Андрей Рябоконь. Великий Авиценна

Авиценна – так называли его в Европе.  Avicenna – это латинизированное имя.  На самом деле его звали Абу-Али Ибн-Сина, или точнее, Абу Али Хуссейн ибн Абдаллах. 
Иногда его, уникального лекаря и естествоиспытателя, одного из величайших учёных и философов Средневековья, математика и поэта народов Средней Азии, называют великим иранским учёным – иногда великим арабским…

На самом деле Абу-Али Ибн-Сина родился в селении Афшана близ древней Бухары.  И произошло это в один из жарких августовских дней в 980-м году, ровно 1031 год тому назад. 

В те далёкие времена узбекская нация только ещё формировалась, множество племён и народов населяли обширные земли «Середины мира» – культурного центра огромнейшей Азии.  И, наверное, не стОит сейчас «приватизировать» имя великого человека ни одному из современных азиатских государств.  Сейчас Бухара – узбекский город. Равно как Гургандж (Ургенч), столица Хорезма.  Отсюда рукой подать до Туркмении (каких-то полсотни километров!) – именно из этого региона тюркские племена в начале Средних веков двинулись на просторы Малой Азии, разрушая великую православную империю – их потомки, современные турки, основали на развалинах древней Византии мусульманскую страну, которая ныне именуется Турцией. 
      
Но в 1012 году (почти тысячу лет назад) Ибн-Сина перебрался в Иран, где долгое время был придворным врачом и визирем – то есть министром.  А его «Книга знания» написана на дари – языке предков современного таджикского народа.  Мог Абу-Али Ибн-Сина говорить и по-арабски. 
      
Понятно, что сейчас присваивать учёному древности современную национальность «узбек», «таджик», или «иранец», по меньшей мере, безграмотно. 
      
Авиценна – сын азиатских народов и светоч народов европейских!  Недаром его «Канон врачебных наук» долгое время считался настольной книгой европейских врачей и выдержал более тридцати изданий на разных языках.  «Канон…» по праву можно считать ГЛАВНОЙ книгой Абу-Али Ибн-Сины. 
      
Сперва же вспомним и об иных его трудах.  Тем более, что Авиценна – автор более ТРЁХСОТ сочинений!.. 

В своей «Книге исцеления», а также в «Книге знания», Абу-Али Ибн-Сина, опираясь на учение Аристотеля, разработал своё собственное философское учение.  Ибн-Сина признавал объективность бытия, неразрывную связь материи и движения. Он считал, что в мире царит всеобщая естественная закономерность.  Ибн-Сина колебался между идеализмом и материализмом. Утверждая вечность материи, он вместе с тем признавал сотворение мира Богом. 

В противоречии со своей оценкой определяющей роли чувственного опыта в познании, он отрывал от опыта деятельность «разумной души».  Но ведь и сейчас, тысячу лет спустя, у людей в этих вопросах нет единого мнения!  Нет единства и по многим другим вопросам…   

В области логики Абу-Али Ибн-Сина выводил формы мысли из форм бытия и внёс по ряду вопросов дополнения и даже исправления к логическому учению Аристотеля. 
      
Абу-Али Ибн-Сина много и плодотворно занимался проблемами естествознания – геологии, минералогии, ботаники, зоологии, химии, механики, астрономии.  Он подвергал критике астрологические суеверия (странно, что и сейчас, по прошествии десятка веков, многие люди «читают судьбу по звёздам», СОВЕРШЕННО не зная карты звёздного неба и ни на грамм не разбираясь в астрономии!!! А другие люди им, представьте, верят). 

      
Мусульманское духовенство (в лице не самых образованных его представителей) обвиняло Авиценну в ереси, «пойдя по стопам» европейской католической инквизиции, а многих последователей Ибн-Сины преследовало за безбожие. 
      
Тем не менее, труды Абу-Али Ибн-Сины оказали большое влияние на развитие прогрессивных тенденций средневековой философии, способствовали подготовке опытного естествознания.
      
В начале очерка учёный назван поэтом – и правда, Абу-Али Ибн-Сина известен был и как поэт, писавший на языке дари стихи в форме народных четверостиший – «рубая» или «рубои». 

Всё же Авиценна, сделавший много нового в самых разных областях знания (и даже в поэзии!), был в первую очередь крупнейшим врачом Средневековья. 
      
Он внёс ценный вклад в теорию и практику медицины, в анатомию и физиологию человека, в хирургию, терапию, диагностику, фармакологию…   

Классический труд Авиценны «Канон врачебных наук» (или «Канон врачебной науки») появился на свет в 1020-м году, логично следуя за опытом великого учёного и практика – Ибн Сина обобщил в нём не только свой личный врачебный опыт, но и обширный медицинский опыт того времени. 

Между прочим, Авиценна уделил внимание лекарствам индийского и китайского происхождения, обобщив данные народной медицины и обогатив их своим опытом – как в мудром высказывании: «Доверяй – но проверяй!..» 
      
«Канон врачебных наук» состоит из пяти книг.  Наряду с теорией медицины две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. 
      
Авиценна хорошо знал целебные растения:  из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне…», почти полторы тысячи – это средства растительного происхождения. 

«Канон…» переведен был уже в 12-м веке на латинский язык (издан печатной книгой в Милане спустя пару веков – аж в 1473-м!) и пользовался, как здесь отмечалось, широкой популярностью в Средние века – причём не только в Европе, но и за её пределами. 
   
Умер Абу-Али Ибн-Сина в 1037 году, прожив менее 60-и лет… 

Совсем скоро, через 9 лет – в 2020-м – человечество будет отмечать тысячелетие знаменитого «Канона врачебных наук».  И это событие мирового масштаба, без сомнения, запомнится многим. 
      
А мне больше всего запомнилось его врачебно-поэтическое высказывание (из «Канона врачебных наук») по поводу мелиссы – она, эта душистая, ароматная травка, поддерживая и вылечивая сердечные болезни, «…окрыляет сердце и просветляет ум»!.. 
       Согласитесь, фраза, достойная великого поэта – и великого врача!   



                ***   



               


Рецензии
Спасибо за познавательную статью!
Теперь мало пишут об ученых, не только древних, но и современных....

Почему?
Видимо потребительство, когда вода в кране, еда в холодильнике, а все остальное в телевизоре, не располагает к самостоятельному мышлению...

А мы с вами земляки...
Я прожил в Алма-Ате 7 лет (1972-1979), окончил Алма-Атинское военное училище.

Потом правда судьба забросила в Европу

См. Выход из аграрного тупика http://proza.ru/2011/07/21/744, может быть как агроному будет интересно...

Андрей Бухаров   21.11.2011 07:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Асет! Рад, что Вы решили воспроизвести очерк - чем больше людей прочитает, оценят, полагаю, тем лучше.
Алма-Ата и Медео (из далёких 80-х) запомнились мне на всю жизнь, как солнечная сказка!..

С уважением,
РА

Андрей Рябоконь   16.01.2012 12:29   Заявить о нарушении