Очаровательная Чехия

Очаровательная Чехия

Мини-предисловие

          Перед российским туристом весь мир как на ладони. И уж где-где, а в Чехии побывать достаточно нетрудно. Так нужны ли путевые очерки об этой стране? Наверное, нужны. Рассказывают, что некогда жил художник, который выставлял одни и те же картины. Когда его спросили, зачем он это делает, художник ответил:
- А вдруг кто-то не видел?
Заручившись этим тезисом, я приступаю к рассказу об «очаровательной Чехии». А поскольку главный атрибут туриста – фотоаппарат, то свои впечатления я решил оформить в виде моментальных снимков. Итак …

На пути в Европу

          После трех часов ожидания в тридцатиградусной жаре Белорусского вокзала садимся на поезд - и на следующее утро мы уже в Бресте, а точнее, на брестском вокзале. Впрочем, даже этот крошечный «пятачок»  Белоруссии представлял немало интересного. Только здесь я по-настоящему оценил анекдот:  «В Белоруссии прохожий нашел кошелек с тысячей долларов. Такого экономического подъема страна не знала уже давно».  Инфляция жуткая: бутылочка сока в привокзальном буфете стоит 750 белорусских рублей. В «обменниках» принимают даже наши «деревянные» (курс 1:72).
          Слегка обалдевшие от белорусских цен, движемся к КПП, где уже столпилась кучка туристов.
- Пропустите группу! – раздается властное предупреждение таможенника. И тут же за спиной я слышу голос с характерным акцентом:
- Ну, кАнешнА!  КАк россиЯне, тАк вперед!
Получив такое напутствие, мы прошли «за границу», где сели на электричку, которая отвезла нас на до польского пограничного города Тересполя.

Польская провинция

         Наш автобус мчится средь лесов и лугов. Вот и первая остановка - торговый комплекс, живописно раскинувшийся на лоне природы. Вот и первое слово нерусскими буквами - на одном из помещений крупно написано: «SKLEP». Не спешите пугаться: «sklep» по-польски всего лишь «склад».
Уже здесь я обнаружил, что мой польский понятен далеко не всем – то ли произношение хромает, то ли грамматика.
Так, увидев ювелирный магазинчик, я решил купить цепочку для сестры. Вхожу. Тут же поднимается продавщица:
- Цо угодно пану?
- Позырачь ланцюжек,- ответил я.
-Цо?
Я показал рукой.
- А! Прощим!
Покупка совершена. Остается сказать:
- Дженькую бардзо!
- Цо? А! О кей!  Разумию: дженькую бардзо!  Прощим бардзо!
Впоследствии слова «дженькую бардзо» были единственными, которые я произносил по-польски…
          Наконец все сувениры закуплены, мы погрузились в автобус, и навстречу нам понеслись рекламные плакаты  (часто написанные по-русски с большим количеством ошибок) и частные домики. Польский частный сектор выглядит красиво: у каждого домика два этажа, черепичная крыша и балкон. На многих крышах – спутниковые тарелки. И цветы, цветы, цветы …  И вдруг – нет-нет да и возникнет среди этой чужой красоты до боли знакомый деревянный домик с застекленной верандой! И сразу чем-то родным повеет. Воистину, своя земля и в горсти мила …

Искусственный интеллект

       Наш автобус едет по Польше, изредка останавливаясь на бензоколонках, чтобы заправиться, а мы выходим размяться, перекусить, купить сувениры и еще кое для чего. В туалете при бензоколонках я долго рассматривал кран, пытаясь понять, как же он работает: не было ни малейшего намека на ручку. В этот момент в туалет вошел парень. Он пощелкал выключателем ящика, который висел на стене. Из крана полилась вода. Вымыв руки. Парень ушел. После его ухода я проделал ту же операцию, но вода не полилась. Должно быть, этот прибор реагирует только на «аборигенов».

