60. В. И. Агошков. Сталинская Конституция 1936г

60. В.И.Агошков. Кромское Поле.


Сталинская Конституция 1936г

часть 4.

60.Нам могут возразить, что как раз именно после принятия Конституции наступил самый жестокий, 1937-й год, когда были наиболее сильными репрессии против народа.

Думаем, что это не совсем так. Исследовав списки репрессированных, можно прийти к выводу, что в глубинке «охота» на людей шла постепенно с 20-х годов. Всплеск репрессий 1937г коснулся и тех, кто сам когда-то репрессировал, т.е. людей власти. Их-то родственники теперь и говорят, и пишут о «бесчеловечности» Сталина.

Безусловно, мы ни в коем случае не обеляем «вождя всех времён и народов», но и не следует кому-то из палачей притворяться безвинными. А так называемый «простой народ»; верил новой Конституции, её положениям. В самом деле, трудно обвинить председателя колхоза «Шарыкинский передовик» Андрея Васильевича Симакова в неискренности, когда он говорил:

«В прежнее, царское время горбом и трудом хорошую жизнь было устроить нельзя, а теперь? Теперь благодаря рево-люции и Советской власти я своим трудом дом построил, себе прекрасную жизнь, имею корову, тёлку, четыре овцы, ежегодно выращиваю по два поросёнка и с избытком получаю из колхоза продукты. Я чувствую себя свободным. Меня стали считать за человека. В 1933 году меня избрали председателем колхоза, где и работаю по данное время, брат мой работает трактористом. Новая Конституция ещё больше открывает дорогу для трудящих-ся к хорошей, радостной жизни».

Колхозник колхоза «Красный пахарь» Михаил Данилович Шишкин повторяет вслед за И.В. Сталиным: «Жить стало лучше, веселей». И далее рассказывает: «Я возьму пример с себя: мой отец около 20 лет работал на заводах и фабриках капиталистов, гнул горб и на помещиков, а наша семья всегда сидела голод-ная, разутая и раздетая.

Труд моего отца шёл на пользу поме-щиков и капиталистов. Другое дело, за пять лет моей жизни в колхозе я построил себе зажиточную жизнь, имею корову, тёлку, двух поросят, хлеба для себя зарабатываю вдоволь. Мой труд идёт на мою пользу. Новая Конституция поведёт нашу страну к еще лучшей и богатой жизни». Говоря это, кромчане верили, что не будет больше голода, перегибов в коллективизации.

Шестьдесят лет прошло с принятия Сталинской Конституции.

Ещё живы те, кто голосовал за неё. После этого появились ещё две Конституции — при Брежневе и Ельцине. Кто-то и сегодня скажет, что его стали считать за человека, что ему открыли дорогу для хорошей, радостной жизни. Ясно одно, что идти впё-ред можно не путём зачеркивания прошлого, а учёта его плюсов и минусов. (1996г)


Рецензии
Я помню и 1936 год - год вступления Сталинской Конституции в силу и 1937 год - год проведения выборов Советов по Сталинской Конституции.
Ну, я был ещё маленьким и помню только отдельные моменты.
Помню, что исчезли из продажи конверты для писем. Было решено, что, если голосование теперь тайное, то избиратель должен свой избирательный бюллетень вкладывать в конверт и в таком виде опускать в избирательную урну.
Жили мы тогда в селе Гоголев Киевской области (теперь это город). Моя мама была учительницей в школе. В этой же школе был преподаватель по фамилии Сергиенко. Так вот Сергиенко как-то раз высказал в учительской мнение: "Если это выборы, то почему же в избирательном бюллетене только один кандидат?". После этого высказывания с 1937 по 1941 год не было в школе ни одного собрания, на котором директор, завуч или секретарь парт. ячейки не произнесли бы фразу: "Но в нашем коллективе есть несознательный преподаватель Сергиенко, который не понимает политики партии ..." и т.д., и т.п.
Ещё этому Сергиенко повезло, что почему-то полиберальничали и не арестовали, и не уволили.

Олег Киселев   27.11.2011 02:29     Заявить о нарушении
Спасибо за интересное сообщение! СЕргиенко действтиельно повезло, видимо, толку на лесных работах от него не было, поэтому решили поиграть в кошки-мышки, показать демократическое мышление...

Василий Иванович Агошков   27.11.2011 23:58   Заявить о нарушении
Сергею Жукову
Ответ на высказывание:
"Так может быть это и было с основной массой населения? А арестовывали только действительных шпионов, заговорщиков, вредителей?"

О тех, кто погиб, пишут реже. Рассказывают о былом те, кто выжил. Кто не выжил, тот уже ничего не расскажет.

Шпионы, заговорщики, вредители были, некоторых из них арестовывали, сажали, расстреливали. Но это только небольшой процент репрессированных.

Работа подразделения НКВД (позже НКГБ, МГБ и др.) оценивалась по числу арестованных и репрессированных. Кто больше - тот молодец. Повышения, награды.
И партийных работников спрашивали - сколько врагов народа разоблачили, исключили из партии? Ах, у вас таких нет! Ах, у вас таких мало! Не может быть! Просто ты ротозей, тогда тебя самого проверим строго!
На Колыме есть золото. Нужно оно стране? Да! А кто добывать будет там это золото? Требуется столько-то тысяч. Товарищ Ежов! (или ЯгОда) Это твоя задача! Вот нарком внутренних дел и спускает разнарядку по союзным республикам и областям РСФСР. Допустим, с Украины столько-то тысяч. Далее план спускался ниже. С Киевской области столько-то человек, с Броварского района столько-то. Собирались на заседание секретарь райкома, председатель исполкома, райпрокурор и райуполномоченный НКВД. Так, бывшие кадеты, бундовцы и правые эсеры есть ещё у нас? Ах, всех уже замели ... Ну, а бывшие троцкисты, зиновьевцы, бухаринцы? Тоже всех репрессировали? На кого есть доносы? Этот антисоветский куплетик спьяну пропел, этот то, этот сё.
У моего отца был друг - Омельчук, агроном колхоза в Броварском районе. Отец мой не был репрессирован - болел туберкулёзом лёгких и умер в ноябре 1937 года в своей постели. А вот Омельчука через пару месяцев арестовали. Неправый суд, Сибирь. После ХХ съезда через 19 лет после ареста его реабилитировали "за отсутствием состава преступления". Моя мама жила в Киеве, и Омельчук заходил к ней, когда бывал в Киеве. Я у него спросил, какое обвинение ему предъявили.
Оказывается, что у следователя на столе под стеклом лежала таблица. Нужно было посмотреть, национальность, возраст, место жительства (город или деревня), место работы - и сразу ясно, в чём следует обвинить. Если на допрашиваемого ещё нет готового обвинения, то следователю не нужно затруднять себе голову.
Так как Омельчук украинец, жил в селе, работал агрономом и был не особенно молодым, то по таблице (составленной на основе статистических данных) он оказался сторонником гетмана Скоропадского. Если бы Омельчук был помоложе, то его обвинили бы в том, что он сторонник Петлюры. Если бы был не агрономом, а колхозником, то его осудили бы за то, что он агитировал против денежного государственного займа.


Олег Киселев   28.11.2011 01:03   Заявить о нарушении