Жизнь моя... Глава 14. Последняя
ГЛАВА ПОСЛЕДНЯЯ
После реабилитации, с 1956 года, я работал на автобазе автотехником. Организовал там художественную самодеятельность из шофёров и их жён. В концертах я ставил инсценировки А.П.Чехова: "Канитель", "Хирургия", "Злоумышленник", "Сельские эскулапы" и др. В "Разломе" Б.Лавренёва у меня играл одноклассник Е.Урбанского Д.Хороманский, главный инженер автобазы. Поставил я и сцены из "Свадьбы в Малиновке". Почти везде мне самому приходилось играть ведущие роли. Кинофильм "Свадьба в Малиновке" вышел гораздо позднее. Концерты шли на "УРА".
Узнав о моих "высоких творческих достижениях", 1-й секретарь горкома Партии И.П.Морозов почти насильно заставил меня идти работать директором Центрального Дома культуры шахтёров г.Инты. Потом я узнал, что моего назначения добивались А.Ф.Ордынец и Т.В.Вераксо, которые уже работали там как вольнонаёмные. Ордынец был женат на Зине Луценко. Она приехала к нему из Таганрога и работала в Инте детским врачом.
Итак, с 1959-го по 1962 год я работал директором ДКШ. Когда здание поставили на капремонт, я стал работать в отделе труда ОСУ, поступил на вечернее отделение индустриального техникума, который окончил в 1967-м. С 1965-го по 1968-й работал в Шахтостроительном управлении шахты "Интинская" инженером-плановиком планового отдела. С 1968-го по 1978-й - горным мастером подземного транспорта шахты "Интинская". На этом закончилась моя трудовая деятельность.
В конце повествования попытаюсь перечислить всё, что я сделал на театральных подмостках Инты.
В концертах я пел с оркестром Ордынца и под рояль - с Ачкасовой. В моём репертуаре были советские песни, песни Ордынца ("В том краю" и др.), русские народные песни, романсы русских композиторов, мой любимый романс Чайковского "Ночи безумные" на слова А.Н.Апухтина, "Благословляю вас, леса" на слова А.К.Толстого. Из оперных арий я пел Томского, Эскамилио, князя Игоря, куплеты Мефистофеля из "Фауста". Пел в дуэтах с Н.Красовским, В.Козловым, Н.Гуровой, А.Пойдём, И.Хмеленко, М. Марченко и др.
На сцене Минлага играл в спектаклях режиссёра Радищева А.Н.:
"Слуга двух господ" Гольдони - Сильвио
"Лес" Островского - Пётр
"Лев Гурыч Синичкин" Бонди - Борзиков
"Чужой ребёнок" Шкваркина - Костя
"Бесприданница" Островского - Карандышев
"Не было ни гроша" Островского - Баклушин
После заключения я играл на сцене Центрального ДК с Л.В.Донати, Э.М.Ширманом, А.Н.Радищевым, Б.В.Астанковым, Л.Сидельниковой, В.Р.Дембовским, Г.Н.Кузнецовой (женой лучшего исполнителя Шванди в "Любови Яровой") и другими в спектаклях Радищева:
"Опасный спутник" Салынского - Селихов
"Суд матери" Феличёва - Георгий
"Ошибки одной ночи" Гольдсмита - Тони
"Колесо счастья" Братья Тур - Антон
"Бесприданница" Островского - Вожеватов
"Беда от нежного сердца" и др.
В спектакле "Цыганы" А.С.Пушкина я играл Алеко. Спектакль ставила Т.В.Вераксо, она же танцевала в нём свою "лебединую песню" - танец тени Мариулы.
В спектаклях режиссёра Б.В.Астанкова (позже в фильмах Одесской киностудии он играл эпизодические роли в "Зелёной карете", "Трёх мушкетёрах" и др.):
"Круги ада" Насибова - А.Лавров
"Твой дядя Миша" Мдивани - Барабанова
"Круглый стол с острыми углами" ... - Генерал КГБ
При моём директорстве в ДКШ был открыт первый в Республике Коми Народный театр в Инте. Кстати, я совмещал работу директора ДК и художественного руководителя. Из-за большой загруженности административной работой я был лишён возможности в эти годы принимать прямое участие в спектаклях и концертах, хотя сам подбирал репертуар народному театру: "Путь к жизни", "Любовь Ани Берёзко", "Разлом", составлял программы всех концертов. После 1970-го года я навсегда распрощался со сценой, если не считать "Ораторию" Г.Свиридова, где я пел и читал с хором и оркестром под руководством Ордынца А.Ф., а после его болезни - под руководством Николая Порфирьевича Клауса, бывшего дирижёра Белорусской оперы, а после заключения - главного дирижёра Музыкального театра г. Сыктывкара.
Однажды, в 70-х годах, меня не пустили в Дом культуры какие-то дежурные, объяснив, что идёт партконференция. К моему удивлению, в зале звучал знакомый голос - запись отрывка из "Оратории" - "Разговор с товарищем Лениным" в моём исполнении.
С 1956 года я работал диктором местного радио. Лет десять очень активно, а потом - только по праздникам. А также вёл репортажи митингов и демонстраций с центральной площади города. Я бережно храню фотографии своих друзей по сцене, программы спектаклей, газетные рецензии, клавиры опер "Евгений Онегин" и "Кармен".
Над партиями из этих опер работал со мной когда-то Н.К.Печковский, потом подарил их мне в день рождения, 31 октября 1951 года, когда судьба свела нас во второй раз в Минлаге на втором районе, где наши спины "украшали" огромные номера особо опасных политических преступников.
Роясь в старых бумагах, я слышу голоса своих бывших друзей и, почему-то, особенно часто голоса тех, кто уже ушёл от нас. А ведь все они когда-то были молодыми, весёлыми... Буду очень рад, если кто-то из них ещё жив. А в голове всё звучат и звучат слова поэта: "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?"
С уважением. Дмитрий Санин. Тамбов.
Свидетельство о публикации №211112101090