Ахтунг! Партизанен!

        - Дед, а партизаны в Богородицке были?

        - Видимо, были. Во всяком случае, фашисты очень их боялись. Любая географическая карта, обнаруженная в доме, вызывала подозрение в связи хозяев с партизанами. Вечерами, если раздавался стук в дверь, немцы заставляли открывать хозяйку, а сами с оружием стояли сзади. Приходили все больше такие же «постояльцы», но в случае чего первая пуля досталась бы хозяйке.

        - Но ведь Сталин в своих обращениях призывал организовывать партизанскую войну на захваченных территориях.

        - Перед оккупацией местные власти решили организовать в деревне Суходол партизанское подполье. Работу эту поручили местным партийным активистам, выбрав патриотов с опытом организационной работы, готовых бить оккупантов. При этом мало кто в районе не знал заместителя председателя районного исполнительного комитета И.П. Тадонова или заведующего земельным отделом района И.В. Курочкина, несколько лет отработавшего народным судьей. По роду деятельности постоянно общались с народом и инструктор районного комитета партии В.И. Навольнев, и председатель колхоза И.И. Недосекин.

        - Их же большинство жителей района знали в лицо…

        - Конечно! В первый же день оккупации их, скакавших по Епифанской дороге в сторону Суходола, остановили фашисты. Все четверо оказались вооружены наганами, а кто-то из местных узнал в них руководство района. Через день, 17 ноября, всех задержанных повесили. Тела казненных запретили снимать 40 дней. Они висели до прихода Красной Армии.

        К этим четырем фамилиям неслучившихся организаторов партизанского движения Богородицка нужно добавить и фамилию комсомольского вожака Кормилицына. Именно ему отводилась ведущая роль в создании подпольной организации. По крайней мере, так он говорил. И говорил он довольно много, из-за чего разве ленивый не знал, что при немцах тайный штаб партизан будет квартировать в районе деревни Суходол.

        Что случилось на пути к Суходолу в первый день оккупации, мы уже знаем. В середине декабря отступавшие фашисты стали забирать с собой мужчин именно из Суходола и окрестных деревень. Всего собрали 51 человека. Весть о том, что «мужиков угоняют» мгновенно облетела район. Женщины прятали своих мужчин в подвалах, на чердаках, даже закапывали в снег. Однако фашистов интересовали только жители Суходола, подозреваемые в связи с партизанами. Судьба угнанных мужчин неизвестна.

        Варвара Введенская: «И несмотря на то, что фашисты расправлялись со всеми, кого подозревали в связи с партизанами, какой-то отряд всё-таки действовал. Я не знаю, сколько было партизан, и был ли это отряд или отдельные разрозненные группы, оказавшиеся в тылу врага наших солдат, но … на железной дороге кто-то вёл подрывную деятельность».

        Иван Козарь: «Если не ошибаюсь, за минувшие пять десятилетий никогда не упоминались имена 15 - 17 летних ребят, которые решили по-своему вести борьбу с оккупантами. При отходе нашей армии, они подобрали два ящика взрывчатки со взрывателями, одну немецкую винтовку с патронами. За месяц оккупации молодые ребята-комсомольцы провели две операции. После прекращения подачи электроэнергии из Каширы была взорвана подстанция шахты № 54 с трансформатором, а на перегоне станций Товарково-Волово железнодорожный путь. Правда, при этой операции Ваня Симарев, Валентин Лигостаев, Володя Бузов и Миша Гимозудинов чуть не попали в лапы немцев».

        Почему же эти факты забылись? Точнее, почему о подвиге подростков не вспоминали? Думается, что здесь та же причина, из-за которой в свое время Александру Фадееву пришлось переписывать свою «Молодую гвардию»: писатель не отразил в романе руководящую роль коммунистической партии в организации борьбы юных партизан Краснодона. В Советском Союзе партизанское движение не могло возникнуть стихийно, оно должно было стать результатом мудрой политики партии.

        Советская пропаганда, как и современные пиарщики, любила красивые истории. А в Богородицке с мудрой политикой и организующей ролью, мягко говоря, не сложилось. Если бы юные претенденты на роль партизан геройски погибли, то без живых свидетелей вполне можно было бы отредактировать подвиг богородицких партизан в правильном русле. Но ребята выжили.

        По совести говоря, значительного партизанского движения в Богородицке и быть не могло. Десять тысяч жителей довоенного городка знали друг друга в лицо. Их количество значительно сократили мобилизация и эвакуация. Не позволял укрыться и сам рельеф местности без высоких гор, непроходимых лесов и непролазных болот.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.