Жара-2010
Да и в отношении остальных видов на урожай все было призрачно туманно. Начиналось типичное обрыдлое ивановское летечко, черт бы его побрал. Опять придется картошку на зиму запасать тамбовскую. Она, конечно, крупная, но по вкусу нашей, ивановской, уступает. К тому же заражена всеми экзотическими болезнями, свойственными знойному Югу. Хотя и дешевле нашей, но надоело эти черные гнили отчищать, и я твердо рассчитывал на Василия Ивановича. Не судьба.
Но вдруг началось то самое необычное: непрерывный ледяной осенний душ ни с того ни с сего сменился поистине тропической жарой!
Что там произошло в небесной канцелярии: то ли они перепутали сначала Северное и Южное полушария, а потом, обнаружив ошибку, решили компенсировать то тепло, что по недоразумению недодали, то ли действительно «глобальное потепление», бывшее до сих пор здесь поводом для анекдотов, стало вдруг настоящей реальностью, и на нас обрушилась та катастрофа, о которой уже лет 50 кричат экологи. Правда, больше западные. Наши даже совсем уж накануне нынешнего всемирного пекла больше сходились на мысли, что «глобальное потепление» - это все же чересчур утрированно сказано, - речь может идти лишь о глобальной климатической контрастизации: там, где и без того было тепло, становится еще теплее, а там, где была как у нас перманентная холодрыга, весна плавно переходила в осень, - становится еще и еще прохладнее. Мягко выражаясь. Потому что ивановский вариант лета, при котором уже во второй половине июля начинаются ночные заморозки с так называемой «дурной росой», от которой помидоры и огурцы увядают как диссиденты от гулаговского рациона, - всех уже достал.
Но вот уже месяц как стоит под 40, как в знойном Маргелане.
Почему вспомнил я этот милый для меня благословенный южный город? Да много я там натерпелся от зноя этого. Тамошний наш объект к тому же располагался в горячем цехе, так при 40 градусах снаружи стакан только что выпитой воды моментально стекал в виде пота в сапоги. Сейчас здесь примерно тот же эффект. От запотевшей бутылки с холодной водой дальше метра не отойдешь.
Но если человек все же как-то может бороться с этой жесткой сцепкой себя с бутылкой ледяной газировки путем перехода на горячий зеленый чай, как некогда учили меня мои узбекские друзья, то растения без полива, увы, гибнут. Погибла, выгорела на испепеляющем солнце, где-то половина будущего урожая хлеба. А солидная часть урожая прошлого года была начисто продана за границу. Формально «во имя восстановления имиджа России как ведущего мирового экспортера зерна».
Какой там на хрен имидж, - сделали из хлеба еще одну нефть, чтобы еще одна банда олигархов нагрела свои ненасытные лапы.
Но, так или иначе, договоры заключены, надо понимать, долговременные, и их надо выполнять. Г-н Зубков, первый зам председателя правительства РФ, некогда верно служивший вождям в чине секретаря горкома КПСС, а ныне столь же ревностно и беззаветно услужающий господствующей ворократии, об этом дал четко и недвусмысленно понять: поставки российского хлеба за рубеж продолжатся, несмотря ни на что.
Другой господин, - его, Зубкова, начальник, сразу же начал по поводу и без повода говорить на телекамеры, что голода не будет, есть некий запас, да и валюты в стране навалом – цены на нефть благоприятные. Читай, если своего хлебушка не хватит, так незазорно и поступить по примеру СССР, который был как раз ведущим мировым импортером зерна. Резон в этом есть. Не знаю как по хлебу и вообще по производимому у нас, но заграница нам, как всегда, поможет. Ей не привыкать. Вот с Обамой насчет окорочков, кажется, договорились. Это не даст сильно задрать цены на основной мясопродукт россиян. Если власть все же в последний момент не выкинет очередной «околосанитарный» фортель. Правда, выкидывать фортеля при нынешней патовой ситуации пространства остается все меньше и меньше. Взялись за ум, и слава Богу. Лучше поздно, чем никогда.
