Громкие дела стали раскрывать?

Как в природе, так и в государстве,
легче изменить сразу многое, чем что-то одно.

Френсис Бэкон.

28.08.2007 07:54 | ИА REGNUM:
Российский генпрокурор Юрий Чайка объявил об аресте 10 подозреваемых в убийстве журналистки Анны Политковской. По его словам, арестованы непосредственный исполнитель, организаторы и пособники преступления. Среди них – бывшие сотрудники МВД и ФСБ, а также трое выходцев из Чечни.

«Генпрокуратура раскрыла имя одного из подозреваемых - сотрудника УФСБ по Москве и области подполковника Павла Рягузова. Заказчик убийства, по данным следствия, - за границей. По словам Чайки, за этим преступлением стоит человек, стремящийся вернуть РФ «к прежней системе управления, когда все решали деньги и олигархи».

Обозреватель «Новой газеты» Политковская была застрелена 7 октября 2006 г. в подъезде дома на ул. Лесной в Москве. Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статье «Умышленное убийство».

Помимо версии с «заграничным следом» в убийстве журналистки следствие рассматривает вероятность мести Политковской со стороны чеченских боевиков, которые часто фигурировали в ее материалах, или милиционеров, которые после ее публикаций попали под суд и получили тюремные сроки за убийства мирных жителей в Чечне».

Что скажешь? Можно только порадоваться, что наконец-то «громкие», или как их еще называют «резонансные», дела начинают в нашей стране раскрываться. А то уж как-то неудобно становится за страну, в которой Фемида действует, скромно говоря, несколько избирательно.

При Ельцине, например, дела, в которых были замешаны лица из его окружения, вообще даже до следствия не доходили, не то, что до суда. Вынес известный пройдоха коробочку из-под ксерокса – начальника охраны в отставку, не проявляй чрезмерной бдительности. А фигуранту - очень непыльную должность. В награду. До сих пор при деньгах и на свободе. С сиятельной дочкой там что-то прокуратура нарыла, - быстренько на генпрокурора скабрезный фильмец вдруг нежданно нашелся. Как рояль в кустах. А уж убийств громких и не сосчитать. И все «висяк».

И позднее было не много лучше. Дело об убийстве Дмитрия Холодова развалилось в суде. Убийц Сергея Юшенкова осудили, но выводы суда не убедили многих. Убийства Александра Меня и Владислава Листьева так и остались нераскрытыми. Много вопросов оставило дело Галины Старовойтовой.

Но вот, вроде, что-то начало меняться. Суд над арестованными по делу  Политковской, по всей видимости, все же состоится. Арестовал их, кстати, Басманный суд, обогативший русский язык броским словосочетанием «басманное правосудие».   

Даже дело министра Адамова заминать не стали. Второго «Бородинского сражения», похоже, не будет. Бывшего главу Минатома, кстати, должно порадовать, что генпрокурор «скостил» сумму ущерба, которую тот якобы нанес, со 113 миллионов долларов до скромных 18-и.

Итак, генеральный прокурор России Юрий Чайка созвал пресс-конференцию, на которой рассказал о расследовании многих важных дел. Прежде всего, речь шла о расследовании уголовного дела по факту убийства обозревателя «Новой газеты», той самой Анны Политковской.

Свою пресс-конференцию генеральный прокурор начал с заявления, которое многие журналисты расценили как сенсационное: дело об убийстве обозревателя «Новой газеты» раскрыто:

«Это преступление мы совместно с Министерством внутренних дел раскрыли в течение десяти месяцев, помогали нам и работники Федеральной службы безопасности. За его совершение арестованы 10 человек, это непосредственно организаторы, пособники и исполнители преступления. Как показывают результаты расследования, преступление было организовано самым тщательным образом. Существовало две группы слежения, когда одна из них следила непосредственно за журналисткой, вторая контролировала первую и наоборот.

Во главе всего этого стоял лидер московской преступной группировки, выходец из Чеченской республики, занимающийся преступным бизнесом и специализирующийся на совершенных заказных убийствах. Хочу сразу отметить, что в слежке и предоставлении информации о Политковской принимали участие, к сожалению, бывшие и действующие сотрудники Министерства внутренних дел и сотрудники Федеральной службы безопасности, они тоже арестованы», - сказал прокурор.

Позже, правда, Юрий Чайка уточнил: следствие лишь в начале пути и говорить о раскрытии убийства рановато. Именно поэтому генеральный прокурор отказался называть фамилии арестованных по делу, равно как и не назвал имени того самого руководителя преступной группировки чеченского происхождения. Зато Юрий Чайка рассказал, почему убили Анну Политковскую:

«Заинтересованность в устранении Политковской может быть только у лиц, находящихся вне территории Российской Федерации. Оно выгодно, прежде всего, тем людям и структурам, которые нацелены на дестабилизацию обстановки в стране, изменение конституционного порядка, формирование в России кризиса, возврат к прежней системе управления, когда все решали деньги и олигархи, дискредитацию лидеров российской государственности и стремятся спровоцировать внешнее давление на руководство нашей страны».

