не очень-то нас ценят, Аня. Вчера прочёл в "Гражданине" (Может, и ты уже там слышала), что Лев Толстой продал свой роман в Русский Вестник, в 40 листов, и он пойдёт с января, - по пяти  сот рублей с листа... Мне 250 р. не могли сразу решиться дать, а Льву Толстому 500 заплатили с готовностью! Нет, уж слишком меня низко ценят, оттого что работой живу."

И, тем не менее, как относиться к такому факту, как  "неотделанность" произведений Достоевского? Должно ли печатать произведение, если оно явно "сырое", незавершённое... Даже Анна Григорьевна даёт совет Достоевскому его же словами: "... с торопливостью можно испортить дело: придётся переделывать план, а это мешает художественности". (Письмо от 22 июня 1874 года)

Похоже, что я была права, когда недавно именно об этом здесь писала.
Так как же насчёт художественности? А если по-иному и нельзя изображать то, что изображал Достоевский? Может быть, ему и не нужна была эта "художественность"? Акцент его творчества в ином?

Достоевскому чужды академические глянцы, у него другая живопись.
И не потому, что "работой живёт"... А потому, что иначе писать не может.

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.