2. Ключ от Тридевятого царства

начало: http://www.proza.ru/2011/11/14/581

Поначалу смена обстановки не произвела на Свету никакого впечатления. Первые несколько дней девочка равнодушно слонялась по дому, ощупывая стены, чтобы знать, куда можно опереться, просто сидела у окна, или считала ступеньки лестницы на второй ярус. В доме прабабушки Василисы было два этажа, или яруса, как называла это хозяйка. Комнатка Светы находилась прямо под крышей. Девочка слышала, как по утрам наверху ворковали птицы, которых хозяйка называла горлицами. Свете было всё равно. Она слышала доносящие из окна незнакомые звуки: громыхание цепи, лай собаки, квохтанье кур, крики петуха, мычание коров. Но все эти звуки не привлекали её внимание, а незнакомые запахи не будили воображение.

Но с каждым обращением к прабабушке Василисе, на душе у девочки становилось всё светлее. В памяти вставали вспоминания о последнем счастливом дне рождения и о кошке, которая показывала ей волшебные сны. Да-да, Света была уверена, в том, что именно кошка провожала её в удивительный сказочный мир. Даже низкий голос прабабушки Василисы напоминал Свете мурчание её любимицы.


А потом начались чудеса. Однажды ранним утром Света, проснувшись, услышала, как во дворе кто-то поёт. Песня была красивая, протяжная, немного грустная. Голос принадлежал не прабабушке - высокий, звонкий. Но Света точно знала, что кроме неё самой, хозяйки Василисы, её кота Баюна и дворового пса Полкана в доме никто не живёт. Гости же вряд ли будут распевать здесь, как у себя дома. Неожиданно в Свете проснулось любопытство. Она открыла глаза и увидела! Увидела освещённые солнцем деревянные стены небольшой комнаты с окошком в каждой стене, дощатый потолок, конусом уходящий вверх. В окнах белоснежные облака застыли в ярко-синем небе. Боясь поверить своим глазам, девочка крепко зажмурилась, хорошенько потёрла глаза и осторожно приоткрыла веки. Темноты как не бывало!
Света проворно спрыгнула со своей лежанки и выглянула в окно. В огороженном частоколом дворе огромный лохмато-рыжий пёс сидел перед хрупкой девушкой в синем сарафане и радостно мёл хвостом траву вокруг себя. Что это? Где она видела похожую картину? Ну, точно — в той самой книжке, подаренной мамой и папой в день, когда ей исполнилось шесть лет. Сейчас у девочки было такое ощущение, будто она сама оказалась в одной из тех сказок!
Девушка в синем сарафане до пят, одетом поверх белой рубахи с широкими рукавами, стояла спиной к Свете. По спине, чуть ли не до земли змеилась толстая золотистая коса. Незнакомка уже не пела. Она трепала ласково по загривку собаку и приговаривала:
 - Что, Полкаша, хорошо теперь тебе живётся, никто не обижает? Всё раны зарубцевались? Всё обиды ушли в матушку сырую землю?
Полкан лизнул девушку по руке, и Света готова была поклясться, что он кивнул в сторону её окна, как бы говоря: «Тише, мы не одни!». Девушка обернулась, взгляд её большущих глаз скользнул по лицу Светы. «Какая красивая!» - ахнула девочка. Красавица едва заметно улыбнулась и скрылась под крышей лестницы высокого крыльца. Через несколько мгновений снизу вспорхнула и исчезла в небе белая голубка. Пока Света наспех одевалась и спускалась вниз со второго яруса, девушка в синем сарафане уже исчезла, как будто её и не было. Куда она могла деться?

