Коломойский загрузил Укртатнафту за счет Украины

Коломойский загрузил «Укртатнафту» за счет Украины

23.11.2011 АНАЛИТИКА,ГЕОГРАФИЯ,СНГ,СТАТЬИ,Украина | Автор: Матвей Владимиров/Владимир Матвеев

Объявленный «Укртранснафтой» тендер на закупку услуг по переработке азербайджанской нефти прогнозировано выиграл при содействии украинских чиновников Кременчугский НПЗ группы «Приват» олигарха Коломойского, который будет загружен за государственный счет каспийским ресурсом в контексте убыточности проекта в сложившихся условиях.

Как мы прогнозировали в предыдущих публикациях ПАО Укртатнафта (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.), контролируемый группой «Приват» украинско-израильского миллиардера Игоря Коломойского, стало победителем тендера ПАО Укртранснафта на переработку 300 тыс. т нефти марки Azeri light в IV квартале 2011 г. I квартале 2012 г. Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на объявление Министерства экономического развития и торговли. Согласно сообщению, дата акцепта 17 ноября 2011 г., а конечный срок заключения договора между сторонами – 16 декабря. Стоимость переработки одной тонны на Кременчугском НПЗ составит 496 грн (с НДС), суточная стоимость хранения светлых или темных нефтепродуктов – 1 грн/т., – сообщает http://www.oilnews.com.ua Согласно протоколу раскрытия предложений конкурсных торгов, стоимость переработки нефти на Надворнянском НПЗ («Нефтехимик Прикарпатья», Ивано-Франковская обл.) составляла 523 грн/т (с НДС), на Дрогобычском НПЗ (ОАО «НПК «Галичина», Львовская обл.) – 531 грн/т (с НДС). В то время как  доля выхода светлых нефтепродуктов на Кременчугском НПЗ составит 65%, в предложении немодернизированных Надворнянского и Дрогобычского НПЗ этот показатель составил  0%.http://www.oilnews.com.ua/news/article13039.html/. Напомним, что  ранее давальческую переработку нефти осуществляла НАК «Нафтогаз Украины», в которую входит «Укртранснафта», на Лисичанском НПЗ (контролируется ТНК-ВР). Стоимость переработки нефти в этом случае составила 288 грн/т.

Такая ситуация стала возможной из-за того, что с октября 2007 г. оперативный контроль над Кременчугским НПЗ осуществляет группа «Приват», а председателем «Укртранснафты» с июня 2009 г. является лояльный указанной группе Александр Лазорко и ряд украинских чиновников. Так, в июне с.г. немодернизированные западноукраинские НПЗ Коломойского «выиграли» тендер «Укратранснафты» на хранение в течение одного годя 250 тысяч тонн азербайджанской нефти. В частности, НПЗ группы Коломойского «Приват» «Нефтехимик Прикрпатья» взял себе на хранение 200 тысяч тонн нефти, а НПК «Галичина» – 50 тысяч тонн нефти.

В сентябре с.г. Лазорко, лоббист интересов Коломойского, ранее возглавлявший НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья», поспешил сделать заявление о том, что указанный  оператор украинской нефтепроводной системы, планирует в 2011 году начать поставки каспийской нефти по маршруту «Одесса-Броды-Мозель-Плоцк» /«Укртранснафта» планирует в 2011 году начать поставки азербайджанской  нефти13.09.2011//http://energy.unian.net/rus/detail/1219/. Как сообщало тогда агентство УНИАН, председатель правления «Укртранснафты» Лазорко озвучил планы компании по транспортировке азербайджанской нефти через нефтепровод Одесса-Броды и одну из веток нефтепровода «Дружба» на НПЗ в Кралупах (Чехия), а также через Одесса-Броды и «Дружбу» в Мозырь с дальнейшим ее транзитом по белорусской ветке «Дружбы» в направление Плоцка (Польша).
Лазорко также отметил, что организация указанного маршрута стала возможной в связи с появлением профицитных транзитных мощностей на северной части нефтетранспортной системы «Дружба», благодаря вводу в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2), которая соединяет нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтийском море. Ранее НКРЕ в августе с.г. установила для «Укртранснафты» новый маршрутный тариф «Морской нефтяной терминал «Южный» – Кременчугский НПЗ» на транспортировку нефти магистральными трубопроводами. В связи с вводом БТС-2 с северной ветки может быть снята нагрузка транзита в объеме около 5-8 млн. тонн., что позволит включить в проектный маршрут одну из веток северной части нефтепровода «Дружба» для поставок легкой каспийской нефти. /energy.unian.net/rus/detail/1219/.

