Не такая

                НЕ   ТАКАЯ

     Для того чтобы нормальным людям родить ребёнка – особых ухищрений не нужно. Природа сама всё сделает в лучшем виде. А как воспитывать ребёнка, тут чуть ли не каждый взрослый человек лезет в знатоки. Себя же считает самым умным и дальновидным, а своё дитё, с похожими чертами лица, непременно и характером – должно походить на родителя. Но чаще всего, эти самые родители и сами не знают, чего они от жизни хотят.  Просто, родилось дитё без спросу и связало по рукам и ногам молодых людей (а им ещё погулять охота), вот и вымещают на нём, ни в чём неповинном, свою не зрелость, не состоятельность. Одна и та же проблема, что в городе, что на селе, хотя на селе и того хуже.
     Всё ничего, если ребёнок со средними способностями, как теперь говорят – нормальный. А если Боженька при его зарождении из своих щедрот сыпнул в его головушку немного больше, он и видеть будет больше. Только разумение не сразу придёт. Ах, если б ему помочь, объяснить, подставить плечо… Но происходит как раз наоборот. Лишние вопросы пугают родителей, от того и обламывают деткам отрастающие крылышки, загоняют в привычные для своего видения рамочки. А каково этому бедному ребёнку? Ведь он и рад бы быть, «как все». Он из всех своих сил старается, а получается – не так и не в ту сторону. И это «не так» раздражает родителей, учителей, вызывает насмешки и скорую расправу одноклассников. И такое горе навалится на неокрепшую ещё душу маленького человечка, что он и сам себе не рад. От него требуют простоты и повиновения, а ему дано больше и мыслит он шире.  Ему мало идти указанной тропинкой. Пройтись по обочине куда интересней…
     Э-эх! Поди, докажи свою правоту, если над душой стоит двухметровый злобный верзила с ремнём в руках. А для того, чтобы загнать маленькую девочку в рамки привычного деревенского приличия, способов много. Тем более – родителю никто не указ…
     За других не скажу, мне и своего опыта выживания хватило с лихвой. А когда от кого-то услышу «детство золотое, беззаботное…», посмотрю на этого человека и подумаю: видать не едал ты каши с перцем и объяснять тебе его горький вкус – пустая трата сил и времени.
     Всё моё воспитание, если это вообще можно назвать «воспитанием», состояло из передразнивания родителями. А потом и учителями моих слов, насмешек и упрёков. Из этого набора оскорблений и унижений, я сама должна была догадаться, что – хорошо, а что – плохо. И как, в постоянно изменяющихся ситуациях, в очередной раз не попасть впросак. Взрослые люди, конечно же «ради моего же блага», напоминают: «Ты, там смотри, чтоб не получилось так…» И тут начинается смакование всех моих и чужих проступков, по большей части совершённых от неопытности и, ни в коем случае не от злонамеренности. И хоть бы кто один, из этих изобличающих умников, посоветовал, как именно нужно поступать в создавшейся ситуации. Куда там! Ещё такое присоветуют, чтоб потом посмеяться над твоей бедой, что диву даёшься: а человек ли стоит перед тобой или чертяка в образе человеческом. И всё с серьёзным видом, мол, слушай ежели не дурак. Дома бесконечно поучают, дескать, не слушай тех, кто плохое советует. Знать бы ещё, как выглядит это плохое и хорошее, то и советы б ничьи не нужны бы были…
     В годы моего детства, да и в нынешнее время случается, говорят ребёнку: прежде чем что-то делать, подумай головой. (Можно подумать, что в человеческом организме есть нечто иное заменяющее голову…) И я, конечно же, думала, но ничего не придумывалось. Наконец-то услышала спасительный совет: «Ты бы села и подумала, а потом уж…» Я и решила, что хорошие мысли приходят к человеку, когда он сидит. А, раз так, то я и начала садиться там, где в эту минуту стояла, если надо было подумать над чем-то очень важном. Поскольку этих вопросов в моей голове было бесконечное количество, то я садилась на землю так часто, что люди в этом заподозрили что-то неладное с моими ногами. Стали перешёптываться. Наконец этим обеспокоилась и моя мама. Но не состоянием моего здоровья, а тем, что люди видят мой изъян… И за кого она потом меня «спихнёт» такую «непутёвую»?.. Одним словом: моё намерение «исправиться», обернулось очередным наказанием. И таких примеров – считать, не пересчитать. И так иной раз мне было муторно на душе от того, что «я так стараюсь, а у меня ничего не получается», что в голову стали приходить совсем нехорошие мысли. Дошло до того, что я даже возненавидела свое отражение в зеркале. Ненавидела всё то, что уже сделала и даже то, что мне предстоит сделать, потому, что радости оно мне не принесёт. Непременно за что-нибудь будут меня ругать, принижать, пока до слёз не доведет. В отчаянии думала: «Все люди, как люди, а я «не такая». Мама горестно глядела на меня и в сотый раз повторяла: «Что из тебя вырастет?.. Людям на смех и мне на горе. И чего мне от тебя ждать?.. И за что мне это…»
     Одним словом: клевать люди научились, а помочь, руку протянуть… тут  уже – каждый за себя. Затуркали меня так, что одного взгляда было достаточно, чтобы от испугу меня начало колотить в ознобе. Появилось сильное заикание. А это дополнительные насмешки сверстников, да и взрослые не прочь были поиздеваться. От этой болезни «лечили» меня дома, конечно же всё тем же передразниванием.
     И тут, я так думаю, вмешалось Божье провидение. Не будь Его, меня, очень впечатлительную и легко ранимую девочку, довели бы до сумасшествия или до самоубийства.  Понятное дело, не сразу, не вдруг, а постепенно, я в себе самой начала выстраивать стенку и ею отделила внешний и свой внутренний мир. «Раз не получается жить «как все», я создам свой, сказочный мир, где люди будут добрыми, заботливыми, справедливыми…»
     Не всегда мне удавалось достаточно хорошо спрятать «свой мир» от праздного любопытства тех, кто шёл по жизни рядом со мной. Мне, как всякому человеку, хотелось общения с людьми. Я наивно верила в то, что где-то среди людей есть похожий на меня человек, моя «вторая половинка». (Мне почти 60 лет. Я с полной уверенностью могу сказать: нет этой половинки! Человек рождается, живёт и умирает в одиночестве. Нет похожих людей! Я никогда не была эгоисткой. Шла навстречу людям с распахнутой душой, а огребала только злобные завистливые сплетни…) Одному Богу я благодарна за то, что дал мне силы до конца не разувериться в людях. А свою способность «рисовать свой мир», я употребила на благое дело – научилась сказки писать.
     Очень хорошо я понимаю тех детей, которые с «головой» уходят в виртуальный мир. Это самонадеянные ошибки взрослых, переросшие в трагедию маленького человечка.  Это ли не преступление?..
     Бывает такая минута, когда мне хочется крикнуть на весь мир: «Люди, мы все разные! Постарайтесь понять друг друга… Не лезьте в душу другого человека со своим уставом!.. Не ломайте то, что  в него заложил Создатель! Дайте почке раскрыться…»
     Большая ошибка заключается в суждениях тех, кто заранее считает, что детская душа – это воск. Ребёнок – это личность! Помогите ему на ноги стать, а нет, так не мешайте. Не ломайте судьбы людские из простого шкурного интереса! Люди, будьте же людьми! Ведь счастья хочет каждый человек в равной степени!..

