М и Ж русской культуры,

или Сортир как особое и важное  место литературной коммуникации






Парк культуры и отдыха в  родном городе мне с детства больше всего запомнился туалетом. Снаружи отштукатуренный и беленный известью, внутри по  стенам он был изукрашен такими записями, которые прежде я нигде не читал. Ненормативная лексика во всех проявлениях скрепляла скабрезные куплеты  и публицистическую правду-матку, которую нельзя было тогда не только прочесть в газетах, но и услышать в кругу друзей. Хотя тут же на стене  бдительный автор, обремененный цензурными соображениями, саркастически осуждал «того поэта, кто пишет здесь, а не в газету»! Каждый раз, когда мне приходилось мальчиком по нужде забегать в парковый туалет, я находил в нем всё новые и новые куплеты, а также записи уголовной и свободной антикоммунистической мысли, которые тщательно  и вдумчиво перечитывал. Так я проходил антисоветский ликбез, с которым частично был не согласен…Хотя не раз читывал остроумные вариации на стихотворение  Владимира Маяковского  «Дом Герцена» на стенах советских уборных:
Прав
   один рифмач упорный,
 в трезвом будучи уме,
на дверях
    мужской уборной
бодро
    вывел резюме:
«Хрен цена
вашему дому Герцена».
Обычно
  заборные надписи плоски,
но с этой — согласен!
 В. Маяковский.

Иногда эти записи неожиданно исчезали под свежей жирной побелкой. Но, несмотря на старания местного хозяйствующего цензора, спустя пару дней возникали вновь, в том же порядке, и с теми же словами, зачастую тем же почерком. Правда, по мере посещения других общественных туалетов замечал, что надписи часто повторялись, видать, число авторов туалетной литературы было ограничено, а плагиаторов хоть пруд пруди. Я тогда был убежден, что подобными забавами грешат простые люди, которые не имеют доступа к печатным изданиям, чтобы излить свою душу понятными им словами, всё на русском языке. Это детское, долго жившее во мне заблуждение навсегда разрушил Андрон Кончаловский, который в мемуарной книге "Низкие истины" не стал скрывать от читателя и со свойственным ему цинизмом поведал свою детскую туалетную  историю:
«На ночь вместе с дедом мы шли в туалет, один я хо¬дить боялся: крапива, солнце заходит, сосны шумят. Дед усаживался в деревянной будке, я ждал его, отмахиваясь от комаров, он читал мне Пушкина:
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
 И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.
Это я помню с девяти лет.
Вся фанерная обшивка туалета была исписана автографами - какими автографами! Метнер, Прокофьев, Пастернак, Сергей Городецкий, Охлопков, граф Алексей Алексеевич Игнатьев, Мейерхольд.
Свой знаменитый портрет Мейерхольда с трубкой, на фоне ковра, дед писал, когда у того уже отняли театр. То есть, по сути, вместо портрета Сталина он писал порт¬рет человека, над которым уже был подвешен топор, ко¬торого все чурались, от которого бегали. Думаю, в этом был политический вызов. Хотя диссидентство деду ни¬как не было свойственно, человеком он был достаточно мягким, на принципы не напирал - просто это был в лучшем смысле этого слова русский художник, что само по себе системе уже ненавистно.
Коллекция автографов на фанере сортира росла еще с конца 20-х. Были и рисунки, очень элегантные, без тени похабщины, этому роду настенного творчества свой¬ственной. Были надписи на французском. Метнер напи¬сал: «Здесь падают в руины чудеса кухни». Если бы я в те годы понимал, какова истинная цена этой фанеры, я бы ее из стены вырезал, никому ни за чтобы не отдал!»
Не было в бывшем СССР общественного туалета,  где бы добровольный «писатель» не оставил запись  вольной мысли на стене. И даже  Михайловское, святая святых русской литературы, не обошла мода начертать  стихотворные побрякушки в отхожих местах. Ввел это правило заправский шутник, бессменный смотритель  пушкинского музея Семен Степанович Гейченко. В садовых уборных Пушкиногорья «писывали»  Дудин и Антокольский, Мыльников и Звонцов – депутаты и академики, не стесняясь высказать надуманное в тихом садовом местечке.
--И там можно было прочесть оды, начинавшиеся с неизменного и зимой такого откровенного «О!», и элегии: «Утешься тем, озябший друг, что за стеною этой будки весною яблони цветут и расцветают незабудки»,- сохранил память о деликатных надписях известный критик Валентин Курбатов.
Но писать в туалетах придумали отнюдь  не русские, скованные в ХХ веке  цензурой. Еще задолго до отечественной традиции вести письменные диалоги  в  уборных  начали  древние римляне. Они очень любили сообщать о своих любовных связях и рассказывать, какими качествами обладает тот или иной любовник. Как сообщают достоверные исторические источники, для защиты туалетов от вандализма в Древнем Риме даже была выделена богиня – покровительница "отхожих мест". Звали ее Клоакина.
По принадлежности  к сильному полу я с детства  знал, что пишут в мужских туалетах. Но какими текстами забавлялись в дамских - оставалось большой манящей загадкой, пока не прочел об этом  пару лет тому назад в одной поэтической книге Эллы Фоняковой из Санкт-Петербурга.  Славным верлибром «Дискуссия»  она удовлетворила мое давнее неиссякаемое любопытство: что пишут в женских туалетах на стенах? В мужских,  как правило, похабные стишки. Судя по поэтическому репортажу из женского туалета Фоняковой,  дамы тоже не лишены чувства юмора. Но решают проблему половой любви на стенах туалета более изящно, если, конечно, автор не отредактировал действительность.