 Вместе с тем,  глава правления польской национальной нефтетранспортной компании PERN ”Przyjazn” Роберт Сошинский назвал «главной, но не единственной проблемой» проекта отсутствие гарантий поставщиков и покупателей каспийской нефти, которую планируется транспортировать по ЕАНТК. В отличие от Лазорко, Сошинский отметил, что изучение условий рентабельности транспортировки нефти по маршруту «Одесса-Броды-Плоцк» продлится «по крайней мере еще два года». /http://uaport.net/news/ua/t/1109/21/1400660/. Созданная в 2004 году польской PERN и «Уктранснефтью» для развития ЕАНТК компания «Сарматия», называет условием рентабельности проекта дофинансирование ЕС, для получения которого пул инвесторов должен быть сформирован максимум до конца 2013 г. Наряду с этим, трейдинговая  компания SOCAR Trading S.A., которая входит в структуру Госнефтекомпания Азербайджана и польский нефтяной концерн Orlen S.A. (PKN Orlen), подписали соглашение о поставках азербайджанской нефти чешской Unipetrol RPA, как сообщает 1NEWS.AZ.
В связи с тем, что Украина взяла на себя обязательство увеличить транзит через свою территорию сырой нефти из Азербайджана в Евросоюз, в ноябре с.г. Азербайджан получит скидку в размере 50% от ставки портового сбора на морском нефтяном терминале «Южный», Украина при осуществлении грузовых операций с импортируемой нефтью. Это обязательство содержится в зарегистрированном в украинском парламенте законопроекте о ратификации соглашения с правительством Азербайджана относительно сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины, сообщает «Интерфакс-Украина» и oilnews.com.ua 21 ноября. Согласно документу, ПАО «Укртранснафта» и SOCAR или аффилированные с ней компании, связанные с «Приват», согласовывают объемы нефти для поставки, транспортировки и транзита с использованием украинской нефтепроводной системы, транспортный тариф, качественные характеристики, а также другие коммерческие и технические условия. Как сообщал OilNews, в начале ноября 2011 г. Кабинет министров Украины одобрил законопроект о ратификации соглашения с правительством Азербайджана относительно сотрудничества в сфере транспортировки нефти по территории Украины. http://oilnews.com.ua/news/article13011.html/. В частности, в соответствии с данным соглашением, предусмотрена прокачка 16-20 млн т нефти по территории Украины, в том числе транзитом – 13-17 млн т. Документ также предполагает транспортировку до 3 млн т азербайджанской нефти на Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, а также до 5 млн т в западном направлении (Венгрия, Словакия, Чехия) и до 8-12 млн т – в Беларусь.

В настоящее время Государственная нефтекомпания Азербайджана SOCAR осуществляет поставки нефти на условиях CIF на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод группы «Приват» и два немодернизированные западноукраинские НПЗ –Надворнянский и Дрогобычский  группы. В связи с этим, следует особенно подчеркнуть, что несмотря на ужесточение Вашингтоном санкций против Тегерана, прежде всего в энергетическом секторе, согласно сообщению иранского агентства Shana, Иран планирует постепенно нарастить объем поставок нефти по своп-операциям с Центральной Азией. Нефть на переработку в Иран поставляют Азербайджан, Туркмения и Казахстан, а Иран продает аналогичный объем нефти в Персидском заливе контрагентам предприятий этих стран.
Заявление министра энергетики Беларуси о готовности Беларуси к конструктивному диалогу с Украиной о транзите нефти в третьи страны с использованием украинских и белорусских нефтепроводов в контексте готовности Азербайджана наращивать объемы поставок нефти в Беларусь в объеме 3-5 млн. тонн в год при намерении переходить от организации поставок нефти к «созданию совместных структур» – соответствуют стратегическим интересам Азербайджана и группы «Приват» Коломойского , а также ЕС и США с выводом азербайджанской нефти на европейские и мировые рынки, однако не учитывает необходимость согласования его с российской «Транснефтью» ср: http://politclub.info/2011/10/24/укрататнафт/. Вместе с тем, импорт азербайджанской нефти в Беларусь в августе и сентябре 2011 г. снизился с 240 тыс. т в месяц до 60-80 тыс. т., сообщает «Прайм-ТАСС» со ссылкой на источник. По итогам 2011 г. импорт азербайджанской нефти Беларусью может составить 1 млн т, тогда как ранее были запланированы 4 млн т. По  словам источника, снижение импорта азербайджанской нефти может быть обусловлено как финансовыми проблемами «Белорусской нефтяной компании», вызванными нестабильной ситуацией на валютном рынке, так и необходимостью до конца года переработать весь объем российской нефти, предусмотренный топливным балансом с РФ – 21,6 млн т.

