Цена жертвы ч. 46

                §46.  Цена жертвы

                Убили парня. За здорово живёшь.
                За просто так. Спокойно. Как в игре.
                И было это не за тыщу вёрст
                От города, а рядом. Во дворе.
                Р.Рождественский

   Как достоверно и объективно определить ценность жертвы и что может быть её внутренним обеспечением и формальным содержанием, подобно тому, как любая валюта обеспечивается золотом, а товар стоимостью рабочей силы, сырья, а также издержкам производства совокупно с прибавочной стоимостью
Каковы же составляющие и определяющие части жертвы?
Есть жертвы просто-напросто бесценные. Здесь необходимо принять во внимание то, что понятие бесценности имеет двоякое значение: либо это полное отрицание стоимости, либо, наоборот, её огромная и непредставимая величина.

  Между тем ничтожно малой или невесомой жертвы, скорее всего не может быть, ибо подлинная жертва должна что-то значить, то есть быть духовно чистой и действенной.
Нельзя не согласиться с мнением видного немецкого философа: «Индивид может обладать такой самостоятельной ценностью, что мы никогда не пожертвуем им ради существования пусть даже многих других» 1
Самая высокая цена и степень жертвы - человеческая душа.
В то же время человек, теряя или, в лучшем случае отдавая земную жизнь, тем самым обретает бессмертие.
В зависимости от земных заслуг душе уготован различный удел.
Итак, если земная жизнь, которую мы считаем бесценной, равносильна потенциальному бессмертию, то она всё же имеет свой эквивалент или неограниченное соответствие.
Безусловно, бессмертию может равняться лишь духовная жизнь.

   С практической, утилитарно - приземлённой точки зрения, определяя относительно точную цену жертвы, можно предположить лишь одно - то, что жертва всегда меньше по значимости того, что мы вольно или невольно желаем получить взамен.
Материальные пожертвования и памятные обетования всё-таки бывают меньше желаемого вознаграждения, равно как и жизнь вечная, а именно, её мы, в конце концов, желаем обрести, конечно же, неизмеримо выше и непредставимо прекраснее земной жизни, особенно на исходе 20-го века от Рождества Христова.
Иногда представляется, что мы жертвуем гораздо большим, чем нам возмещается. А почему нам должно возмещаться?
Не зря выдающийся германский философ 20-го века высказал мысль о том, что «жертва таится под кровом события, каким выступает бытие, когда захватывает человека, требуя его для своей истины. Поэтому жертва не терпит никакого расчёта, всякий раз пересчитывающего её на какую-то пользу или бесполезность, всё равно, низкие или высокие поставлены цели.
  Такой пересчёт искажает сущность жертвы»  2
Не оттого ли жертвоприношение ещё с давних и нынешних полуязыческих времён требует тщательного взвешивания, обдумывания и примеривания.
Поспешная жертва в состоянии создать видимость временной остановки, однако чаще всего она бывает лишь палкой  в неудержимом колесе бытия.
Созревшая, высокодуховная и глубоко чувствующая жертва служит некоей хорошо отлаженной трансмиссией, сопрягающей земное и небесное, Божеское и человеческое, вечно и преходящее, горнее и дольнее.
Издревле в роли жертвы идолам, представляющим богов, выступал сам человек в телесном обличье, но по истечении времени то ли сознание взяло верх, то ли жизнь человеческая возросла в цене (во что верится с трудом), но всё же человеческие жертвоприношения прекратились.

  Очень широко человеческие жертвоприношения под названием «культ цветов» применялись в Америке «доколумбова периода». В Мексике их ввёл властитель ацтеков Тлакаэлель  ради избавления земли от грядущей катастрофы. 3
В Южной же Америки ритуальные убийства людей прекратили инки, которые подчинили себе племена, жившие на территории нынешних Эквадора, Боливии, Чили, Колумбии…
Инками была отчасти подготовлена почва для принятия христианства, которое, к сожалению, внесли испанские конкистадоры огнём и мечом.
«Утверждения о каннибализме сигуайев Гаити и индейцев Пуэрто-Рико носят общий характер. Вместе с тем есть конкретные примеры с Пуэрто-Рико, говорящие о практиковании там ритуального убиения пленников. Однажды индейский касик схватил испанца, и его решено было разыграть в мяч - выигравшие должны были убить испанца после игры» 4
Однако и в Старом Свете совершались подобные мистерии.
Дьякон Андрей Кураев в своей книге «Если  Бог есть любовь», приводит описание жуткого тантрического обряда, совершённого монгольским вождём Джа-ламой по отношению к пленным китайским воинам. Обряд заключался в изымании сердца из живого человека с последующим его поеданием.   5

  -Мы знаем - говорит немецкий учёный - что племена тай в Южном Китае приносили в жертву людей в то время, когда уже не было слышно о таком обычае ни в какой другой части Китая. Способ добывания жертвы всегда был один и тот же: охота за черепами.
В литературе есть много свидетельств о таких несчастных учёных, во время своих путешествий по сопкам и горам схваченных туземцами из засады и уведённых в их деревни.
Куски тела раздавались жителям, которые приносили свои доли на поля там предавали их земле. 6
Человеческие жертвы были присущи практически любому началу религиозного становления. Выдающийся российский мыслитель говорит, что «жертвы человеческие не были обыкновенными в Элладе и рано исчезают из её романтической истории, хотя след их и предание долго сохранялись в памяти народа.