                26.01.11 г.


Рецензии
Спасибо, Анечка. Всё так. Наверное мы все так росли - как трава при дороге. Не мешай, не лезь! Самые первые слова для ребёнка. А что не он нас хотел, а мы его, или нечаянно он получился - этого мы не запомнили.
Посмотри у меня миниатюру - воспоминания 3. 12. 1912 г Это больше о меньшем моём. Даже сейчас, уже вырастивши троих старших, у меня не хватает ума помочь малому. Наши дети учат нас. но если бы накопленный опыт переходил от отца к сыну... Не лезу. не трогаю. А ведь он уже взрослый, состоявшийся МУЖИК! Как то ему будет в жизни без меня? Сердце бы под ноги ему положила, а надо ли ему это? Вот такие мы - мамы.
Всего наилучшего. Нина

Нина Шарыгина   30.06.2013 05:25     Заявить о нарушении
Ниночка, Спасибо что читаешь мои работы. Что понимаешь мои печали и радости. Это дорогого стоит. Мы с тобой матери и это в высшей степени сближает нас, хоть и по-разному жизнь сложилась. Возраст, теперь уже не я помогаю, а мне дети помогают... а душа болит и о детях и о внуках, вот только смотрят они на жизнь уже по иному и мои советы часто вызывают у них недоумение. Время другое.
Здоровья тебе и терпения!..
С глубоким уважением, Аня.

Анна Боднарук   30.06.2013 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.