Зато пришла прабабушка. Света её сразу узнала, ещё до того, как та заговорила.
- Пробудилась, Светоч? Доброе утро!
Света вздрогнула. Так её называл только папа. Это значило - Света Очакова, или - сокращённое Светочка. Но Василиса-то об этом знать никак не могла! Света с удивлением рассматривала круглое румяное лицо Василисы, с коротким прямым носом и будто нарисованными пухлыми розовыми губами, толстую русую косу, короной уложенную на голове.
- Бабушка Василиса, почему ты меня так назвала? - Света удивлённо посмотрела в весёлые светло-карие глаза Василисы под тёмными дугами бровей.
Девочка так давно не разговаривала, что сейчас даже не заметила, что больше не заикается. Василиса весело рассмеялась:
- Бабушкой меня ещё не называли! Зови меня просто Василисой, ладно?
Света смутилась, но Василиса сделала вид, что не заметила этого:
- А Светочем я тебя назвала, потому, как это - имя твоё! Чему дивишься, душа моя?
- Меня только мой папа так звал! - растеряно прошептала девочка. - Откуда ты узнала?
- Выходит, не только батюшка родимый знал твоё настоящее имя! К слову сказать, бывает, что даже матушка с батюшкой ошибаются в выборе имени своего чада.
- Как это? - не поняла Света.
- Пройдёт время, придёт разумение! - Василиса окинула хозяйским взглядом просторную комнату. Увидев пустое блюдце в чёрной пасти печи, удовлетворённо кивнула и вновь обернулась к Свете:
- Гляжу, ты нынче повеселела, милая! - Василиса привычно хлопотала по хозяйству, переставляла чугуны, ловко орудовала ухватом.
- Но, все-таки, Василиса, откуда ты знаешь, как звал меня папа? И почему я снова вижу? – взволнованно затараторила Света.
- Ишь, ты, какая прыткая! - рассмеялась Василиса. - Ведаю я, о чём знать желаешь — и  кто я такая, и отчего глаза твои снова видят, и речь твоя, словно реченька - плавно течёт! Да только не на все вопросы твои у меня ответы есть. Потерпи малую толику, глядишь, само что откроется. Давай-ка, Светоч, мы с тобой лучше позавтракаем.
Света лишь кивнула. У неё на языке и впрямь висели именно те вопросы, которые только что озвучила Василиса.

Солнце, между тем, поднималось всё выше и припекало всё сильнее. Девочке стало жарко, и она решила умыться. Во дворе, прямо у колодца под островерхой крышей с деревянной бадьёй, подвешенной на гремучую цепь, она черпала прозрачную, искрящуюся на солнце воду и брызгала себе в лицо, охая и вздрагивая от обжигающе холодных брызг. Впервые за долгое время Света снова чувствовала себя счастливой!

Всё, что она видела вокруг себя, было так необычно, так неожиданно, что вопросы, возникая в голове, наскакивали друг на друга и тут же сменялись новыми. Почему двор, огороженный частоколом, оказался намного больше, чем Света себе представляла, когда не могла видеть? Опять же —  дом Василисы. Когда Света первый раз переступила его порог, девочке показалось, что это ветхая, хотя и двухэтажная избушка, готовая вот-вот развалиться. Низкие скрипучие ступени, занозливые перила, тесные сени и комнатки. А увидела Света богатые хоромы посреди двора. Может быть оттого, что она так долго была незрячей, девочку не покидало ощущение, что солнце здесь светит ярче, трава зеленее, небо выше, а облака белее, чем всё это было раньше - до аварии. Полкан внимательно смотрел на Свету.  В его взгляде было столько мудрости и сочувствия! Девочке показалось, что цепной пёс вот-вот заговорит с ней человеческим голосом.
 
- Светоч, ступай сюда! - окликнула хозяйка. Сама Василиса тоже выглядела не такой, какой её ожидала увидеть Света. Когда первое время, чтобы ознакомить девочку с домом, Василиса брала её за руку, Свете казалось, что перед ней дряхлая старушка. На ощупь рука Василисы была маленькая и шершавая, как птичья лапка. А увидела Света молодую, статную, очень красивую женщину. И именно такой Василисе соответствовал её густой сильный голос.
Девочка подошла к столу, стоящему прямо во дворе в тени высокой длиннокосой берёзы. На одной из двух лавок сидела Василиса и резала на крупные ломти душистый румяный каравай. В двух берестяных кружках белело молоко. Вот и весь завтрак. Но, ничего вкуснее в своей жизни Света еще не едала!
- Ну, правда, Василиса, почему я снова вижу? - Света поставила на стол свою опустевшую кружку.
- Голубушка, - ласково улыбнулась хозяйка, - ты, давай, покушай сперва! После осмотрись хорошенько. Теперь, когда ты своими глазками видеть сподобилась, может, сама что поймёшь. А поговорить нам с тобой ещё успеется!
Света промолчала. «Правда, чего я так сразу пристала к человеку со своими вопросами! - подумала она. - Да и какая разница — почему. Главное, что вижу!»
С тех пор Света начала постепенно оживать. Она с интересом исследовала дом, двор и сад. Из двора было два выхода. Один – через дверь в широких воротах на деревенскую улицу. Другой – через небольшую калитку в глубине сада. «Интересно, что там, за высоким забором?» - пыталась представить Света. Но к этому выходу Полкан Свету близко не подпускал. Она рассмотрела только, что на калитке висел ржавый от скуки замок, к которому не притрагивались, наверное, уже лет сто. А деревенская пыльная улица хоть и не была похожа на привычный городской пейзаж, но напоминала о той разбитой вдребезги жизни, которую хотелось поскорее и навсегда забыть. В любом случае, со двора Василиса Свете выходить пока не разрешала.

