Венок из репейника

                ВЕНОК  ИЗ  РЕПЕЙНИКА

     Плести венки из разнотравья и пшеничных колосков, я научилась ещё раньше, чем читать. Куда бы меня мама не послала, главное – за ворота выйти, домой возвращалась с веночком на голове. Плела веночки на бегу. За козой, встречать стадо пойду, обратно коза «невестой» идёт. Похохатывал мой дед, да и соседи у колодца над моими затеями, одна только бабушка сердито мне выговаривала:
     - Венок не к сроку – от замужества не будет проку.
     О замужестве мне ещё рано было думать, потому её слова пролетали мимо ушей.
Да и в школе в те годы все атеистами были, а тут поверья всякие. Над словами бабушек только посмеивались. Теперь думаю: зря смеялись. В моём случае, так и случилось…
     А в том возрасте – своя радость. Бегу домой, как на крыльях. Веночек на голове, душа поёт, ног под собой не чую. Всего однажды дед мой, Федот Кононович, меня отругал. Снял с моей головы венок с ещё незрелых пшеничных колосьев, понюхал, в нескольких местах поцеловал и в дом пошёл. Я за ним следом пошла. А он на гвоздь, под образа, веночек повесил.
     - Хлеб это! А что мы без Хлеба?..
     Трижды, широким взмахом руки перекрестился. Вздохнул. Глянул на меня подобревшим взглядом и добавил:
     - Так-то, Ганько! Выше Хлеба только – Небо!
     Обвёл взглядом ряд икон на стене, утвердительно покачал головой и пошёл по своим делам.
     Этот случай с пшеничным веночком произошёл вначале лета, я тогда только третий класс закончила. А свой первый венок и рада бы забыть, да как тут забудешь… Радость и слёзы – всё пополам.
     Годика четыре мне было, не больше. За хлевом, вдоль межи, росли широколистые лопухи. Казалось, о них все забыли, но, однажды, мама развела в старом ведре свежего коровяка и собралась этим раствором в хате земляной пол мазать. Мне же велела: сходить за хлев и нарвать там целую охапку листьев лопуха. Это для того, чтобы устелить листьями подсыхающий пол. Я и пошла за теми лопухами и, как мама потом рассказывала, «пропала». Мама уже замазала весь пол в хате и в сенях, а меня всё нет и нет. «Наверно нарвала столько, что донести не может, подумала мама. Пойду, помогу…»
     Приходит. Глянула и руками сплеснула. Всего несколько листиков дочка сорвала. Зато оборвала все цветущие шарики репейника и ими себе голову украсила. От платья оторвать такой шарик – мудрено, а тут из волос его выпутать…
     А нужно ещё сказать, что мои волосы были маминой гордостью. Обычно, как исполнится ребёнку годик, его наголо стригут. Не важно, девочка это или мальчик. Но за год у меня волосы так выросли, что маме стало жаль стричь.
     - Пусть растут. Девичья краса – длинная коса.
     Бабушка взглянула на неё исподлобья и проворчала:
     - Коса густа – доля пуста!
     Мама немножко даже обиделась на бабушку. Дескать, девчушка ещё маленькая, а бабушка уже беду пророчит… Но спорить с бабушкой не решилась. Только всего и сказала:
     - Мы все у Бога счастья просим.
     Ко времени события, произошедшего в лопухах, мои волосы были самые длинные из всех девичьих кос на нашей улице. Мама гордилась дочкиными косами, а бабушка, нет-нет да и скажет: «На дурной голове хоть волосы растут…» В нашем доме на уход за моими косами много времени не тратили. Мама всего раз в неделю расчёсывала мои свалявшиеся волосы, предварительно смачивали их керосином. Это чтоб в голове ничего не заводилось, и легче было расчесать. Туго сплетала две косы, вплетала атласные ленты и завязывала в два узла бантики.
     Сидеть на табуретке, когда мама мне расчёсывала волосы – это была настоящая пытка. Я тогда думала, что, если у меня когда-то будет дочка, то я её буду коротко стричь до тех самых пор, пока она сама не научится управляться со своими волосами.
     - Что ж ты думала, когда репяхи себе на голову втыкала?! – чуть не плача, говорила моя бедная мама.
     А ничего я не думала. Я ревела на весь огород от маминых шлепков и разочарования. Ведь мне хотелось всего-навсего быть красивой. Я веночек собирала из цветущих шариков. И этот веночек, конечно же, запомнила на всю жизнь.

                16.01.11 г.


Рецензии
Аннушка, как же мама эти репейники с головы снимала?

Наталья Коген   28.01.2012 14:11     Заявить о нарушении
Лучше спросите, как я эту экзекуцию вытерпела?

Анна Боднарук   28.01.2012 16:45   Заявить о нарушении
Об этом я даже думать не хочу.

Наталья Коген   29.01.2012 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.