35. В. И. Агошков. Кром. Поле. Верной дорогой

35. В.И.Агошков. Кромское Поле.

35. ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ
 Рассказывает Тихон Михайлович Черепов:

 — Мне идёт 85-й год. До революции земли было мало, па-хали сохой, сеяли вручную. Собирали низкие урожаи, питались впроголодь. Своего хлеба хватало лишь до нового года. Многие уходили на заработки. Раньше крестьяне понятия не имели о газетах и журналах. Часто крестьяне страдали от засухи, града.
 В 1895г в июне в дер. Черкасская вспыхнул пожар, кото-рый спалил 45 домов. В январе 1918г я пришёл домой с 1-й ми-ровой войны. Были лошадёнка, плужок, соха, борона, около 3 га земли. В 1929г 20 бедняцких хозяйств объединились в ТОЗ.
 Советское государство снабдило нас машинами, кредита-ми и материалами. Добрая слава о нашем колхозе шла по всей округе, поэтому, видимо, в 1935 году получили право послать своего делегата на 2-й Всесоюзный съезд колхозников.
 Этой чести удостоился я. Тогда я руководил хатой-лабораторией и опытным полем. Совместно со всеми предста-вителями других республик, членами правительства заседал в Кремлёвском Дворце и обсуждал Примерный Устав сельхозар-тели. Помню, съезд проходил с 10 по 20 февраля.
 Из нашей области было 42 делегата, в т.ч. из Кромского района — 2. Всего — 1200 делегатов. Я записался для выступле-ния, но не удалось. Поэтому свои предложения сдал в президи-ум. Предлагал я создать для нас, коноплеводов, хорошую маши-ну. Ведь раньше все работы мы вели вручную. Особенно трудно давалась уборка конопли, нередко приходилось выбирать её уже из-под снега. На 2-м съезде некоторые делегаты предлагали в колхозах ввести выходные дни, не разрешать членам артели иметь приусадебные участки. Тогда эти предложения отклонили как несвоевременные.
 С нашей делегацией в перерыве сфотографировались Н.К. Крупская и С.М. Будённый. По окончании съезда мне дали про-ект Устава и стенографический отчёт. Мы побывали в театре, кино, метро, на канале... В 1949г мне вручили за высокие уро-жаи конопли орден Ленина.
 ..Был заложен скотный двор. Строили из того, что под топор попадалось. Будто корабль мы сооружали из старых лодок. Обобществили черкасцы сараи, амбары, гумна, скот, рушили, созидали своё...


 ЗАЩИТНИК ПОРТ-АРТУРА

 В одной руке убеленного сединой старика — палка, в дру-гой — книга. Он идет в районную библиотеку. Это — Павел Пет-рович Кондращук. Он участник Русско-японской войны 1904г. Родился в 1871г. Работал в колхозе, на заводе. Оказывал по-мощь партизанам. Не стареть помогают книги. (1965).


Рецензии