Углем на белой известке
Кто-то написал
Известные строки
Поэта Степана Щипачева
«Любовь – не вздохи на скамейке».
Рядом текст оспаривали:
«Да вы чё? Любовь – это вздохи в кровати!»
Левее ставился вопрос на засыпку:
« А ты могла бы отдаться парню
При первой же встрече?»
«Я могла бы».
«Значит ты…!»
С таким выводом не соглашались:
«Нет, она не…..!
Просто своего парня любит.
А вдруг ему завтре в Чечню?»
(Так и было написано - «завтре»)
И еще много чего,
Касающегося любви
И сложностей человеческих отношений,
Обсуждалось…
В далеком от евростандартов туалете…
…О, не всё еще потеряно
Для нации,
Которая даже в подобных местах решает для себя
Нравственные вопросы,
На которые и по сей день
Нет внятных ответов!

Впрочем, даже если  Элла Фонякова  и приложила редакторский талант, то все же дискуссия состоялась о любви на стенах туалета и в верлибре вполне реально, и, на мой взгляд, сердечно. И смысл жизни, и свои насущные проблемы современные русские женщины вполне могут обсуждать и в провинциальном отхожем месте . Кстати, немецкая студентка из Бонна Катрен Фишер в это же время написала дипломную работу о надписях в девичьих туалетах, которая полностью подтверждает поэтическую вольность Эллы Фоняковой.
Самое популярное среди  интеллигенции  произведение  Юрия Олеши «Зависть»  начиналось заманчивыми для цензурированного ума советского человека  словами: «А по утрам он пел в клозете…», что возбуждало отечественную русскую мысль. Сегодня этим одностишием уже никого не удивишь… Хотя, будем точны, в последнее время царапать и рисовать на стенах клозетов стали заметно меньше –  а всё, что уже сочинено и закреплено предками когда-то на стенах, можно найти в интернете, достаточно спросить Яндекс, и он выдаст вам бесконечные страницы гипертекста под рубрикой  «ТУАЛЕТ КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ». Впрочем , не питайте иллюзий- большим разнообразием тексты уже не впечатляют…И здесь литература заметно  иссякает, вот и это четверостишие, которым я решил завершить эссе,  в современном братском  туалете мне знакомо с детства…
Есть истина из самых вечных,
И повторять мы будем снова:
В России власть - больной кишечник:
Всегда обделаться готова.

Неужели написано на все времена для России!


на снимке тот самый туалет в изюмском парке
фото В.Глущенко ( октябрь 2011)


Рецензии
М и Ж - НЕ тОлько в русской -
И в НЕрусской культуре нежнЫ
и беспредЕльно важнЫ -
ИнАче - налОжишь -нальЁшь -
БеспредЕльно
И ВСЕМ нЮхом услЫшно -
И в Юбу юбУ,
И в трУсики--колгОтики пре-мИлы,
И в брЮки-штанЫ -
КОе-комУ - НЕ Очень почемУ-то мИлы!

КонЕчно, ВСЕ нАдписи, нАписи и нАсери во СортИре
(Да и в квартИре!) -
<<как особом и важнЕйшем мЕсте>> ВСЕМИРной курИу-серИ-тУры -
ОСОбенно - в Парках отдыха и культуры
в роднЫх городкАх -
НЕ объЁмны, не стЕрео-, не стЕрво-фонИчны,
А, по-мнЕнию Монахова Владимира, -
До неприлИчия - плОски:
НапИсяно мочОю на бЕлой стенЕ -
Как на простынЕ: <пихдА>,
А ТЫ пихнЁшь в Эту щУпер-<пихдУ> -
СвовО <Аль-ФОнса>-<пихдунА>-пихунА-<в-пИсю-дАй!>-<писю-нА!>-писюнА-писунА,
А Это - вОвсе - НЕ <пихдА>,
А Это - вОвсе - НЕ <писю-нА!>,
А прОсто - грЯзная зАсранная зАссанная ВСЕМи - стенА! -
Вот ТЕ й <в-пИсю-НА!>-<писю-нА!>!
А вот у Монахова Владимира -
ВСЕ нАдписи, нАписи и нАсери во СортИрах
(Да и в квартИрах!) -
<<как особом и важнЕйшем мЕсте>> ВСЕМИРной курИу-серИ-тУры -
СУпер-объЁмны,
СУпер-объЁмны,
СУпер-стЕрео-фонИчны,
СУпер-стЕрво-фонИчны,
До ВЕрха прилИчия -
НЕ плОски! -
НапримЕ:
НапИсяно мочОю на бЕлой стенЕ -
Как на простынЕ:
<ПихдА>! -
Ну, Это ж НАдо же -
ПростОй захолУстный комм-сортИр,
А в НЁМ дАже простАя <ПихдА> -
А и ТА - с БольшОй -
СУпер-объЁмной,
СУпер-объЁБной,
СУпер-стЕрео-фонИчной,
СУпер-стЕрво-фонИчной
БУковки мочОю на бЕлой стенЕ НапИсяна!
Или гавнОм,
Как на простынЕ, -
НамАзаяна!

