59. В. И. Агошков. Сталинская Конституция 1936г

59. В.И.Агошков. Сталинская Конституция 1936г

часть 3.

59. Я до сих пор не забыл эту проклятую жизнь с её порядка-ми. Лишь при Советской власти я получил полное равноправие и стал чувствовать себя свободно. Лишь партия и Советская власть дали нам такую светлую, красивую, радостную жизнь. И теперь, когда мы обсуждаем проект новой Конституции, мы ещё больше убеждаемся в том, что Коммунистическая партия про-являет великую заботу о живом человеке».

К середине 30-х годов от глобальных проблем всё больше переходили к проблемам страны, отдельной личности. И, хотя человек, по выражению Сталина, был винтиком системы, пере-ход от бесформенной глыбы к отдельным очертаниям обозна-чился. И в этом было заложено прогрессивное значение Консти-туции. Это, кстати, понимал и колхозник Ефим Фомич Клеванов из колхоза «Путь к рассвету», который отметил, что «новая Кон-ституция будет самой демократической в мире.

В нашей стране каждый может избирать и быть избран-ным. Для избирателей нет у нас ни имущественного, ни образо-вательного цензов, а прямые и тайные выборы. Теперь я поду-маю, кого выбирать, и каждый трудящийся будет выбирать, кого он желает. Новая Конституция гарантирует наш труд, гарантиру-ет отдых. Право на образование даёт возможность каждому кол-хознику и рабочему закончить любое учебное заведение.
Он гарантирован, что его учеба не пропадёт даром, за учё-бу, за свой труд он получит должное возмещение, этого нет ни в одной капиталистической стране. Нет сил выразить радость от новой Конституции. И если враг посмеет напасть на наши гра-ницы, посмеет вторгнуться на нашу территорию, первым возь-му винтовку в руки и стану грудью на защиту своей Родины».

В связи с этим выступлением вспоминается рассказ одно-го троснянского жителя, который возил до 1917г своего сына, закончившего школу с Похвальной грамотой, в учебное заведе-ние. Но хороших знаний оказалось недостаточно: несмотря на отличные оденки, парня не приняли учиться только потому, что имущественный ценз, т. е. доходы его отца, оказались ниже, чем у других, богатых людей. Расстроенными ушли из учебного за-ведения отец и сын. Последний, кстати, устроился, работать в шахту, чтобы иметь хоть какие-то гроши на пропитание.

Сегодня, когда у нас «настоящая демократия», мы почему-то впадаем в другую крайность: вводим плату за обучение, иными словами, восстанавливаем цензы. На этом фоне Сталин-ская Конституция, безусловно, несла в себе немало положитель-ного, власть постепенно отпускала «вожжи».


Рецензии