Дырявое эмбарго

Южная транспортная прокуратура выявила факты массового вывоза из России зерна через таможни Южного таможенного управления в период запрета на вывоз зерновой продукции, введенного правительством из-за засухи и резкого роста цен на продукты питания в прошлом году, сообщает в четверг надзорное ведомство, не уточняя дату проведения проверочной операции.

Из-за засухи и вызванного ею резкого спада урожая с 15 августа 2010 года Кабинет министров ввел временный запрет на вывоз пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы и муки. Изначально эмбарго действовало до 31 декабря 2010 года, однако затем его продлили до 30 июня 2011 года, исключив из списка только муку. Решение о снятии эмбарго на экспорт зерна с 1 июля было принято правительством 28 мая.

Южная транспортная прокуратура установила, что должностные лица Краснодарской, Ростовской и Таганрогской таможен Южного таможенного управления не исполняли полномочия по обеспечению установленного российским правительством временного запрета на вывоз пшеницы.

«Масштабный вывоз зерна осуществлялся под видом корма для скота. Схема, позволявшая уклоняться от запрета на вывоз пшеницы, была налажена практически одновременно с его (запрета) вступлением в силу и действовала весь период временного запрета», - отметается в сообщении.

Объем такого экспорта ежемесячно возрастал. «Всего подобным способом за границу вывезено около 160 тысяч тонн зерна пшеницы», - отмечает Генпрокуратура.

Однако таможенные органы «закрывали глаза» на данные обстоятельства. Так, сотрудники ростовской таможни игнорировали выводы экспертов таможенной лаборатории, установивших, что вывозимая смесь не является дертью (зерном для кормления скота) и не соответствует по характеристикам сведениям в декларациях и документах, представленных экспортёрами. Часто заключения таможенных экспертов вообще не приобщались к материалам оформления. Допущены многочисленные нарушения процедуры таможенного контроля. Сведения о грузе, заявленные в декларации, не проверялись. Досмотр и таможенное наблюдение осуществлялись формально.

Несмотря на информацию таможенной лаборатории о фактах вывоза зерна, Южным таможенным управлением меры к исполнению установленного запрета не были приняты. «Грубые нарушения при осуществлении таможенного контроля оставлены без внимания. Федеральная таможенная служба и правительство России о сложившейся ситуации с вывозом зерна с территории Таможенного союза своевременно не проинформированы», - говорится в сообщении.

В связи с этим руководству Южного таможенного управления внесено представление, с требованием проведения служебной проверки, привлечения к ответственности сотрудников таможен и управления, допустивших нарушения законодательства.

Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о направлении в следственные органы материалов в отношении сотрудников таможни, ненадлежащим образом исполнивших служебные обязанности. (Новость на сайте «РИА Новости»).

Очень плохая новость. Значит, правду сказал случайно оговорившийся радиожурналист, обвинивший в провоцировании схода снежных лавин на трассе «Кавказ» «непрерывный поток тяжело груженных фур с зерном на экспорт». Плохая новость, потому что она свидетельствует еще раз, что правительство и вообще власть у нас бутафорская, а истинными субъектами власти являются организованная преступность и аффилированные с ней профессионалы коррупции.

Законы соблюдаются только в том случае, когда они на руку истинной власти, - криминал-фашистской корпоративной диктатуре.

Так или иначе, зерно вывезли, а теперь еще возобновился и легальный экспорт, вот только экспорт этот нужен в России только десятку миллиардеров, народу же от него только инфляция. Народу совсем не нужны спекулянты на крупах, повышение цены (и нехватка!) комбикормов, удорожание мяса, яиц. Этого не нужно, нужно совсем другое... Но больше всего России нужна мудрая и честная власть.

Я уже неоднократно писал, что Россия пока не может без ущерба для себя экспортировать зерно. Мы его производим много меньше порога продовольственной безопасности, который, как известно, составляет 1 тонну на человека в год, включая фураж. Многие эксперты вообще считают, что России следует заниматься сельским хозяйством с большой осторожностью, ни в коем случае не отказываясь в экономически обоснованных случаях от импорта сельхозпродукции, так как живем мы в северных широтах и всегда будем тратить на единицу продукции больше ресурсов, чем те же западные фермеры.
К тому же, на пороге вступление в ВТО, но как оказалось, для одних (сырьевой мафии) ВТО - это свободный выбор, для других - жесткий удар судьбы, способный еще больше усугубить проблемы, в частности, российского сельского хозяйства.

Поэтому любой экспорт в этом секторе неизбежно вызовет рост цен на все без исключения продукты питания. Зерно - это же не только хлеб, но и корма для птиц и скота, только нашим агроолигархам не хочется ждать, когда зерно пройдёт путь от поля до желудка животного на ферме, а потом в виде мясной туши в магазин и вернётся обратно в виде денег. Хочется пусть меньше, но сразу. Вот эти хапуги и губят всю нашу экономику в том числе и сельское хозяйство, на словах «заботясь» об интересах сельхозпроизводителей, которые, якобы, могут неплохо заработать на высоких ценах на хлеб в Африке. Как показывает практика, «зарабатывают» только перекупщики и спекулянты.

Призывы к зерновому экспорту - это продолжение сырьевой политики власти олигархов. На всех нефти и газа не хватает, а каждому не терпится прикупить дворец в Лондоне, вот и пошел оголтелый грабеж «закромов Родины».

Увы, положение в сельском хозяйстве России не радужное. И самая главная проблема заключается  в том, кто будет обеспечивать провозглашенную не так давно «продовольственную безопасность». Одними субсидиями и льготными кредитами  производителям сельхозпродукции эту проблему не решить. В селе ведь кто-то должен работать. Причем, работать с желанием и добросовестно. А у нас более трети сельхозпредприятий являются убыточными. Села пустеют. Все, кто мало-мальски способен к труду, давно переселились в город. И происходит это, потому что среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляет всего 3580 рублей или 43% от реального среднего по стране уровня, не считая Москвы. Более половины жителей села живут за чертой бедности, и лишь две трети трудоспособных селян обеспечены работой. Не говоря уже о плохих дорогах, вернее сказать, направлениях, потому что назвать дорогами то, где тонут в грязи даже тракторы, язык не повернется. Из-за этого Россия теряет до 40% собранного урожая. Не говоря о  прочей инфраструктуре, присущей современной цивилизации, которой в сельской местности, мягко говоря, слегка не хватает. Получается замкнутый круг: в деревне практически нет достойной работы, но почти нет и достойных работников...

В сельском хозяйстве как нигде нужны реформы, подобные по масштабам столыпинским. Пока еще там осталось что-то, что можно реформировать. Особенно в нашей средней полосе, которую называют еще «зоной рискованного земледелия». И об экспорте тут не может быть и речи.

Валентин Спицин.


Рецензии