Детство на улице Ключевская. 36

Водка.

То воскресенье было сырым от  поднимавшейся влаги с еще не просохшей земли. Солнце то появлялось, то вновь заходило за облака. Все вокруг казалось каким-то конкретным: светлые лучи Солнца и липкая черная земля, большая влажность и ясная прозрачность воздуха.
Отец с утра куда-то ушел. Вернулся где-то к обеду вместе со своим старым знакомым. Оба уже где-то выпили и с собой принесли бутылку.
Мать накрыла на стол. Мужчины пили и закусывали громко разговаривая и бранясь. По разговорам стало ясно, что гость работал когда-то вместе с матерью и отцом на хлебозаводе и приходился какой-то дальней родней ни то матери, ни то отцу.
Мужчины выпили принесенную бутылку. Отец стал требовать, чтобы мать сбегала за новой бутылкой.
Мать стала кричать на отца, что денег у нее нет, и что гостю пора домой ,и что хватит уже и того, что выпили. Отец же, видимо, имея какую-то дурную мысль, нарочно оставлял гостя, пытавшегося уйти домой.
- Ну, скажи. Ты же любил мою жену. Скажи, что это правда. Я же видел, как вы у забора обнимались. – пьяным голосом с усмешкой злой , и злобно-хитрой, говорил отец.
Гость отмахивался.
- Ты что такое несешь. Разве можно так говорить о женщине. Конечно. Жена у тебя красивая, не то, что моя. Если ты так не любишь свою жену, то давай поменяемся. Ты бери мою, а я возьму твою. Она мне нравится. Я даже люблю ее.
- Вот. За это еще надо выпить.
Отец встал из-за стола и вышел на кухню.
- Жена. Иди за водкой. Только купи с белой головкой. С черной - это яд.
- Нет у меня денег. Выгони своего собутыльника, а сам спать ложись.
Отец вошел в зал, стал вытаскивать из кармана деньги.
- Давай посмотри, что у тебя в кармане есть. Нужно набрать два рубля 75 копеек.
Мужчины неуклюже стали шарить в карманах своих пиджаков брюк. На стол положили две рублевые бумажки и мелочь. Долго считали. Наконец набрали требуемую сумму.
Наиль с братишками играли во дворе под деревьями, иногда заглядывая в раскрытое окно большой комнаты. Здесь-то и увидел сыновей отец.
- Наиль! Иди-ка в дом. Быстро. – отец говорил сурово, тоном приказа.
Наиль вошел в дом через двери.
- Пришел! Вот тебе деньги. Здесь два рубля восемьдесят копеек. Сбегай с магазин и купи бутылку белоголовой. На пять копеек возьми ирисок. Только смотри, бери белоголовку. Продавщица может сунуть и с сургучной головкой, ты не бери. С сургучной головкой 2 рубля 25 копеек – дешевле, но это яд. Бери только за 2 рубля 75 копеек – белоголовку. Понял?
- Папа. Вам больше не надо пить. Вы ведь уже пьяные. Я не пойду.
- Как это не пойдешь? Ремня что ли захотел?
- Мне не дадут. В магазине детям водку не дают, сам ведь знаешь.
- Иди. Я тебя сказал, значит выполняй. Мои слова должны быть приказом, как в армии. Понял?
Наиль опустил голову, захныкал.
- Не дают там маленьким.
Отец стал строже, злым.
- Ну-ка подними голову и смотри на меня.
Наиль посмотрел на отца. Отец ударил мальчика по щеке.
- Ой! Больно ведь. Что  тебе сделал?
- Это чтобы был послушным. Если не пойдешь, изобью. Беги и чтобы одна нога была здесь, а другая там. Пять минут тебе. Чтобы за пять минут принес бутылку, иначе повешу за ноги.
Отец сунул деньги в руку сына и выгнал его за дверь. Наиль слышал, как мать стала ругаться с отцом. Во дворе мальчик остановился, надеясь, что мать отговорит отца. Но отец сам вышел во двор.
- Ты еще здесь стоишь? Быстро в магазин.
- Тогда пусть со мной и Раиль пойдет. – насупившись, сказал Наиль.
- Раиль. Иди с братом. Будете вдвоем спрашивать, тогда дадут. И быстро. Чтоб за пять минут принесли бутылку.
Отец открыл калитку и толкнул на улицу сыновей.

