Возрождение школы

               

               Когда освободили Богушевск, а это было 25 июня 1944 года, ученики и учителя, оставшиеся в посёлке, собрались на школьном дворе. Времени до начала учебного года оставалось немного, а работы – море.
                Надо было считать школу от следов пребывания оккупантов, отчистить, отмыть стены и полы, починить двери, застеклить окна, разлетевшиеся при артобстрелах и бомбёжках, разыскать и починить столы, парты, классные доски.
                В общем, работы хватило на всех
                Возглавил восстановление школы Фёдор Сергеевич Гаранов, как первый послевоенный директор. По рассказам его сына, Анатолия Фёдоровича Гаранова, отец уходил рано утром, прибегал днём минут на 20 – перекусить и уходил до позднего вечера.
                Школа очищалась от скверны: мыла стены, окна, драили полы. Подвал забили, а потом и забыли о нём.
                Позвали на помощь родителей. Первыми, конечно, пришли женщины – матери и бабушки будущих учеников. И хотя работы и дома было с избытком, - ведь ещё не окончилась война, она только ушла на Запад , - но помощь школе – не только обязанность, но и большая честь. 
                Пришли на помощь и деды, кто бы ещё помог починить, а то и сделать новые парты, отремонтировать щиты. Немцы при захвате здания парты выбросили на свалку, а часть использовали как топливо.
                Целыми днями мыли, скребли, стучали молотки, не обошлось и без топоров и пил. Два месяца упорного труда не прошли даром – 1 сентября Богушевская средняя школа открыла двери.
              Конечно, без помощи РК и РИКа это было невозможно. Первостепенной заботой было восстановление разрушенных промышленных объектов и жилья, но школа это святое.
              У первого секретаря райкома, бывшего комбрига Богушевской партизанской бригады, Е.Н.Прохоренко, тоже было четверо школьников, к началу учебного года вернувшихся из эвакуации. Отпускали для школы доски, гвозди, олифу, краску – всё, в чём была необходимость.
              Поэтому и праздник -открытия школы – получился общенародным. Конечно, не до школьной формы было, но чистая, выстиранная одежда была у всех. Пришла последняя военная осень, враг был уже за пределами границы и письма отцов приходили из Польши, Венгрии, Румынии, Чехославакии, а потом – и из Германии.
              Особенно трудно начинался учебный год для Ольги Генриховны Брози. Ненависть к фашистам автоматически переходила на язык, поэтому всякое бывало на уроках – и полный отказ от изучения вражеского языка, и мелкое хулиганство. Но у Ольги Генриховны хватало терпения и сил, тактичности что-то не заметить, кого-то одёрнуть во-время вызвать мать, а старшим объяснить, что бить врага легче, если знаешь его язык. И приводила примеры из фронтовой и партизанской жизни. Был даже случай, когда она пригласила на урок Ефима Николаевича Прохоренко и он рассказал случай, когда знание немецкого языка помогло добыть сведения о действиях противника, не обнаруживая себя.
              Надо сказать, что в эти годы ребята рано взрослели, а вместе с этим приходило и понимание важности предмета.
              Самым тяжёлым был первый год.
               Закончилась война, солдаты стали возвращаться с фронта. Но вернулись не все, сирот по Богушевску было достаточно много: 700 человек не вернулось к своим семьям – детям, жёнам, матерям.
                Стали возвращаться и учителя.
                Уже 16 июля 1946 года А.С.Шахмейстером, тогдашним зав. Отделом образования Богушевского райисполкома подписал приказ о назначении нового директора Богушевской средней школы. Им стал вчерашний лейтенант, учитель химии Иван Никитич Валентиёнок.
                Школа начала разрастаться ещё до войны – было построено отдельное здание для начальных классов, выходившее одной стороной на улицу Красноармейскую. На углу Комсомольской Красноармейской появилось ещё одно здание, в котором – с одной стороны поместился 5-й класс, а со стороны ул. Красноармейской был вход в учительские квартиры. Туда из домика в Королино переселилась семья Цветковых (Семён Михайлович Печатников умер ещё в 1940 году – Елизавета Алексеевна с сыном Геннадием и дочкой Надюшей.
                А в другую квартиру въехали Валентиёнки: Иван Никитич, Мария Алексеевна с матерью и тремя сыновьями, младший из которых родился уже в Богушевске.
                При И.Н.Валентионке школа продолжала расти. Были выведены мастерские, хоз. постройки, в центре школьного двора оформлен оформлен географический уголок, высажены фруктовые деревья на пришкольном участке.
                После окончания войны Богушевск начинает интенсивно расти. Школа заполняется до предела. Уже в начале 50-х годов занятия идут в две смены.
                Обсудив ситуацию, администрация школы находит «хитрый ход» - просители в Сов. Мин. направляют старейшую учительницу – Полину Антоновну Шидловскую. Её ученик – Пётр Андреевич Абрасимов работает заместителем Председателя Совета Министров БССР. «Петенька, помоги!» - были первые слова старой учительницы. Благодаря этой помощи 1 сентября 1955 года была открыта СШ № 1.
                Поделили учителей, поделили учеников,  всех кроме старших классов.


Рецензии
Я рад, что учился в Богушевской школе.

Лев Полыковский   07.01.2012 10:11     Заявить о нарушении