О том, что это за люди, что за структуры, Юрий Чайка тоже не сказал. И попытки журналистов узнать о заказчиках больше - в какой стране они находятся - оказались безрезультатны. Генеральный прокурор отказался вдаваться в подробности.

Но, похоже, заказчика «могут назначить», как уже выразился один острослов. Прозвучало это как прямой намек на Бориса Березовского.  Ключевые слова  - «заказчик живет вне пределов РФ» и  «Политковская с ним была знакома и встречалась» - показали и повторили по несколько раз все выпуски новостей, но количество в качество как-то не переросло, и многократные повторы не придали  намекам-обвинениям большей достоверности.

В сущности, ничего нового генпрокурор Чайка не сказал. Путин первым намекал на причастность Березовского к убийству Политковской, теперь те же намеки стали совсем прозрачными, хотя до прямых обвинений дело пока не дошло.

И в журналистской среде слова генпрокурора восприняты не очень однозначно. Вот что сказал в интервью «Радио Свобода» редактор отдела расследований «Новой газеты» Роман Шлейнов:

«Это смущает по некоторым параметрам. Во-первых, много ли вы знаете преступлений, особенно убийства журналистов, которые были бы направлены на дестабилизацию обстановки в целой стране. Я не думаю, что в России вообще чем-то можно всколыхнуть подобным убийством людей. Тут было огромное количество убийств журналистов, поэтому говорить о том, что убийство могло как-то дестабилизировать обстановку, по меньшей мере, странно, с моей точки зрения.

Почему это политическое заявление, на мой взгляд? Да потому что президент Владимир Путин сказал то же самое как раз после того, как Анна Политковская была убита. И вот чудо - после десяти месяцев работы генеральный прокурор повторяет практически то же самое. Либо российский президент настолько хорошо предсказывает судьбы уголовных дел, что он моментально видит результат, либо Генеральная прокуратура находится под каким-то политическим влиянием. Иного объяснения этому я найти лично не могу».

Кроме того, коллеги Анны Политковской опасаются, что политически окрашенное заявление генерального прокурора может только повредить следствию:

«Это заявление похоже не на заявление генерального прокурора, а все-таки на заявление некоего политика, который заранее дает установку, где нужно искать заказчиков этого преступления. И это вызывает у нас опасение, а не может ли подобное заявление оказывать влияние, политическое влияние и давление на следователей, которые проводят расследование. Потому что следователи сейчас работают - и мы знаем об этом - они работают действительно очень хорошо и вдумчиво, они рассматривают все возможные варианты, они делают все возможное для того, чтобы задержать убийц и раскрыть это преступление. Не будут ли на них давить, чтобы результат расследования был по тем или иным политическим мотивам таким, каким хочется видеть его руководству Генеральной прокуратуры или руководству страны».

Юрий Чайка рассказал и о том, как продвигается расследование по другим резонансным делам, напомнив и о Ходорковском, и о Френкеле, и об Адамове, и о нескольких делах, связанных с контрабандой и коррупцией. И, конечно же, генеральный прокурор не обошел вниманием опять того же, пожалуй, самого известного в России политического «беженца»-олигарха:

«Что касается господина Березовского. По возбужденным в отношении него уголовным делам получена уже шестая санкция суда на его арест, однако неконструктивная позиция властей Великобритании, не имеющая ничего общего, на наш взгляд, с правосудием и нормами международного права, стала для нас определенным препятствием. Поэтому по одному из дел (хищение денежных средств «Аэрофлота») было принято решение об использовании такой новации в уголовно-процессуальном законе, как заочное рассмотрение уголовного дела судом. Процесс по этому делу начат в Савеловском суде города Москвы.

Кроме того, нам самым серьезным образом помогают коллеги из Швейцарии, Франции, Бразилии, на территории которых Березовским так же совершались преступления. Судом по ходатайству прокуратуры наложен арест на недвижимость Березовского на Лазурном берегу Франции и в Минюст Франции направлено международное поручение об исполнении этого решения. Одновременно французская прокуратура расследует уголовное дело о легализации им преступных средств путем приобретения этой недвижимости. Прокуратура Бразилии на принятие таких решений уже вышла. Березовскому заочно предъявлено обвинение в легализации незаконных доходов и выдан ордер на его арест. Британским властям вновь придется решать вопрос об экстрадиции Березовского, теперь уже в Бразилию. Преступная деятельность Березовского не ограничивается только нашей страной, к нему накопилось много вопросов и в других странах».