А ведь еще свежи в памяти предостережения отечественных экономистов насчет фатальной опасности для России этого самого «имиджа» экспортера продовольствия. В условиях зоны рискованного земледелия эти наполеоновские планы вполне могут привести страну на грань катастрофы. Что и случилось.
Например, как писал ваш покорный слуга в статье о «продовольственной безопасности» от 19.04.09: «Вот что провозглашал еще недавно экс-министр сельского хозяйства [г-н Гордеев, ныне губернатор, об экспорте зерна. Ему его политику теперь у себя и расхлебывать]: «В настоящее время роль России, как аграрной державы, стремительно возрастает».
И это официальная позиция страны, которая импортирует более 60 % мяса, 70 % сыра и 55 % сливочного масла!
Да, с 2002 года Россия стала нетто-экспортером по зерну. Но надо помнить и о том, что самообеспечение зерном по международному стандарту начинается с цифры 1 тонна в год на одного человека. Известно, что у нас в России около 96 млн. только работающего населения, а зерна собирается пока меньше 86 млн. тонн в год. Так что такой экспорт - это не доблесть страны, производящей «излишки» продовольствия, а всего лишь спекуляция определенной группы дельцов, тесно связанных с клептократией. Воровство у собственного народа».
Я не льщу себя тщеславием прослыть пророком: примерно такие же предостережения высказывались и людьми куда более авторитетными, тем же А.Илларионовым, например, обзор статьи которого «Предчувствие катастрофы» мне тогда удалось опубликовать в «Профессионале» как раз накануне мирового кризиса (сам первоисточник был доступен только в Интернете, и то в скором времени сайт с ним был подвергнут атаке «неизвестных хакеров»). Многие экономисты, как отечественные, так и мировые, предостерегали «партию власти» от соблазна разграбления зерна. Но не прислушались. Говорят, что самый глухой – это тот, кто не хочет слушать.
И вот неурожай. Подорожал и будет дальше дорожать хлеб и все, что с ним связано: мясо, молоко, да вообще все продукты. Хлеб всему голова. Люди громят макароны, запасают муку. Но, как говорит пословица, перед смертью не надышешся: продукты – вещь скоропортящаяся...
Нет, я не позлорадствовать, что де не послушали нашего брата, так получайте. Нет, я сегодня о другом.
Довелось мне долго жить на Украине. Одесская, Николаевская, Херсонская области. Так вот там каждое лето такое, как у нас нынешнее. К июлю трава в степи уже желтая. Дожди месяцами не идут. Но если рано утром или поздно вечером ехать, то видно, как по обе стороны дороги медленно, как огромные козловые краны идут поливальные установки. И все растет. Палку воткни – персиковое дерево вырастет.
Я вот сам в какой-то мере крестьянин, огородник, сколько себя помню. И родители мои держали огород, а деды вообще были землепашцы. Так у меня этим летом привезенные из Италии «кайена пепероне» - знаменитые перчики, растут лучше, чем у себя на родине. Только поливай. Отец мой, светлая ему память, с любовью работавший на огороде, несмотря на то, что был ученым-металлургом, помню, учил меня, что у огородника три главных инструмента: лопата, грабли и лейка.
Почему же не поливают? Я имею в виду не дождевальные установки для огородов, те, в виде трубы с качающейся заслонкой на конце. Эти применяются, но ими хлебные поля не польешь. Я имею в виду те движущиеся поливальные машины промышленного масштаба, которые предназначены для работы в поле. Где они?
Почему добрый дядюшка премьер клянется, что все убытки всем компенсирует? Вообще-то во всем мире убытки от собственной лени компенсации не подлежат. Я обратился с этими вопросами к авторитетнейшему ученому в области сельского хозяйства, профессору Е.К.Сироткину из С-Петербугской сельхозакадемии. Благо его офис с нашим рядом, чем я частенько пользуюсь, разживаясь то семенами, то полезным советом от известного ученого. Я же помню, как поливальные агрегаты утюжили и ивановские поля, - жаркие годы случаются не впервой! Что же сейчас-то происходит?