   Так, например, Вакху в Беотии приносили ежегодно в жертву отрока, который в позднейшее время был заменён козлёнком» 7
Интересное свидетельство о человеческих жертвоприношениях у хондов, одного из дравидских племён Бенгалии, приводит крупный румынский учёный Мирча Элиаде.

   Согласно представлениям хондов, жертва приносилась ради всего человечества. Ей за 10 дней остригали волосы, далее следовала буйная оргия.
Толпа танцевала вокруг смазанного маслом и желтком «мериа». Мериа опаивают опиумом, связывают и ломают ему кости, либо душат и режут на куски, сжигают на медленном огне и т.д. Все присутствующие получают куски тела жертвы. Их хоронят на полях.
У нас же есть достоверные свидетельства того, что человеческие жертвоприношения в честь урожая совершались во многих обществах: например, у некоторых племён Северной и Центральной Америки, в определённых районах Африки, на островах Тихого океана, у многих дравидских народов Индии.
Обычай расчленять тело, и разбрасывать его на пашне, мы встречаем и у некоторых племён Африки. 8

   Вместе с тем и раньше, и нынче, и, вероятно, в грядущем, находятся особи, для которых не составляет почти никакого труда лишить жизни существо, стремящееся к высшему бытию.
Тем самым убийцы неосознанно и всё же вполне серьёзно становятся непосвящёнными жрецами.
Различие порою состоит лишь в том, что вместо торжественного «отдан на заклание» всё чаще слышится просто «зарезан».
Чаще всего страдает жертвенный объект, чем-то выделяющийся среди других. У животных это альбиносы, которые заметны резко отличной от прочих особей окраской шерсти, оперения или кожных покровов.
Случайно ли именно чёрного барана принёс в жертву легендарный Одиссей, спустившись в царство мертвых?
Оказавшись в державе теней, другой великий мифический странник Эней слышит от своего родителя Анхиза:
                «Путь пред тобою откроет Сивилла
                Кровью чёрных овец, обильно пролитой в жертву»
Именно чёрный бык Апис с белым пятном на лбу олицетворял бога Древнем Египте.
У людей порой предательски уязвимо выпячивается дар, талант, способность.
Впрочем, недавно учёные установили, что альбиносы действительно способнее остальных особей.
Эти «открытия» играют на руку социал-дарвинизму, а, в конечном счёте, нам всем на голову.
Порой сама жизнь своим жёстким течением изжёвывает человека, низводя его до степени безвольной, пассивной и бесцельной жертвы.
Когда же человек, становясь твёрже, смелее, вплоть до самого земного предела стоит на своём, то это есть высокая и великая жертва во имя всех людей.

   Особая жертвенная роль России в мире вызывала и до сих пор пробуждает злобную зависть международного капитала, что бы там ни говорили лживые правозащитники и демократы-глобалисты о необходимости какой-то совместной борьбы с «международным терроризмом». Совместной борьбы не бывает.

   Есть только борьба зла, посеянного Западом в душах людей, и добра, внушаемого Востоком. Страшную и великую цену заплатили советские люди за сокрушение очередного западного тарана в морде германского фашизма.

   И здесь не столь важны точные цифры. 20 или 26 миллионов жизней отдал наш народ в борьбе со злобным зверем, вооружённым до зубов и когтей. Главное – мы победили.
Теперь идёт схватка в душах людей.


Литература
1  Хайдеггер М. Послесловие к «Что такое метафизика?» //Время и бытие.-М.,1993.-С.40
2  Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.-М.,1993.-C.395
3  Александренков Э.Г. Индейцы Антильских островов.-М.,1976.-С.19
4  Диакон Андрей Кураев Если Бог есть любовь.-М.,1997.-С.73
5  Эберхард В. Китайские праздники.- М.,1977.-С.73

6  Хомяков А.С. Семирамида // Соч. в 2-х томах.Т.1.- М.-С.204

7  Мирча Элиаде Трактат по истории религий. Т.2.- СПб.:Алетейя,1999.-С.211-213

8  Вергилий Публий Марон Энеида //Буколики. Георгики. Энеида.- М.,1979.-С.237


Рецензии