Вологодская глубинка

                Вологодская  глубинка

      В Вологду ехали с пересадкой в Москве. На одной из железнодорожных станций Вологодской области нас ждала подвода,  на которой мы продолжили  путь к месту  нового проживания.  Ехали по грунтовой дороге долго, хотя было  не так уж далеко, - около семидесяти километров.  Снег уже сошел, но по утрам влажную почву сковывало морозом. 
      До места добрались к вечеру.  Нас  разместили в новой недостроенной  школе, выделив одну комнату, где стояли: диван, стол со стульями, два шкафа, один из которых был наполовину заполнен книгами. В школе не  была закончена отделка помещений, не было  учебных парт и лавок для сидения. Не было в деревне и электричества. Для освещения горели керосиновые лампы. Печь в комнате, где мы разместились, была натоплена. Нас накормили картофелем и солеными грибами, которые принес сторож.

     Наутро папа посетил сельсовет, где его оформили на работу. Выделили двуколку и извозчика, который должен был возить директора по служебным делам. Первый выезд был в районный центр, где решались вопросы  подготовки школы к новому учебному году. На все отводилось короткое лето.
      Двуколка, в которую запрягали лошадь, - это самое большое впечатление того периода. Я с радостью ждал того момента, когда папа сажал меня на колени, и мы ехали  несколько минут. Вспоминался Тульчин, базар на площади, запахи конского пота и навоза, которые казались чем-то родным.

      Школа представляла одноэтажное деревянное строение, где дети должны были получать начальное образование. К первому сентября  строительные  работы были  завершены. В классах установили столы и скамейки. Появились учебники для школьников. Укомплектовали школу  преподавательским составом.
      Жить при школе - это 24 часа в сутки заниматься её нуждами.  Родители с энтузиазмом ринулись в эту новую для них работу.  А тут еще новое дело ; создание при школе  вечерних курсов для неграмотных селян.  Местное население относилось к нам с почтением. К папе стали приходить люди с просьбами написать заявление, прошение или иную бумагу. В нем был признан грамотный человек. Папа был доброжелательным, охотно делал добро по мере своих возможностей.  Любил быть с людьми.

      Неприятности  надвинулись неожиданно, в разгар кипучей папиной  деятельности. Один из преподавателей начал конфликтовать с директором. Поначалу папа серьезно не отнесся к нападкам недоброжелателя, так как на них можно было легко ответить. На претензию, что обучение ведется неправильно, достаточно было указать, что учеба проводится в соответствии с программой, спущенной сверху. Все хозяйственные вопросы решаются  сельсоветом.
      Местная власть поддержала папу, отклонив все претензии к директору. Тогда конфликтующий преподаватель написал жалобу в областное управление образования, где указал, что товарищ  Гройсман, прибывший с Украины, занимая должность директора школы, не имеет должного образования, допускает при преподавании ошибки и должен быть заменен. Видимо, сам намеревался занять  эту должность.
      Насчет допускаемых ошибок - это не соответствовало действительности, а то, что у папы не было педагогического  образования, то это было правдой.  Хотя в те времена учительствовали многие, особенно в глубинке. Для реализации провозглашенной программы всеобщего образования учителей не хватало. По жалобе работала  комиссия. Больших недостатков не  обнаружили. Однако папу уволили. На это, я думаю,  повлияло то, что он был «лишенец».
      Наша деревенская жизнь закончилась. И надо было решать, куда  деваться. Возвращаться в Тульчин не хотели.


Рецензии