Эссе Мысли вслух страницы дневника учителя

Мысли вслух… (страницы дневника учителя)
03.01.2009  Вот я снова разговариваю со своей тетрадкой. Сколько мыслей кружится в голове. Наступил новый год! Быстро летит время. Динамичность нового века накладывает свой отпечаток буквально на всё, что нас окружает. Стремительно меняются события, взгляды, мир. Меняемся мы - учителя, меняются и наши ученики. Как важно сегодня не просто шагать в ногу со временем, а опережать его.
Поиск, эксперимент, новый взгляд на привычное – это то, без чего нет творчества и желания познать мир. За 20 лет мои ученики научили меня многому, а главное помогли понять простую истину: пока учитель находится в поиске, пока ему интересно – интересно и его ученикам. Трудно не согласиться с высказыванием Д.Б.Кабалевского: «…если скука нетерпима на любом школьном предмете, то трижды нетерпима на уроке искусства…» А сила искусства заключается в том, что влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму. Значит, главная моя задача – развивать данную человеку природой драгоценную способность воспринимать прекрасное.
05.03.2009  Трудно сегодня прошёл урок в 8 а. Казалось, ещё совсем недавно не было никаких проблем. Улыбчивые мальчишки и девчонки на переменах забрасывали вопросами. Почему вдруг появилась невидимая, но ощутимая стена непонимания? Почему-то всё чаще бросается в глаза скучный взгляд ребят. Понимаю: та ниточка, которая прочно связывала нас, оборвалась. Ребята повзрослели, изменились. У них появились свои музыкальные пристрастия, поэтому они всё дальше удаляются от меня. Всё чаще слышу: «Классика – скучна, а вот рок, реп – это круто, это наш музон…». Надо что-то менять. Эта мысль не даёт мне покоя
…Я поняла рок должен зазвучать на уроке. Именно я, учитель, должна рассказать детям, откуда он берёт начало, почему он появился, о стилях и направлениях рок-музыки. Необходим курс по изучению рок-музыки, который впишется в программу так, чтобы она воспринималась цельно и с духовно-нравственных позиций.
15.02.2010 . …Не всё удаётся сразу. Но главное, какие глаза стали у моих учеников, когда они услышали на уроке рок-музыку, какой интерес, и вопросы, вопросы, вопро-сы… Зажёгся тот некогда потухший огонёк в глазах ребят. Я поняла, чтобы быть понятой, учитель и ученик должны разговаривать на одном языке. Уверена: музыкальные вкусы нужно формировать, а музыкальную культуру воспитывать. А главное - сподвигнуть ученика на творчество. С какой радостью смотрю я теперь на вчерашних моих учеников, когда замирает актовый зал, слушая, как  из уст юных музыкантов под собственный аккомпанемент звучат знакомые слова полюбившихся пе-сен.
14.05.2010   К нам в коллектив сегодня пришла новенькая девочка. Чудо! Голос, слух.  Но что происходит? Не увидела радости на лицах моих учеников. Не рады тому, что появился человек, у которого получается что-то лучше. Огорчились?! Да, музыкальный слух есть у всех моих участников «Звонких капелек», а вот сердечный слух? В обычном нашем представлении сердечный человек, прежде всего, отзывчив к чужой боли, неудаче. Есть замечательные слова «со-жаление», «со-страдание», «со-чувствие», а вот слова «со-радости» нет. Почему? Вот и получается – сочувствовать умеем, а радоваться – нет. Радоваться чужим успехам, чужой радости. Чаще бы хотелось слышать сердечное: «Я так рад за тебя», « Я рад твоим успехам», нежели  « Я тебе завидую». Как это важно в творческом коллективе.Теперь всё чаще повторяю своим ученикам: «Настоящие друзья те, кто радуется вместе с тобой твоим удачам, успехам. Зависть – плохой помощник в творчестве, ведь творчество невозможно без сотворчества, а сотворчество – это настоящая радость!» Давайте научим наших детей любить людей, судить - они научатся сами.
21.10.2010  Сегодня попались на глаза строчки Ж. Руссо: «Цивилизация не способствует прогрессу». Стало страшно. Пугает сегодня безразличие, эгоизм, разнузданность, которую почему-то называют свободой. Спросила учеников, как они понимают слово «свобода». Ответ получился однозначным: «Это когда всё можно». Они путают понятия «анархия» и «свобода». Забыли, что чувство меры – эта та грань, которая разделяет эти два понятия. Кажется, Конфуций определил: «Свобода = знания + нравственность». Только знания дают человеку внутреннюю свободу, когда он знает, как правильно решить, написать, сказать.
Когда он просто много знает, но при этом очень важно не забывать о нравственных законах. Сегодня много говорят о нравственности. Согласна  с утверждением: «Легко быть нравственным в благоприятных обстоятельствах». Но порой жизнь ввергает нас в такие повороты, что и взрослому человеку не трудно оступиться. Есть одно «золотое» правило, которого придерживаюсь я и говорю своим ученикам: «Начало всякого дела - размышление, а прежде всякого действия – совесть». Жить по совести, по правде.
А что же такое - правда? Для меня – это искренность, это та ниточка, которая связывает меня с учениками. И каждый раз я по-новому ищу и ощущаю эти нити, соединяющие нас, а их – со всем миром.  Знаю: как до души доходит живая музыка, также живое искреннее слово учителя дойдёт до разума ребёнка. Много трудностей, но ведь и радости  много. Надеюсь и верю в то, что мои ученики не вырастут двуликими, «с двойным дном». Они не станут обманывать себя, а значит, будут свободны, свободны от тех многих пороков, которые сковывают наши души, волю, сознание. А значит, не загубят в себе живое – Человека!


Рецензии
Удивительно, что сегодня написал статью о человечности, о том, чтобы люди задумались о том, что надо сопереживать, не быть безразличным. Как причудливо всё переплетено в нашем космическом ковре, рисующем узоры гармонии, которая приходит внезапно и исчезает в никуда, чтобы снова вернуться с новой силой радости!

Андрей Кабилов   19.05.2018 16:19     Заявить о нарушении