45. В. И. Агошков. Кром. Поле. Врач Куренцова

45. В.И.Агошков. Кромское Поле.

Г.Ф.Скалдин. Врач Куренцова


А.И. КУРЕНЦОВА — ВРАЧ ИЗ ЛЕГЕНДЫ.
Май 1927 года. Ранним утром в избу-читальню кто-то постучал. Я открыл дверь — передо мной стояла белокурая, среднего роста женщина, про-сто, но со вкусом одетая.
– «Куренцова Агафья Ивановна, — отрекомендовалась она. — Назначена врачом в Апальковскую больницу».
В то время я был секретарём Нижне-Боёвской волостной партячейки и членом волисполкома. Председатель волисполко-ма С.И. Черников уехал сдавать экзамен в лесной институт, и я его замещал. Но, прежде чем прийти ко мне, Куренцова споза-ранку осмотрела, больницу, которой должна была заведовать, и подсобное хозяйство.
Осмотр произвел на неё удручающее впечатление.

Куренцова выхлопотала у губисполкома не только здание, но и все нужные для оборудования больницы денежные средст-ва, а в то время это было далеко нелегко. За короткий срок к 1 сентября 1927 года больница была готова к приёму больных, и в дальнейшем стала образцовой. Агафья Ивановна была и хи-рургом, и акушеркой, и терапевтом, и детским врачом.
Куренцова оказалась не только дельным врачом, но и на-стоящей хозяйкой. Для больницы отвели десять гектаров пахот-ной земли, завели коров, привели в порядок пруды. А хорошее питание и свежий воздух при квалифицированном лечении бы-стро восстанавливали силы выздоравливающих пациентов.
В начале июня 1931 года, когда меня избрали председа-телем колхоза «Звезда», я получил от Куренцовой записку. Она приглашала посетить больницу по очень важному для колхоза делу. В этот же день я отправился в больницу. Пришлось подож-дать. Агафья Ивановна делала операцию.

Убедившись, что для больного опасность миновала, Ку-ренцова вышла ко мне и быстро сказала:
– «Нам надо поехать в колхоз, по дорoге всё объясню!»
По пути спросила, знаю ли я, что такое детские ясли. Чтобы не показаться профаном, я ответил, что ясли — это когда детей пеленают и кладут в длинные корыта. Куренцова заразительно засмеялась и долго не могла успокоиться.
– «Вы не смущайтесь, — сказала она. — Многие этого не знают. Дошкольное дело у нас только начинает развиваться, и вот по этому поводу я и еду в ваш колхоз!»
Из 60 дворов в деревне Торхово (вариант: Торохово.-В.А.) мы подобрали один подходящий деревянный, крытый железом дом бывшего богатея, с крыльцом, горницей, кухней, спальней. На заседании правления единогласно решили: ясли открыть.

Заведующей назначили Александру Мельникову, имею-щую четырёхклассное образование, что по тем временам было далеко немало. Подобрали повара и нянь. Весть о том, что в кол-хозе созданы детские ясли, быстро разнеслась среди женщин. Одни одобряли, другие сомневались — как это отдать ребёнка в какие-то ясли? На помощь опять пришла Куренцова. После её выступления на общем собрании сомневающихся не было: все матери стали записывать своих детей в дошкольное учрежде-ние. Через три дня ясли стали работать.
Приём малышей производила сама Куренцова. Она инст-руктировала работников яслей не столько рассказом, сколько показом. Это были первые детские ясли не только в районе, но и в Орловской губернии.

Во время вторжения фашистов на территорию нашей об-ласти Куренцова не успела эвакуироваться и продолжала заве-довать больницей на временно оккупированной территории.
Несмотря на опасность, с риском для жизни Агафья Ива-новна спасала командиров и политработников, выходящих из окружения, тяжелораненых помещала в больницу, а легкора-ненным, оказав медицинскую помощь и накормив, указывала путь к своим, давала справки, по которым их не задерживали.
Многих жителей спасла Куренцова от угона в фашистское рабство, выдав им соответствующие документы.

В феврале 1943г, по рассказу Н.В. Киселёва, Куренцова была по доносу арестована, отправлена в г.Карачев и через не-которое время расстреляна. Так закончилась жизнь замеча-тельного врача, настоящей патриотки Агафьи Ивановны Курен-цовой, оставившей о себе светлую и добрую память. (1984).
*
Несколько лет назад на территории Кромской средней школы по инициативе учителя истории, большого друга семьи Куренцовых Нины Михайловны Рождественской и большею частью на её средства был по-ставлен памятник А.И. Куренцовой и её брату – Алексею Ивановичу Ку-ренцову, профессору, лауреату Сталинской премии 1951 года. Мценский писатель Николай Калинин, уроженец Сосковского района, бывшего до 1924 года в составе Кромского уезда, написал о легендарном враче книгу.


Рецензии