Показательно, что ранее «Укртранснафта» не смогла обосновать экономическую привлекательность переработки азербайджанской нефти на украинских НПЗ, поскольку проект по переработке каспийской нефти «Укртранснафтой» является в сложившихся условиях убыточным, а стремление «Укртранснафты», основной задачей которой является эксплуатация нефтепроводов, заняться бизнесом по переработке и реализации нефтепродуктов эксперты оценивают как загрузку мощностей группы «Приват» за государственной счет Украины. При этом наиболее уязвимый сегмент по прокачке нефти – белорусский вектор и поставка нефти для переработки на устаревшие и немодернизированные западноукраинские НПЗ в Дорогобыч и Надворную.

В данном контексте следует отметить, что в середине ноября с.г. руководители оборонных ведомств Азербайджана, Украины и Беларуси подписали план мероприятий военного сотрудничества на 2012, что свидетельствует также об обеспечении безопасности поставок каспийских энергоресурсов в Европу и на мировые рынки, сообщает 1news.az. Параллельно командующий военно-морскими силами США Рэй Мабус совершил трехдневный визит в Азербайджан 19-21 ноября и провел встречи с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, министром обороны Сафаром Абиевым и главой военно-морских сил Азербайджана вице-адмиралом Шаином Султановым, а также с другими представителями военной и гражданской сфер. Поосльство США в Баку сообщило, что главной целью этого визита является укрепление стратегического сотрудничества в сфере безопасности между Азербайджаном и США. Напомним, что в военно-морском ведомстве США Мабус отвечает за разработку и осуществление политики и программ, которые согласуются с национальной политикой безопасности США и целями, установленными президентом или министром обороны Соединенных Штатов.

В связи с «выигрышем» тендера Кременчугским НПЗ, коррупционная по сути схема предоставит право на переработку каспийской нефти НПЗ олигарха Коломойского за государственный счет или перепродажу ее, в контексте убыточности проекта по переработке каспийской нефти «Укртранснафтой» в сложившихся условиях, а также при объявленных США, Британией и Канадой новых ужесточенных санкций против Ирана (штрафные меры, принятые Вашингтоном, касаются в первую очередь энергетического сектора), в который нефть на переработку поставляют Азербайджан, Туркмения и Казахстан, а Иран продает аналогичный объем нефти в Персидском заливе уже контрагентам предприятий этих стран.

Справка: ПАО «Укртатнафта»является крупнейшим на Украине НПЗ проектной мощностью 18,6 млн т. Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта», Полтавская обл.) в январе-октябре 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. сократил переработку нефтяного сырья на 14,3% – до 2,57 млн т. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на источник в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины. Объем поставок нефти на Кременчугский НПЗ за 10 месяцев 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. снизился на 30,3% – до 2,61 млн т. «Укртатнафта» не воспользовалась в этом году уходом лисичанского продукта с украинского рынка и не нарастила переработку, в связи с чем в восточных и центральных регионах образовалась нехватка ресурса, влияющая на ценовую политику. Теперь  Лисичанский НПЗ (ЧАО «ЛИНИК», Луганская обл., входит в структуру ТНК-ВР) в январе-октябре 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. увеличил переработку нефтяного сырья на 2,9% – до 4,12 млн т. Объем поставок нефти на Лисичанский НПЗ за 10 месяцев 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 3,4% – до 4,22 млн т. Как сообщал OilNews, с мая 2011 г. Лисичанский НПЗ практически полностью перешел на работу по толлинговой схеме, отправляя в Россию около 80% произведенного топлива.


Рецензии