Идти в магазин тяжело. Тяжело на душе. Тяжело поднимать ноги из липкой земли. Земля налипает на ботинки, делает тяжелыми. Вот и магазин. Наиль неуверенно открыл дверь и вошел в небольшое помещение магазина. В очереди стоят человек пять, отчего в магазине  уже тесно.
Продавщица, похоже, выпившая. Разговаривает громко. Язык у нее чуть заплетается. Наиль думает, как попросить бутылку. А сам смотрит за стеклянную витрину, выбирая, что можно взят за пять копеек. Есть карамели «Слива», «Виктория», ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», зефир трехцветный в виде волнистого прямоугольника, белый зефир розочкой.
В магазин зашли еще люди и заняли очередь за мальчиками. Очередь дошла и до мальчиков.
- Ну а вам что нужно?
- Нам водку с белой головкой, а на сдачу ириски «Золотой ключик» - попросил Наиль.
- А сколько лет тебе? Мальчик!
- Десять. Нас папа послал.
- Вы еще маленькие. Вам нельзя давать водку. Пусть отец сам идет.
- Он сказал, что побьет, если не принесем. – захныкал Наиль, упершись руками за прилавок.
- А мне какое дело. У меня приказ. – малолетним водку не давать.
Продавщица повернулась к полке, где стояли бутылки с водкой. Взялась за одну бутылку, словно желая отдать ее мальчикам. Но передумала. Повернулась к прилавку.
- Нет. Не дам. Не положено.
- Дайте, пожалуйста. Отец ругается и дерется.
 Люди, стоявшие в очереди, заволновались.
- Чего ты мурыжишь. Нам некогда. Дай водку и отпусти мальчишек. – подал голос пожилой мужчина.
- Тебя это не касается. Стой и молчи. Не положено. Значит, не дам.
- Да ты же сама пьяная. Это ведь тоже не положено, чтобы на работе пить.
- А ты мне не указывай. Воскресенье сегодня. Постой целый день на ногах, а я посмотрю, как тогда ты заговоришь.
Продавщица несколько раз то поварачивалась  к полке с водкой, то к прилавку.
- Да ладно тебе. Чего мальчишек зря дразнишь. Вон как уже плачут. – заговорила одна из женщин в очереди.
Продавщица, наконец, взяла бутылку и дала мальчикам. Пересчитала деньги. Дала несколько штук ирисок на сдачу.
- Ладно. Бегите. Только скажите отцу, пусть сам ходит. Не бось ноги не стопчет. А если мне скажут, что я детям водку дала, так я на вас укажу. Скажу, что вы меня вынудили это сделать. –обратилась продавщица к покупателям.
- Говори, говори. Только быстрей отпускай. – ответила ей разговорчивая покупательница.
Мальчики взяли водку, ириски и быстрее поспешили выйти из магазина.

Отец и гость были во дворе. Они все еще вели разговор о матери. Еще с улицы мальчишки услышали:
- Я хочу поменяться женами. Отдай мне свою жену.
- Бери. Я ее не держу.
Наиль постучал в калитку.
- Кто еще там?
- Это мы. Из магазина пришли.
Отец открыл калитку и впустил сыновей во двор.
- Почему так долго ходили. Я же велел, чтобы за пять минут сбегали.
- Грязно ведь. И очередь была.
- А вы что без очереди не можете.
Наиль от обиды заплакал. Отец ударил его по щеке.
- Это тебе, чтобы быстрее бегал. И чтобы не плакал. Иди отсюда.
Наиль забежал в сарай и заперся изнутри на крючок. Заплакал.
Во дворе отец с гостем открыли бутылку, разлили по стаканам и выпили. Бутылку поставили на сандрюшку. И опять начали разговор о матери.
- Ты слышишь. Он тебя любит. Иди к нему. Забирай вещи и уматывай. – обратился отец к матери.
Наиль смотрел сквозь щель, как ухмылялся отец, словно играя матерью и гостем, как кошка с мышами.
- Вы что с ума посходили что ли? Я вам товар какой-нибудь что ли? Отпусти этого дурака домой. Пусть у своей жены плачется. – кричала мать. Она старалась вытолкать гостя за калитку, но отец ее отстранял.
- Ты в мужской разговор не вмешивайся. Иди на кухню. Там твое место.
- Я сама знаю, где мое место. Хватит дурить. Вечер уже. Пусть домой идет. А тебе спать нужно. Завтра ведь на работу.
- Я сам знаю, что мне делать. Иди. Бери себе нового мужа и уходи с ним.
В это время в калитку заглянула тетя Ажира.
- Что это вы здесь кричите. На всю улицу слышно. Соседи уже смеются над вами.
- Да вот. Напились до сумасшествия. Вздумали меня делить – продавать. – ответила мать.
- А это кажется наш далекий родственник. Что-то лицо его знакомо мне. – стала приглядываться тетка Ажира к гостю.
- Да ты уже и на ногах не стоишь. Идем, я тебя немного проволоку. – тетка Ажира взяла гостя за талию и придерживая, чтобы он не упал, стала выводить со двора.
Отец стоял и ухмылялся. Гость вышел за ворота. Ажира довела его до столба, это в пяти шагах от калитки.
- Пусти, баба. Я сам могу идти. Я еще не совсем пьяный. Я еще с Мухаметом хочу поговорить. Пусти. – бормотал гость.
- Я тебе поговорю. Тебя давно жена дома ждет. Пошли, пошли.
Тетка Ажира опять схватила гостя и повела в гору.

А во дворе мать затолкала отца в дом. Там они еще бранились между собой. Минут через пять вернулась тетка Ажира. Мать вышла к ней во двор.
- Все. Проводила этого дурака до спуска. Дальше сам дойдет. Правда, до Нижегородки ему далеко идти. Да ничего. Напиваться не нужно.
- Я своего тоже, кажется, уложила спать. 0тветила мать.
Женщины сели на сандрюшку и долго сидели, сплетничали о мужчинах.


Рецензии
Так и было. С уважением, Алексей Чурбанов

Алексей Чурбанов   23.11.2011 10:11     Заявить о нарушении