ГДР. гл. из а. б. пов. Кружение лет

            

     Только я вышел из  госпиталя и активно начал овладевать солдатскими дисциплинами, как пришёл свыше приказ  раскидать молодых бойцов по частям. Курс молодого бойца был сокращён,  нас погрузили в теплушки и повезли к месту прохождения службы в ГДР – Германскую Демократическую Республику. Через сутки я оказался под Лейпцигом, в маленьком, провинциальном городке Гримма, в войсковой части  №58550, где мне  надо было провести три долгих года службы,  в батарее связи при начальнике артиллерии и ракетных войск дивизии.
Казарма, в которой мне предстояло жить, представляла добротное,      трёхэтажное кирпичное здание   с центральным отоплением, доставшееся в наследство Советским войскам после войны. В них когда-то квартировали немецкие солдаты.  На первом и втором этажах располагались учебные классы, старшинские каптёрки, раздевалки, умывальники, туалеты, сушилки, курилки. Третий этаж занимали   большие спальни, заставленные спаренными кроватями, между которыми стояли тумбочки с нашими солдатскими принадлежностями и личными вещами.  Батарея состояла  из трёх  взводов, которые в свою очередь делились на три отделения по 10-12 человек в каждом.
     Когда я появился  в батарее, оказалось, что многие из ребят моего года призыва, были призваны на пару месяцев раньше, чем я, и заканчивали уже изучение азбуки Морзе. Мне же предстояло только начинать изучение её, приёма и передачи знаков, работе на ключе, знакомство и изучение радиостанций.
Занятия проводились в специально оборудованных радиоклассах.  Мой хороший слух, позволил мне очень быстро запомнить звучание букв и цифр, знаки которых складывались из звучания точек и тире. Хуже шла передача на ключе, но упорными занятиями, даже в своё личное двухчасовое время, я быстро навёрстывал упущенное. Скоро я догнал и перегнал моих сверстников.
Прошло более пятидесяти лет, а я помню азбуку Морзе, и если бы понадобилось, я смог бы поработать и на ключе. Вспоминаю и пишу её, – для будущих моих поколений.   ВАМ, МОИ ДОРОГИЕ ПОТОМКИ от ДЕДА ЭДИ.   

               
                Азбука Морзе

А   . -     Б  - …     В   . - -     Г   - -.     Д   -..     Е   .     Ж   … -    

З   - -..     И  ..      Й  . - - -   К   - . -     Л   . - ..     М  - -  Н   - .

О   - - -    П   . - - .  Р . - .     С   …     Т   -      У   .. -    

Ф  .. -.      Х   ….       Ц  - . - .   Ч   - - - .    Ш  - - - -  Щ  - - . -

 Ь   - .. -   Э   .. - ..   Ю   .. - -   Я   . - . –

1   . - - - -  2   .. - - -  3   … - -  4   …. -   5   …..
 
6   - ….    7   - -…   8  - - - ..  9   - - - - .   0  - - - - -

Пригодится вам или нет – не знаю,  но  знания, какими бы они не были, не должны кануть в вечность.

 За праведными  солдатскими делами незаметно подошло и лето 1958 года. Легче не стало. Всё те же ранние подъёмы в шесть утра, утренняя километровая пробежка, физзарядка, туалет, завтрак и занятия в классах. По всем дисциплинам у меня было отлично, а их набиралось немало: политзанятия, материальная часть и устройство радиостанции РБМ, РСБ, Р-108, Р-109, РС-104, чтение схем, приём и передача на ключе, изучение оружия и защитных средств, сборка и разборка автомата АК,  строевые занятия на плацу, огневая подготовка на полигоне. Физические занятия  в спортивном городке: брусья, перекладина, конь  были мне особенно близки и знакомы. Я, подстраховав себя кистевыми ремнями, увлечённо крутил на перекладине ,,солнышко,, вызывая восхищение своих товарищей. Иногда, после выполнения обязательных упражнений, я, после выхода в стойку на перекладине, на махе вперёд,  делал высокое сальто вперёд, пролетая по воздуху метров шесть-семь, чем вызывал справедливые нарекания сержанта Бачинского :
- Сломаешь ты, когда ни будь  шею. Поверь мне.
Но не сломал, слава Богу. Глядя на меня, научились крутить ,,солнышко,, и делать сальто, мои армейские друзья Витя Черешков и Коля Паршин.
Ещё зимой, я, в подвале казармы, соорудил импровизированную штангу из лома и набора разнокалиберных металлических дисков. Были тут и отрезанные от оси и просверленные на рем. зоне, колёса от вагонетки. Организовалась небольшая секция любителей железа. В личное время мы уходили в подвал, и там потихоньку, на небольших весах, я учил их технике подъема  штанги. Но тихонько не очень получалось, металл всё же. Нет-нет да и скатывались наши блины с лома и с грохотом падали на цементный пол. Помог старшина Ковальчук. Достал где-то досок, сколотил помост, сделал зажимы на лом, чтобы блины не скатывались.
 Всё ничего бы, да плохо было то, что лом не гриф настоящей штанги, не крутился. Все кисти вывернешь пока на грудь, подымешь эту  железяку, а уж о рывке и говорить не приходится. Но все же подымали; жали, рвали и толкали, приседали и жали лёжа. Даже устраивали соревнования. Но мой второй разряд давал о себе знать. У меня было уменье, техника да и силёнкой не был обижен. Я всегда был на высоте. Но того набора дисков, который был у нас в наличии, мне явно не хватало, хотелось больше.

    Однажды меня вызвал к себе командир батареи гвардии  капитан Буткевич.   
- Рядовой Кочетков. Я слышал от старшины, что вы в подвале занимаетесь штангой, рекорды там ставите. Так?
- Так точно, товарищ капитан, занимаемся в свободное время.
Ну, думаю, кранты занятиям, запретит, ещё и нагоняй даст. Стою вытянувшись по стойке смирно. Жду.
       -А вы не хотели бы выступить на дивизионных соревнованиях по штанге? Как, потянете? Здоровы?
Я задумался. А почему бы и не попробовать. Поотвык малость, но навыки то остались, да и силёнка есть. Бодренько так отвечаю:
- Есть, товарищ капитан, я готов.
      -   Тогда завтра вас отвезут на моём газике в соседнюю дивизию. В 11 часов начало соревнований. Успеха! – он крепко пожал мне руку.
     На соревнованиях, хотя и пришлось выступать без формы, в солдатских сапогах и штанах, мне почти удалось повторить прошлогодний результат на гражданке.  Помогли молодой задор и жажда победить.   С результатом  255 килограмм (жим 80, рывок 75 и толчок 100) в весе до 60 килограмм, т.е. в полулёгком весе, я занял первое место. В батарею я возвратился  чемпионом дивизии. Меня поздравил командир батареи, друзья, а через  месяц мне вдруг присваивается первое воинское звание ,,ефрейтор”. И теперь, при перекличке на вечерней поверке, фраза ,,ефрейтор Кочетков,, вызывает бурный смех  товарищей и реплики: -А случай-то скоро будет?
    Все помнили недавно показанный в части кинофильм ,,Случай с ефрейтором Кочетковым”. Но скоро попривыкли, смех исчез.
    Служба шла своим чередом, со всеми своими перипетиями. Наряды по несению караульной службы, или дежурство  дневального при казарме,  чередовались с работой на кухне, на чистке картошки, иногда   выездами на войсковые учения. А случай долго не заставил себя ждать.
     Продолжение следует...


Рецензии