Так вот что ответил Капитоныч: «Цены на горючее и электроэнергию сейчас такие, что не только поливать, но и вообще что-либо производить становится невыгодно».
Вот, оказывается, в чем отгадка! Олигархи-монополисты задрали свои цены «до мирового уровня», а зарплаты в стране от этого уровня как были в десятки раз меньше, так и остались. Сельхозпроизводитель не может перейти на те же мировые цены, т.к. в этом случае он ничего не продаст. У населения просто нет таких денег.
Вот и выходит, что в России не выгодно ничего производить. Развалилась промышленность, на ладан дышит и сельское хозяйство, которое просто не может позволить себе нормальной агротехники, несмотря на то, что здесь протекает отнюдь не отощавшая от арыков Амударья, а полноводнейшие реки, в которых воды как грязи, только качай. Не могут качать. И от поливальных агрегатов в лучшем случае только колеса остались.
Проведенные недавно «реформы» РАО ЕС были проведены олигархами и в интересах олигархов. Цена электроэнергии на так называемом «свободном энергорынке» не снизилась, а наоборот резко выросла.
Газпром же вообще государство в государстве. Его глава, г-н Миллер не стесняется даже публично дезавуировать главу государства. Прошедший недавно телесюжет, в котором Медведев говорит, что он допускает снижение цен на газ, а Миллер обрывает его и заявляет, что цены будут только повышаться, не возмутил только околокремлевских политиков, знающих доподлинно, кто на самом деле в стране президент.
Постоянно растущие тарифы на газ, электроэнергию, цены на горючее пагубно сказываются на производстве. Об этом не говорит только разве что глухонемой.
Вообще, надо сказать, что любая экономика, не взирая на «изм», в котором она существует, может существовать только при условии соблюдения баланса между спросом и предложением. При коммунистах этим занимался Госплан. Тысячи специалистов высочайшего класса сводили этот баланс по всей номенклатуре, начиная с самолетов и кончая булавками. По всей цепочке производства просчитывалось все: сырье, комплектующие, зарплата и т.д. так, чтобы в итоге все произведенное было продано без дефицита. Это был сизифов труд, у меня было несколько знакомых, трудившихся там, - рассказывали. Очень неблагодарная работа. Человеку ведь свойственно ошибаться. Трудно быть богом. Хотя в целом они неплохо справлялись, надо отдать им должное. Я бы так не смог.
В рыночной экономике баланс сводится автоматически. Работает конкуренция. Цена ошибки - падение прибыли, поэтому корректировки производятся точечно и незамедлительно.
Экономика же в нынешней России не рыночная, а олигархическая. В ней конкуренция имеется только в низовых звеньях, в отраслях же основополагающих, захваченных олигархией, конкуренции и рынка нет. Поэтому спрос и предложение постоянно находятся в конфликте, пример которого я описал выше. И этот конфликт есть главная проблема, делающая всю новоявленную криминал-фашистскую экономическую модель нежизнеспособной.
Зарплаты, формирующие спрос, как бы более-менее рыночные, а цены монополий, формирующие предложение, есть результат сговора узкой кучки проходимцев, захвативших нефть, газ, энергетику и другие узловые отрасли.
Если Маркс определял основное противоречие капитализма как противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения, то основное противоречие олигархического монополизма можно выразить как противоречие между рыночным характером зарплаты наемных работников и келейно назначаемыми ценами на основополагающую для всей экономики продукцию монополий.
В результате искажается вся экономическая обстановка, появляется ценовой перекос, который делает невыгодным производство реальных товаров, нужных людям. А люди эти не могут выступать в качестве покупателей, т.к. их платежный спрос много ниже требуемого. Возникает иллюзия пересыщения рынка, и вполне работоспособные предприятия впадают в депрессию. Рынок как регулятор не работает.
Такое свойство монополий вызвано самой их природой, и не может быть изменено никакими декретами и постановлениями. Монополистический капитализм всегда критиковался экономистами, в том числе и марксистского толка. Слава Богу, на Западе это поняли и своевременно приняли необходимое антимонопольное законодательство. У нас же «Газпром - национальное достояние».