Две красавицы

       Варшава и Прага – две столицы, каждая со своей неповторимой красотой.
Красота Варшавы – яркая, броская, сочная красота Геллы. Современные постройки из стекла, металла и бетона (Правда есть район под названием «Старо място», где сохранилась старинная архитектура, но мы туда не попали). Широкие проспекты. Повсюду реклама: на крышах (гигантские буквы «Esso»,  «Microsoft»,  «Coca-cola»), на общественном транспорте (надпись на трамвае «Пей млеко – бенджешь вельким», то есть «Пейте, дети, молоко – будете здоровы»), на стенах (плакат с поросенком, который смотрит на батон колбасы и говорит: «Вот это реинкарнация!»)
       Красота Праги – тихая, задушевная красота Маргариты, так сказать, внутренняя красота: старинная архитектура, узкие улочки, булыжные мостовые. Ненавязчивая реклама: чаще всего это афиши кинофильмов, информация о гастролях симфонического оркестра или плакаты сети магазинов «Спорт и мода». Запомнилась и такая реклама: мооровский красноармеец указывает на прохожего и призывает: «Посети музей коммунизма!»  К слову сказать, на улочках Праги нередко можно увидеть торговцев продающих красные серпасто-молоткастые флаги, майки с портретом Горбачева, вымпелы «Ударным трудом поддержим демократические преобразования перестройки!» и прочую советскую атрибутику. Этот товар охотно покупают американские туристы: для них это такая же экзотика как для нас негритянские статуэтки или индейские талисманы.

Злата Прага

       Прага – наглядное пособие для изучающих архитектуру. Здесь стена к стене стоят дома, построенные в самых разных стилях: классика и модерн, готика и ампир, ренессанс и барокко. Создается полное ощущение, что попал в сказку. Так и кажется, что из какого-нибудь окна выглянет фея Амалька, а из-за угла покажется рыцарь на коне. Но феи в современной Чехии не водятся, а рыцари если и ездят, то на «Шкодах», «Вольво» и «Мерседесах». Это действительно рыцари: к пешеходу в Чехии (равно как и в Польше) проявляется максимальное внимание. Если вы собираетесь перейти улицу, любой водитель остановится и пропустит вас. Если красный свет застал вас на середине улицы, никто не тронется с места, пока вы не перейдете. Это у нас в ожидании перехода можно стоять хоть до второго пришествия, а когда проезжая часть наконец освободится – перебегать дорогу, озираясь, как затравленный заяц. Особым шиком у наших водителей считается обрызгать пешехода грязью с головы до ног…
    Такой небольшой факт, как отношение водителя к пешеходу, заставил меня о многом задуматься. У нас очень много и очень долго говорили о построении нового общества, забывая, что «по Сеньке и шапка». Поэтому и перестраивать в первую очередь нужно не «шапку», а «Сеньку» …
Впрочем, не будем о грустном, благо вокруг столько достопримечательностей – грустить некогда!
       Староместская площадь (ее показывают в рекламе пива «Старопрамен»). Знаменитые «Астрономические часы ратуши»: каждый час в окне часов появляются и движутся фигуры апостолов. У подножия ратуши вовсю идет торговля: здесь продают сосиски и пиво, журналы и порнографические открытки начала ХХ века, неподалеку трудится кузнец, он делает металлические узоры, которые тут же можно и приобрести. Повсюду ходят бродячие торговцы. Одного из них я остановил. Судя по всему, это был ходячий словарь:
- Hello, pan! You speak English? German?  Russian?  Italian?  Polish?
- Russian, - ответил я.
- Ага, хорошо,- тут же переключился он.- Вот смотрите …
Я купил картонную модель «Астрономических часов» и мы разошлись.
      Собор Святого Витта – невероятная готическая ГРОМАДИНА. Снаружи сделано все, чтобы человек забыл, что он человек и почувствовал себя пылинкой: даже отойдя на 100 метров, я не смог сфотографировать этот шедевр средневековой архитектуры полностью. Изнутри сделано все, чтобы человек забыл о повседневной суете и задумался о вечном: мягкий полумрак, изображения святых, органная музыка, стрельчатые своды, уходящие ввысь, в самую вечность – все это настраивает на философский лад. Надо сказать, что ни один из снимков, сделанных мной внутри собора, не получился – может, это десница Божья?
        Карлов мост – не мост, а целый проспект. На этом мосту есть бронзовый барельеф. Говорят, если дотронуться до барельефа и загадать желание, то оно непременно сбудется, поэтому барельеф стерт почти до основания. Еще говорят, что в мост замурован меч, который в случае опасности вылетает и начинает разить врага. Конечно, это легенда: ни в 1938 году, ни тридцать лет спустя меч почему-то не вылетел.
       Пражский град, который иначе называют «Пражский Кремль». Отсюда можно взглянуть на Прагу сверху – конечно, не с высоты птичьего полета, а, пожалуй, с высоты «Гулливера у лилипутов». И тогда «Злата Прага» со своими красно-черепичными крышами удивительно напоминает корзину подберезовиков.
Сокровищница «Лоретта» … Не устали?  Думаю, самое время пойти перекусить.   

