служанки Виктюка

   Я помню время, когда в столицах шумели, ругались, восхищались и негодовали. Провинция сидела тихо по причине святого неведения. Да и настал ее черед ужаснуться..восхититься. Я полагаю, что успех очевиден, и не только в связи с неискушенностью.
   С постановками Романа Григорьевича Виктюка познакомилась в силу обстоятельств очень недавно, буквально в прошлом году, сожалею, что поздно, радуюсь тому, что, возможно, многое впереди. Первым спектаклем гастролей в этом году были «Служанки». Собственно, начало популярности Виктюка. Рядовым режиссером он никогда не был, а знаменитым его сделали именно «Служанки» в силу скандальности идеи. Но тут, как говориться: кто что желает видеть - увидит. Я могу простереть свою фантазию от дервишей, постановок «студентов» Гурджиева, которые славились своей хореографией, акробатикой до экстремальных мистерий Гротовского. Но если воображение дальше ужаса однополой любви не проникает, что ж, держите, рвите, судите, но придете посмотреть первыми, чтобы удовлетворить любопытство и бросить камень. И в том Виктюк не ошибся. Скандал не ему первому оказал большую услугу, поскольку иным способом у нас внимания не добиться. Мало кого заинтересуют гениальные режиссерские находки, подвиги сценографии и талантливое воплощение замыслов. А «эдакое» всегда в ходу. Так мы устроены: нас интересует только то, к чему мы приклеили ярлык «дрянь», а добродетель невыносимо скушна..
    Добродетель Виктюка обрядилась в то, что мы готовы презирать, но как-то не до этого становится от воплощения материала. На мой взгляд, незаурядная, но не самая великая литература получила великую сценическую судьбу. Должна сказать, что отклонений от текста режиссер не допускает. Так же - не велика возможность для импровизации и у актеров. Вернее, импровизацию, в большей степени может позволить себе очень талантливый актер, абсолютно овладевший стилем декламации, скорее интонирования, «фирмой» Виктюка. Любое отклонение выпадающее из стиля прозвучит фальшиво, резко мимо. Потому понятен колоссальный объем работы, шлифовка, гранение и в результате – свет внутри алмаза.
   Я сто лет как забыла о чем сюжет, пьесу Жана Жене прочла потом, моей целью была «табула раса». Решила так, поскольку обнаружила после просмотра «Саломеи» в прошлом году, что незнание источника, в частности биографии Уайльда для обывателя очень затруднило восприятие материала. Решила и я испытать себя на прочность. Но и тогда, и здесь подалась сразу движению действия, обратилась в восприятие, и понимание сюжета на логическом уровне для меня отодвинулось на самый последний план. Да уж и фабула незамысловата. Хотя, с самого начала «матрешка» разыграна весьма удачно. На сцене «Мадам» и служанка, и они говорят то, что им полагается по статусу, но! Они удивительно похожи, они родные души, их степень интимности в силу идентичности если не характеров, то качества материала их «внутренностей». Плебейство – общее место, а нет подобострастия, присущего плебею. Служанка не боится «госпожу», и даже очевиден ее психологический приоритет. Если не почувствовать подвоха, можно даже спросить – за что убивает–то? Звонит будильник – матрешка раскрыта. Злодейки - сестренки продемонстрировали замысел. Они уже преуспели и дело за малым – реальная Мадам должна умереть реально. А поскольку все требует подготовки, действие разыгрывается, по ходу, не первый раз, оно увлекает, доставляет удовольствие, буквально, упоение. И все далеко не бездарно, во все вполне можно поверить. Я жду появление настоящей Мадам, каким должно быть ее величие, если служанки так потрясены и вдохновлены? Действительно, белоснежное боа Мадам напоминает крылья ангела. Она и бесстрастна, как ангел, вернее она замечает абсолютно все, что ее окружает, она умеет об этом сказать, не оскорбив себя изменением величественного тона. И ей на все плевать, она любит и страдает, скорее всего, любит свои страдания, как и свое величие. Она легко благодетельствует и так же легко забывает об этом, подогревая ненависть своих палачей. Мадам так же легко и величественно избегает их сетей. Здесь замечательный тончайший занавес, вуаль или еще какая специфическая по фактуре ткань, манипуляции с которой имитируют паутину. Визуальный эффект поразителен. И надо предполагать - злодеи оказались в ней сами. Но, что удивительно, уроки Мадам и театральные подготовки не пропали даром, девушки после недолгих душевных конвульсий принимают решение, которое им кажется вполне великим в их исполнении и даже достоинство сохраняют при этом.
   Все происходит на фоне прозрачных декораций, подсветка которой дает визуальный эффект, отражающий эмоциональный фон действия, и во многом двигает его восприятие во времени и пространстве. Должна отметить мастерство осветителей, находясь на гастрольной сцене, они выполняли свою работу безупречно. Не могу такое сказать о звуке. Предполагаю, что дело здесь в местной аппаратуре, которая очень трудна в регулировке, на повышенной динамике выдает уродливый резкий тембр. Это печально, поскольку использован хороший на мой вкус музыкальный материал: скрипичное соло из «Истории солдата» Стравинского, Далида в лучших традициях шансона и прочее, достойное более качественного воспроизведения.
   Костюмы, грим, графика сцены, действия – визуальный художественный комплекс, совершенно логичный и органичный. Пластика, как и интонация, имеет «фирменные» признаки, но от этого они только выигрывают, обладая общим стилем точно попадая в психологию, чувство. И при этом феноменальное владение телом. Актер должен обладать универсальными качествами, чтобы соответствовать требованиям. Разрушен стереотип, что все универсальное не уходит далеко от среднего. А здесь нет, все доведено до предела и поражает воображение.
   Я не знаю, был ли в предыдущих постановках последний эпизод с эротическими танцами, что-то выглядело забавно, как впрочем, императив по поводу гомосексуальности на сегодня, но были удивительные совершенные моменты, скажем – шедевр жанра. И если кто возмутился, в равной степени был восхищен в глубине своей души, поскольку потревожило..и не только потому, что «дрянь».


Рецензии