На вопросе о зарплатах и «мировых ценах» от олигархов хотелось бы остановиться поподробнее. Кажется, мне тут удалось понять кое-что весьма интересное.
Я уже сказал, что уровень зарплат наемных работников у нас определяется рынком. Рынком всех видов: труда, товарно-денежного обмена и т.д. А «мировые цены» для нас на нефтепродукты, газ, электроэнергию, тепло и т.п. от господ оккупантов - по официальному курсу, устанавливаемому Центробанком.
Но курс этот не является рыночным. Он искусственно занижен в интересах компаний-экспортеров. Т.е. тех же олигархов. Этот фокус значительно увеличивает их прибыли, т.к. при расчетах в рублях (включая зарплаты своим рабочим), валюты тратится значительно меньше, чем тратилось бы при честном курсе.
Так вот, в одной моей статье приведен расчет рыночного курса рубля по отношению к евровалюте по методике стандартной товарной корзины. Оговорюсь еще раз, что расчет ориентировочный, т.к. у меня нет исчерпывающей информационной базы по всем товарам. Но, тем не менее, порядок величин достаточно точен. Результат такой: на дату написания статьи 1 евро был эквивалентен примерно 28 рублям. Не более. Вариации методик задания состава корзины дают пределы искусственного занижения курса рубля в диапазоне от 55% до 2 раз.
Значит, если принять средний рыночный курс не 40 р. за евро, а 40/1,77 = 22,6, то средняя официальная российская зарплата в 28 тыс. р. эквивалентна 1239 евро. Это даже несколько выше, чем в Румынии, хотя и примерно втрое меньше, чем в Германии.
О чем это говорит? О том, что там, где рынок у нас есть, он прекрасно работает. Для рыночных механизмов не нужны никакие расчеты, они, механизмы эти, прекрасно сами определяют соотношение валют. Это первое. А второе - с зарплатами у нас все в порядке и расти им некуда. По крайней мере, если иметь в виду среднюю зарплату. Многие страны ЕС могли бы нам позавидовать.
А вот когда нам продают наши же ресурсы якобы по мировым ценам, то это, мягко выражаясь, неправда. Потому что умножая цену газа, по которой Миллер и компания продают его в страны Евросоюза на 40, господа эти мошенничают чуть ли не вдвое.
Иными словами, если бы мы действительно получали по 28 тысяч, а газ и электричество подешевели бы в 1,77 раза, мы жили бы не хуже румын или греков. А нам говорят: у нас нет того, нет этого... Да все у нас есть!
Остановка за малым: Господи, сделай так, чтобы власть наша не врала, не грабила и не мошенничала! Нет, не слышит. Или даже для него, всемогущего, задача эта непосильная. Такая вот занимательная арифметика.
И вот, наконец, главный вопрос. Будет ли все же голод?
Что считать голодом. Цены точно взлетят, а при наших доходах... Когда живешь трудом, а не бандитизмом, цена четко определяет: что можешь, а что не можешь кушать. Колбаса «для бедных» уже сейчас на 100% состоит из сои. Ей дешеветь некуда. Единственное доступное мясо – курица, она же, как известно, зернышки клюет. А когда закрома, а с ними и магазины превратятся в музеи, это и будет голод.
Хорошо, поверим г-ну Путину на слово: этот раз перезимуем. А если это не случай, а климатический тренд? Если теплые годы станут системой? Нефтедолларов СССР на закупки продовольствия, например, в бытность не хватило, развалился болезный.
Ну не работает псевдорыночная модель экономики. С ней нужно что-то делать и желательно побыстрее, а то глобальное потепление, похоже, принесло беду не только в сельское хозяйство. Одни массовые пожары, с которыми не может справиться МЧС вместе с армией, чего стоят. Такое изменение климата, если оно станет перманентным, способно уничтожить страну быстрее любых «несогласных» и «дальневосточных партизан».
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211112401690