Не кнедликом единым

       Да, в Чехии едят не только кнедлики (которых, кстати мне попробовать так и не удалось).  Зайдем, например, в харчевню с низким дубовым потолком. Здесь на первое вам подадут луковый супчик с поджаренными кусочками черного хлеба, а на второе … О, второе – это целый фламандский натюрморт. На тарелке величиной с добрый поднос лежат телячьи отбивные, отварной картофель, квашеная капуста, тертая свекла, кружок помидора, кружок огурца и ломтик лайма. И, конечно, здесь можно отведать знаменитое чешское пиво – холодное, колючее, с очень тонким и приятным вкусом …
Если вы не любитель старины, то можете заглянуть во французское кафе. Здесь за стеклом стоят пирожные и торты, а на ценниках заботливо написано: «Gateaux», «Tarte aux pommes». Разнообразное мороженое:  «cerise» (вишня),  «fraise» (клубника), «citron» (лимон), «melon» (дыня). К сожалению, я не попробовал всех этих вкусностей: к тому времени, как мной были обнаружены эти кафе, я уже поистратился, и мне оставалось, как говорят во Франции, «лизать витрины».


История одного портрета

      Карловы Вары, знаменитый Карлсбад … Как нам объяснили, Карловы Вары – это «город, построенный чешскими руками и немецким умом на еврейские деньги». Не ручаюсь, но, наверняка и русские внесли свою лепту: Карловы Вары тянутся вдоль канала совсем как наши приволжские города вдоль реки. Так что заблудиться здесь невозможно – всегда выйдешь на главную улицу. Это не Прага, где улочки переходят одна в другую, образуя настоящий лабиринт. Однажды, гуляя по Праге, я так залюбовался красотами, что не заметил, как заблудился. Я долго бродил по улицам и уже мысленно прощался с Родиной, когда, свернув за угол, неожиданно встретил нескольких туристок из нашей группы …
       А сейчас я иду по мостовой, по которой ходил когда-то Петр I, Маркс, Тургенев. Неожиданно из одного окна доносится:
Вела меня от юга и до севера
Дорога по неведомым краям
Надо же, грузинско-украинский тандем докатился и до Карловых Вар!
Здесь повсюду из-под земли бьют целебные источники, каждый располагается под крышей и обнесен оградой. Но пить можно далеко не из каждого источника – не потому, что козленочком станешь, а просто в некоторых ключах целебная жидкость действует как слабительное. Большинство горожан ходит с кружками и поглощает лечебную воду прямо на ходу. Я тоже захватил с собой кружку и наполнил ее струей одного из ключей. Лечебная вода представляет собой кипяток, густо насыщенный солью, так что больше пятидесяти граммов за раз выпить нельзя.
       В Карловых Варах со мной произошел любопытный случай, о котором я и хочу рассказать. Гуляя по городу, я увидел художника, вырезающего силуэты из черной бумаги. Правда, в настоящий момент он не вырезал, а демонстрировал образцы работ. Я остановился посмотреть. И вдруг услышал:
- Подходи, земляк!  Портрет вырежу!
 Русский?  Но как он догадался, что я земляк?  Ах да, у меня же пакет  «Балканская звезда» …
- Ну, что задумался?  Сто крон.
Сто крон!  У меня и десяти с собой нет. Я отказался.
- Ладно, пятьдесят.
Пришлось объяснить, что у меня попросту нет денег.
- Ну, я тебя так вырежу!  Должна ж у тебя память остаться!
 Что ж, если так... Я  согласился…  Художник поставил меня профилем к себе.
- Теперь не двигайся.
Я услышал, как быстро зачикали ножницы, и буквально через минуту был готов мой силуэт, который художник наклеил на белую бумагу.
- Ты сам-то откуда? – спросил он на прощание.
- Из Иванова,- ответил я.
- Иваново …  Это где-то под Москвой?
- Да, где-то там, - сказал я, стараясь сохранить серьезность.
- А я из Ставропольского края. Ну, встретимся в Иванове – угостишь шашлыком.
- Не вопрос.
На том и расстались. И теперь я храню этот портрет не только как память о Карловых Варах, но и как память о русском художнике, которого судьба занесла на далекий чешский курорт. 

