14 В том саду зимовала весна. Ломбардный орех

14 Ломбардный орех

  Год выдался необычайно урожайным. К зиме женщина купила сыну утепленные резиновые сапоги и старую, но еще добротную шубу. Несколько рубашек и шапку. Себе позволила купить в комиссионном магазине почти новое ирисовое пальто с натуральным лисьим воротником.
   Когда зимой вышла на рынок с сумкой ломбардского ореха - фундука, который она сдавала женщинам-перекупщицам, то ее вначале даже не узнали.
Скупщица Совдат цокала языком и рассыпала комплименты.
- Неужели это наша Тумиша! Красавица. Говорят, что ты разбогатела. Аллах тебе в помощь!
- Спасибо. Меня тоже услышал Всевышний. Вам всем спасибо, что делите со мной мою радость. Сын уже помогает мне, - смущенно улыбалась женщина в ответ.
- Смотри, не создай мне конкуренцию. Весь урожай неси мне. Все продам, - гладила Совдат мальчика, угощая его самодельной конфетой из жженного сахара. ,
- Да, я помню о нашем договоре. Пусть Аллах помогает тебе, как и мне, - отвечала Тумиша, пытаясь удержать сына рядом с собой.
- В этом году мало фундука. Все жалуются, что плоды поражены долгоносиком.
- При массовом поражении  следует проводить химическую обработку. Но главный враг - сорняки. И поливать его надо обильно и часто.
- Знаю, что трудно бороться с ореховым усачом. Ты весь участок  засади этим орехом, - советовала Совдат, рассчитывая на свою выгоду.
- Он продлевает жизнь, укрепляет здоровье.  И хорошее настроение от работы с ним в саду просто обеспечено! - делилась Тумиша.
- Слышала, что в Турции из него делают кофе. Думаю поехать в Баку с мешком орехов.
-  Там масло фундуковое используют не только в быту, но и в промышленности. Во многие продукты добавляется цельный или меленый фундук, он же идет в производство нуги и халвы.
- Все-то ты уже знаешь. Я несколько раз намеревалась посадить эти кусты. Может весной дашь мне пару саженцев? - прищурив правый глаз, спросила Совдат. - Как скоро я получу урожай?
- При хорошем уходе  плодоносить  начнет на третий-четвертый год после посадки. Необходим обильный полив, а почва подойдет любая.
- Ты моя хорошая. Давай-ка договоримся, что ты будешь выращивать, а я буду продавать, - рассмеялась Совдат, показывая свои золотые зубы. - Целый день стою на рынке. Когда же я буду успевать поливать? А вот сыну твоему он необходим и полезен.
- Знаю, фундук - целебный орех. На зиму укореняю отводки, прививать его бесполезно. Поросли исключают возможность развития привоя. Вот скоро сын будет мне помогать, - улыбаясь говорила Тумиша.

  Долгими зимними вечерами Тумиша колола фундук. Потом слегка обжаривала  круглые ядра. И раз в неделю несла на рынок. На вырученные деньги покупала мясо и молочные продукты.  А  если на улице было сухо, то брала с собой и сына.

http://www.proza.ru/2011/04/08/322


Рецензии
Вот что интересно тут, так это про фундук. Этого всего я о нём раньше не знала.

Евгения Сулаева   25.04.2012 09:17     Заявить о нарушении
Самый богатый витаминами орех. Очень люблю его.

Зура Итсмиолорд   25.04.2012 20:40   Заявить о нарушении