Василиса часто куда-то отлучалась, и Света могла свободно разгуливать, где хотела. Правда, при этом по дому её неизменно сопровождал Баюн, а во дворе и в саду - Полкан. Так им наказала Василиса. И, обходя вместе со Светой хозяйство Василисы, было непонятно, кого кот и пёс охраняют — Свету от каких-то бытовых недоразумений, или дом от её нечаянного вмешательства.
А дом Василисы и правда был, как будто живой. В нём ощущался странный запах, какой-то особый, ни на что не похожий, но очень приятный. На ночь Василиса всегда оставляла в печи чашку с молоком, а наутро она оказывалась пустой. Света точно знала, что Баюн ел только из своих мисок. Однажды Света увидела, как Василисе помогают собирать просыпанное на полу зерно мыши! Ещё девочка заметила, что дымчато-серый Баюн, совсем как в сказке, умеет пускать искры. Когда он начинал мурлыкать, Света мгновенно погружалась в сон. По вечерам она брала кота к себе в постель, крепко засыпала под его громкое мурчание и сладко спала до утра. Ей снились удивительные сказочные герои, о которых раньше она знала, как о плохих. Но в снах девочки они были хорошими! Наутро Света почти всё забывала. Зато проснувшись, она слышала какие-то вздохи, шёпот, шуршание, и, при этом была уверена, что кроме неё и Баюна в доме никого нет. Девочка обшарила коридоры, комнаты и чуланчики, оба яруса и все укромные закоулки дома Василисы, обнаружила одну неприметную дверь под лестницей, закрытую на тяжёлый амбарный замок, но так никого и не нашла. Однажды вечером, за ужином Света решилась задать Василисе несколько вопросов.
 - Василиса, а в доме кроме нас ещё кто-нибудь живёт?
 - Конечно, живёт. Например, домовой. Видела, поди —  я ему на ночь молочка в печи оставляю?
 - А почему я его не вижу?
 - Оттого, милая, что он показывается только тем, кому доверяет.
 - А мне он не доверяет?
 - Так он тебя ещё маловато знает!
 - Василиса, а что находится в той комнате под лестницей, которая закрыта на большой замок?
Василиса неожиданно нахмурилась, глаза её потемнели и стали почти чёрными. Она строго посмотрела на Свету:
 - Тебе, Светоч, пока лучше этого не знать. И даже не пытайся заглядывать туда, куда я тебе не позволяю. А запертые двери и замки, это сама понимаешь, запрет. Это очень, понимаешь - очень опасно!

Почувствовав недовольство Василисы, Света растерялась и покраснела. Они некоторое время в молчании хлебали окрошку. Лёгкий ветер прогнал дневную жару. В воздухе стоял звон комариных песен, ему вторило жужжание пчёл, и над всем этим хором переливалась соловьиная трель. Начало июня выдалось тёплое и сухое.
 - Вокруг тебя, милая, происходит много всего, - нарушила затянувшееся молчание Василиса. - Ты весьма быстро прозрела. И дар речи к тебе вернулся скорее, чем мне думалось. Это радует и обнадёживает. Но, молю тебя, Светоч, невзирая на твоё редкое по нынешним временам дарование - никуда не отлучайся без меня. Коли увидишь кого, тебе незнакомого — не вступай в разговор. Обо всём необычном спрашивай меня. Это очень важно. И не только для тебя!
Василиса говорила мягко, даже ласково, но Свете почему-то стало страшно. Она сразу поняла, что Василиса имеет ввиду - что она, Света, опять может потерять что-то очень важное, совсем недавно вновь обретённое — а именно состояние умиротворения и защищённости, какое она чувствовала очень давно, ещё когда жила с мамой и папой. Да и выражение «редкое по нынешним временам дарование» насторожило девочку. О чём это Василиса? Какое дарование?

продолжение: http://www.proza.ru/2011/11/28/605


Рецензии
Наверное, вокруг много миров, о которых мы не знаем, а только чувствуем их.

Евгения Шапиро   24.11.2011 11:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгения! Рада видеть Вас на своей страничке! Возможно, Вы правы насчёт других миров, ведь откуда-то к нам приходят сказки, приходят образы и всё то, что не поддаётся нашему рациональному миропониманию!

Ирина Гирфанова   24.11.2011 13:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.