Брно

       В этом городе, название которого выражает содрогание на русском и отрицание на испанском, мы пробыли недолго, но кое-что все же запомнилось. Запомнилась оригинальная характеристика архитектурных стилей, данная нашей гидессой – миловидной девушкой с декольтированным пупком:
- Готика – это вот так (свела кончики пальцев и подняла руки вверх). А ренессанс – это вот так (широко развела руки в стороны).
       Запомнилась скульптурная композиция на одной из улиц. Это были обыкновенные атланты, но позы у этих атлантов были необычные. Обычно атланты угрюмо и сосредоточенно стоят, закинув руки за голову. К этим же скульптурам подошло бы название «Утро после праздника»: один держится за голову левой рукой, другой – правой, третий – сразу двумя.
       Запомнилось чучело крокодила, висевшее под сводом одной из арок. С этим чучелом связана любопытная история. Когда-то, в средние века, в окрестностях Брно объявился крокодил. Откуда он взялся – загадка, но население терроризировал исправно. Наконец один умник додумался что надо делать. Он зарезал овцу, начинил ее негашеной известью и подбросил крокодилу. Крокодил съел овцу, и скоро ему очень захотелось пить …
После взрыва из крокодила сделали чучело и повесили в городе для украшения (а может, для устрашения). Чучело висит достаточно высоко – подальше от любителей сумок и обуви из крокодиловой кожи.
   
Подземный мир

Едем в Пункевни пещеры. Окрестный пейзаж выглядит довольно мрачно: серые скалистые горы, покрытые хвойным лесом. В таких местах хорошо снимать фильмы про оборотней. В памяти сами собой всплыли строчки:
      Лесная застава … Приземистый дом …
Высокие сосны за темным окном …
И вдруг из этого угрюмого ландшафта мы попадаем в царство красоты – сталактитовый лабиринт (интересное соотношение: мрачный мир на земле и светлый мир под землей).
Принято считать, что пещерный лед белый и гладкий. На самом деле он шероховатый, и по цвету напоминает персиковый йогурт. Но интерес вызывало не это. Интерес вызывали скульптуры изо льда, возникавшие там и сям: фигуры ангела, уходившая куда-то ввысь, голова крокодила, голова ирландского сеттера, позвонок слона. Больше всего поражало то, что эти скульптуры не были сделаны человеком. Их ваяла природа.
Была здесь и абстрактная скульптура под названием «Ромео и Джульетта», представлявшая собой полусталагмат, то есть не сросшиеся сталактит со сталагмитом. Свое название скульптура получила, видимо, потому, что сталактит и сталагмит никогда не смогут соединиться. Нам сказали, что лабиринту и пещере 3000000 лет. Сразу возникла мысль: «А ну как эта «старушка» возьмет да и обрушиться на нас?»  И, словно в подтверждении моих мыслей, откуда-то заиграла музыка «Ave Maria» …  Но нет, «старушка» еще держится. Из пещеры выходим на свежий воздух и обалдеваем: мы стоим на дне пропасти!  Многим ли приходилось смотреть на мир с глубины 138 метров?  Однако, надо «выбираться»: мы заходим в другую пещеру и идем к подземной реке Пункве, по которой нас доставят на свет Божий. Скоро подъезжает лодка с гребцом на корме, мы погружаемся и едем …
       А вода в подземной реке не такая, как на земле. Есть в ней что-то заманчивое, таинственное, даже сокровенное. Интересно, какая она на вкус?  К сожалению, попробовать не удалось: лодка движется быстро, к тому же нужно постоянно уклоняться от скалистых выступов. Наш «Харон» то и дело предупреждает:
- Берегите гловы!
Я сунул руку за борт – вода была очень холодная.
- Какова температура воды? – обернулся я к гребцу.
- Четыре градуса,- ответил тот. И резко пригнул меня вниз. Это было вовремя, иначе бы я разбил голову о выступ. Пункевни пещеры – последняя достопримечательность, увиденная нами в Чехии. Ночью мы въехали на территорию Польши …