Похоже, Борис Абрамович превратился для российских властей и их правоохранительных органов в жупел, тень которого видится им чуть ли не за каждым забором. Однако, хоть я к Березовскому отношусь с антипатией, но, кажется, нашим властям осталось его обвинить только в убийстве царской семьи, краже золота Колчака, поджоге храма Артемиды и т.п.

Березовский, без сомнения, одна из ярчайших личностей из «гнезда» покойного «гаранта». И на совести этого бывшего фарцовщика, конечно, и уклонение от налогов, и отмывание ворованных денег. Не говоря уже о такой мелочи, как само воровство. Да и кто из «семьи» этими шалостями не грешил? Но убийство Анны Политковской… Равно как и Литвиненко... К тому же, главный фигурант - из ГБ.  «Бывшим» стал в день ареста. Как ни крути, на дату совершения преступления был действующим офицером ФСБ. Неужели и там Березовский преуспел? Дико сомнительно.

В этой связи вспомнился мне 1965-й год, когда меня «пригласили» в Ивановское управление КГБ СССР и обвинили в том, что я, якобы, «готовил переход государственной границы в районе Батуми». Похожий почерк, не находите? Та же «туфта» вместо серьезного расследования. Как говорил другой генпрокурор, товарищ Вышинский, «был бы преступник, а преступление найдется». Хотя Березовского сейчас сосватать «в Батуми» не так просто, как меня тогда. Руки стали несколько коротковаты.

Да и туфта, к тому же, еще и контрпродуктивна. Не даст соврать мой бывший следователь. Ну как, товарищ Смирнов, помогли вам ваши фантазии сохранить «государственную безопасность СССР»? То-то и оно-то. Проврали вы ваш СССР, профукали. Действительные-то враги, оказывается, были совсем в другом месте.

Но тема с демонизацией беглого олигарха получила продолжение. Видимо, ее авторы рассчитывают не только посмешить публику, но и дополнительно подпустить туману и в без того смутную ситуацию с русскими громкими убийствами. Вновь появившиеся уже после пресс-конференции генпрокурора на публике Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун подтвердили свою первоначальную позицию по громкому убийству Александра Литвиненко осенью прошлого года: они, де, не имеют никакого отношения к отравлению этого британского подданного, а лондонским следователям следует повнимательнее присмотреться к Борису Березовскому. «Отдельные преступники, аферисты и мошенники, которые спрятаны за так называемой справедливой стеной правосудия Британии, умело используют всю эту провокацию для того, чтобы дискредитировать все, что происходит в России. Я имею в виду, безусловно, господина Березовского и его подельников во всей этой провокации, а также отдельных представителей высшего истеблишмента Британии» - из выступления Лугового.

По словам Лугового, Борис Березовский, якобы, готовил в Лондоне покушение на журналистку Елену Трегубову, он же причастен и к гибели Анны Политковской.

Наверное, ничто так не дискредитирует «все, что происходит в России», как эта мышиная возня с возведением мелкого прохвоста в ранг Вельзевула. Побойтесь Бога, господа из ГБ !

«Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно». Отрадно, конечно, что российская Фемида, наконец, вышла из комы. Однако, мало только начать раскрывать преступления и решать проблемы в суде, а не на воровской разборке.  Надо еще научиться делать это непредвзято, не оглядываясь на начальство и на политику. Не деля преступников на своих и чужих.  Но, похоже, нам до этого еще очень не близко.

Но, о ужас! Произошло нечто совершенно неслыханное, даже для нашей российской действительности, в которой ноздревщина бессмертна. Не успели отзвучать первые комментарии исторической речи генпрокурора, как….. «дело о раскрытии дела Политковской» начало разваливаться! Как сообщает «Радио России», оказалось, что двое фигурантов, именно те, что из ФСБ и МВД, признаны непричастными к убийству. Сегодня стало известно, что они были отпущены на свободу. К тому  же, как утверждают адвокаты, это же ждет и фигурантов из Чечни. Правда, как стало известно, отпущенных, вроде бы, вновь арестовали, но уже по другому обвинению. А группу следователей усилили, но что они будут делать теперь, очень туманно. Главных-то подозреваемых тю-тю. Кстати, и до сих пор. А как все многообещающе начиналось тогда, в 2007-м. Может, поближе все же поискать? В общем… какой пассаж!  На чем же теперь будет теперь держаться обвинение? Чтобы так поторопиться, это ж надо постараться. Поистине Россия – страна чудес. Очень похоже, что генпрокурора еще тогда, 4 года назад, кто-то серьезно подставил. Пишущий мир замер в немой сцене и так и стоит до сих пор.

Валентин Спицин.


Рецензии