57. В. И. Агошков. Сталинская Конституция 1936

57.В.И.Агошков. Кромское Поле.

57.СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1936 года

часть 1.

В декабре 1996г исполнилось 60 лет так называемой Ста-линской Конституции 1936 года. Обсуждение её проекта кром-чанами началось чуть раньше, в июне. Сейчас многие призна-ют, что данный Основной Закон был достаточно прогрессивен, но репрессии со стороны властей к людям свели на нет все ос-новные положительные качества Конституции.

Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд. Возвеличивая с одной стороны жизнь людей при царе, а с дру-гой — уменьшая их возможности при советской власти, мы соз-даём у молодых не совсем правильное представление о 30-х годах. Чтобы понять суть тех времён, давайте заглянем на соб-рания кромчан, обсуждавших проект новой Конституции.

Во всех колхозах Кромско-го района к обсуждению нового Основного Закона приступили с 16 июня. Текст проекта зачиты-вали на собраниях колхозов, бригад и звеньев, проводились групповые и индивидуальные беседы. Поэтому требовался большой отряд агитаторов. Районный комитет ВКП (б) провёл с ними два семинара по проекту новой Конституции, после чего пропагандисты были направлены в первичные парторганиза-ции, сельсоветы и колхозы.
По этому же вопросу собиралось внеочередное бюро РК ВКП (б) и проводилось собрание райпартактива. Многочислен-ные агитаторы (а тогда колхозы в основном соответствовали населённым пунктам) не только разъясняли проект Конституции, но и записывали вопросы, которые задавались колхозниками на собраниях.

Так, кромчан интересовало, в частности, следую-щее: «Граждане СССР имеют право на обеспечение в старости, будут ли этим правом пользоваться только рабочие и служащие или и колхозники», — спрашивал колхозник предпенсионного возраста. Другой повторял за ним почти то же самое: «Рабочие и крестьяне теперь будут равноправны, но почему же в Конститу-ции отражено, что только рабочим и служащим предоставляется право на отпуск?»

Мы сейчас подзабыли, что на заре советской власти большое внимание отводилось диктатуре пролетариата. По все-му чувствовалось, что в 30-е годы о ней уже старались не упо-минать. Поэтому большевик со стажем недоумевал: «В новом проекте Конституции указано, что выборы будут равными, но мне неясно остаётся, будет ли играть какую роль диктатура про-летариата на данном этапе?» Об этом же спрашивали и в других местах. «Как теперь будет именоваться ВКП (б): авангардом ра-бочего класса или авангардом трудящихся?» Конечно, «авангар-ду» не хотелось уступать свою власть или делить её...

По-иному стал в Конституции рассматриваться и вопрос о людях с «социальным прошлым». Поэтому участники собраний интересовались, чем вызвано то, что стали даваться им полити-ческие права. Ответ звучал в одном из вопросов: «Почему назы-ваются некоторые буржуазные страны демократическими, если там в действительности таковой нет?»


Рецензии