И ТЫ пихнЁшь в Эту щУпер-<пихдУ> -
СвовО <пихдунА>-пихунА-<Аль-ФОнса>
(ЛЮбит на чужОм добрЕ поживИться!),
А Это - и в самом дЕле -
ШикАрНЕйшая <пихдА>, <писю-нА!>! -
ДА НА прОстой - грЯзной зАсранной зАссанной ВСЕМи - стенЕ! -
Вот ТЕ й <в-пИсю-НА!>-<писю-нА!>! -
ЛаскАй, ебИ ЕЁ-премИлую -
Хоть аж до сАма ЕЁ ДНА!

Крыленко Владимир   23.04.2012 07:44     Заявить о нарушении
длинновато будет для стены в туалете..

Монахов Владимир   23.04.2012 09:09   Заявить о нарушении
Эй! мужички! и не лень вам упражняться в эНтом писательстве...

Светлана Рассказова   23.04.2012 09:30   Заявить о нарушении
1. Владику Монахову:
Так туалет-то - Прозы.ру! -
Для неё - сойдёт! -
Для <сидЕния> долгосрОчного!

2. Светланке Рассказовай:
Эй, Светка!
И не лень вам в Это место подглядывать,
идЕ врОде-б мужички-бАбы -
<испражнЯються> в эНтом месте -
писЯтельством-какАтельством!?

3. СерЁге Скворечику:
Да - уж!
А похОж на БразИльскую мАмбУ! -
Да ишшО в М - Ж ! -
Это ж надо -
УЖ - и ТОТ припОлз в М-Ж -
Опусы Владика почитАть!
23 04 2012

Крыленко Владимир   23.04.2012 21:57   Заявить о нарушении
Да, ладно,... тоже пошутила...
Или НЕЗЯ....

C облегченицем!!!!!!!!!!!!!!!

Светлана Рассказова   23.04.2012 22:05   Заявить о нарушении
Светлана,здесь можно всё,лишь бы не на стенах в туалетах

Монахов Владимир   24.04.2012 08:09   Заявить о нарушении
Да, ладно, милая (мне!) Светланка -
тоже - и шутИ, и ВЕЗДЕ облегчАйся
(ЖелАтельно - на меня!)
И пишИ - от пОпы, пИси и душИ!
И подглЯдывай ВСЮДУ
(ЖелАтельно - на меня!) -
C облегченицем ВАС,
Пре-МИЛая Светлана!
КстАти, ЭТО и ВАС касАется,
Пре-МИЛый Владик!

Крыленко Владимир   24.04.2012 08:51   Заявить о нарушении
Вот, Крыленко Владимир молодец! - без дискриминации.
А то случайно клацнешь и окажется, что это не для нас (читаю здесь много).
Нечего тогда выставляться.
А графити мне любое не нравится: нИ в туалетах, нИ в подъездах, нИ на стенах...

Светлана Рассказова   24.04.2012 09:01   Заявить о нарушении
С графити стЕны веселЕй, а с женщиною - гОленькой приЯтней, веселЕй!
А мне - без рАзницы графити - Есть они или нет!
А вообще - с графити - веселЕй!
А с женщиною - ВСЁ - наоборОт! -
Мне с женщиною гОленькой приЯтней, веселЕй!

Спаси БОГ ВАС,
Пре-МИЛенькая Светлана -
За ТО, что ВЫ Есть,
Да и за ВАШу Доброту!
ВАМ - <<графити любое не нравится:
нИ в туалетах, нИ в подъездах,
НИ на стенах...>>,
А мне - без рАзницы -
графити - Есть или же нет -
я же ИХ - просто НЕ вИжу!
А вообще - с графити - веселЕй -
И мне - просто интереснЕй,
чем просто голая стЕнА!

А вот с женщиной -
Мне - ВСЁ - наоборОт -
мне - просто несравнЕнно интерЕсней и приЯтней -
Когда просто гОленькая женщина,
чем просто женщина -
НЕ просто пОлностью пре-гОленькая женщина! -
По-мне - любая одежда портит гОленькую женщину -
ВСЕ прЕлести ЕЁ скрывАет и ласкАть ИХ мешАет!

А графитти - НЕТ! -
Любык графитти разнообразят унылые голыые стены! -
И на забОрах, и в туалетах, и в подъездах,
И на прОчих стенах! -
Но - НАС - СЕМЬ миллиАрдов людЕй
И СЕМЬ миллиАрдов мнЕний -
КТО же тогдА из НАС - ВСЕХ правЕй!?
ВИК 24 04 2012

Крыленко Владимир   24.04.2012 23:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.