Вот это номер!
       Хотя польский город Величка даже не обозначен на карте, местная гостиница оказалась гораздо комфортнее, чем в Праге. Номер в пражской гостинице был обставлен, как писали Ильф и Петров, «с деловой роскошью»: две кровати (на каждой – комплект белья и обмылок), столик и пара кресел. В ванной – раковина, зеркало и ванна.
       Здесь я занимал одноместный номер, небольшой, но очень уютный: широкая, уже застеленная кровать, тумбочка с ночником (в Праге ночником мне служил уличный фонарь) и телефонным справочником, и даже телевизор (8 каналов). В ванной – стеклянная кабинка с душем, а на полочке под зеркалом – флакон с жидким мылом. Я даже пожалел, что пробыл в этом номере всего одну ночь …

Снова под землей

       Наутро мы отправились в подземный музей  «Соляные копи». У входа бойко торгуют кристаллами соли (злотый за штуку). Купив по кристаллу и попробовав их на язык (не обманули, соль), спускаемся под землю, совсем как гномы за золотом. Лестницы, лифты ... А вот и галерея скульптур, но не изо льда, а из соли. Особенно запомнилась скульптура важного маршала Пилсудского. Я сразу вспомнил плакаты времен гражданской войны, но здесь они, похоже, не в моде … Есть тут и соляные источники, и соляное озеро, но больше всего поразило, как организован туристический бизнес в Польше: здесь, на глубине 211 метров, работал бар, играл оркестр, размещался магазинчик сувениров и даже художественная выставка под названием «Черное видение»: выставлялись полотна, выполненные черной акварелью в экспрессионистской манере. Это впечатляло …


Краков

        Второй по значению город Польши встретил нас звуками духового оркестра. Одеты оркестранты оригинально: красно-черные шапки, белые сорочки, красно-черные юбки и такие же штаны. А играют они что-то очень знакомое. Минуточку … Так это же:
                Где б ты не плавал, всюду к тебе, мой милый,
Я прилечу голубкой сизокрылой …
Под эти бравые звуки я и отправился осматривать город. К сожалению, на осмотр был дан всего час. Этого времени хватило только, чтобы пройтись по главной улице туда и обратно. Ну, что я увидел на главной улице Кракова?  Уличных актеров в костюмах эпохи Возрождения. Голубей, исправно делающих свое дело на позеленевший от досады памятник Мицкевичу. Монаха в коричневой рясе, подпоясанного веревкой. Человека, в золотом костюме, изображающего живую статую – когда ему бросали монетку, он начинал двигаться и звонить  колокольчиком. Потом снова застывал. А еще – ярко-зеленые газоны с до боли знакомыми табличками: «Nie hodzic po trawie!»  Вот и все …

Мини-послесловие

      Снова Тересполь, снова Брест, Москва … И наконец – родное Иваново Понемногу возвращаюсь к действительности: у вокзала меня «встретила»  огромная лужа. На переходе через дорогу приходилось долго ждать, пока все «рыцари» проедут. А придя домой, я обнаружил, что в кране нет воды. Вообще никакой.
       Вот я и дома. До свидания, Чехия …


Рецензии