Телефончик старика Хоттабыча

Президент Медведев сделал сенсационное признание: с инновационными технологиями немножко погорячились. Дальше лозунгов дело так и не пошло. Президент даже вгорячах обвинил бизнес в нежелании вкладывать капиталы в технологические инновации, «во всё, что не сулит немедленной прибыли». Потом глубокомысленно констатировал, что это какая-то национальная особенность.

Абсолютную суть ухватил наш лидер, пардон, половинка лидера. Вторая часть дуумвирата на эту тему вообще не высказывается, хотя промышленность, вроде, епархия как раз премьера. Он, не произнеся ни слова, действиями своими как раз и демонстрирует эту самую «национальную особенность», продавливая единственное, что реально возможно в современной России, – газопровод «Южный поток». И тут, в отличие от всяких «нано», результат на лице: газопровод будет проектироваться на вдвое большую мощность, чем предполагалось вначале.

Именно этого и требует отечественно-лондонский клептократический "бизнес". Побыстрее и побольше распродать всё, что можно здесь хапануть и продать, и обеспечить безнаказанный отход на заранее подготовленные безопасные убежища.

Почему же российский бизнес, накопивший баснословные по западным меркам капиталы, желает только одного: чтобы из этих капиталов ни одной, даже рваной бумажки не осталось в милом бывшем отечестве?

Загадки тут, как мне кажется, никакой нет. Несмотря на сказочные богатства и престижное место в списке Форбса, россиянин в душе, да и по делу, как был, так и остался рабом. Действительно, у раба нет будущего, поэтому он живет по принципу: «Лишь бы мне и сейчас, а тебе на сапогом по роже». Это как в старинной байке. Мужика спросили, что бы он стал делать, если бы его назначили царем. Он ответил: «Закатил бы пьянку на весь день, а когда все бы уснули, пролез бы в казну, схватил алтын, и только  бы вы меня и видели!»

Поэтому сейчас, при нынешнем недружеском шарже на капитализм, чиновники и «бизнесмены»-рабы забирают всю прибыль себе, платя своим работникам сущие крохи. И обрекая себя на новый «чудовищный взрыв», разумеется. Опять той же ногой на те же грабли. Не могут они (читай мы все) думать о каком-то «будущем», если будущего нет в наших душах. Дорвался до денег - хапай, пока дышится. Лизнул ниже черного пояса, и затаился. Наслаждается моментом. И дело даже не в том, что какой-то такой же раб, пролезший во власть, однажды может сказать: «Пардон, мы пошутили». Нет, просто наша история нас сделала такими. А мы ее. Два сросшихся урода, мы и наша история. Какие уж тут «нано».

Правильно говорит президент, «это вопрос психологии». Он вообще всё правильно говорит. И его подчиненные тоже говорят всё правильно. Но, похоже, даже наш продвинутый блогер-президент не знает как перейти от слов к делу. Я вот тоже зарегистрировался на его блоге и даже для интереса подписался. Теперь я, вроде, «Дима №2», приходит письмо к нему, - и сразу копия мне. Удовольствие читать, скажу я вам, несказанное. Вот бы из этого материала статью слепить, да жаль, по закону не положено, перепечатка запрещена. Читать – читай, а остальное ни-ни.

А жаль. Там вопль вселенский стоит, описание таких шедевров чиновничьей изобретательности по части залезть в карман «дорогого россиянина», какие не снились и Остапу Бендеру, и Али Бабе с Бармалеем в придачу. Поинтересуйтесь, очень своеобразное чтиво. Если глава государства кроме шуток захочет действительно исправить все эти проявления «национальной особенности», ему придется жить триста лет, как Мафусаилу. И уже сейчас внести соответствующее изменение в Конституцию.

Ну не будут наши люди ни в какие технологии инвестировать, хоть ты тысячи блогов со стенаниями открой. Те, у кого денег куры не клюют, боятся государства, даже ими же и нанятого, как черт ладана. Пример у всех перед глазами. Вчера был первый богач на Москве, а сейчас рукавицы шьет в бараке под Читой.

Те же, у кого в кармане вошь на аркане, боятся и тех, и других. Всех боятся. На Западе как раз основными инвесторами являются именно простые граждане. У нас же за теми из них, кто отважился куда-то вложиться, прочно закрепился термин «обманутый вкладчик». Бог с ними, с МММ и прочими, - у нас даже невиннейший кооператив «Жилье в кредит» оказался «пирамидой». Ну какой же дурак будет инвестировать в это «Поле чудес» размером в 1/8 Земного шара?

Да и с наукой у нас напряженка. Советскую благополучно угрохали, а новую так и не создали. Теперь уж дело это вовсе дохлое: старые творцы-изобретатели ушли, мастерство свое не передали, русского инженерства ныне «йок мысыз», existiert nicht mehr. Сейчас настоящего конструктора днем с огнем не сыщешь, потому даже то, что мы ухитряемся производить, является всемирным посмешищем. Типа автогробов АвтоВАЗа. А ведь были конструктора, не люди – боги, сам я среди них работал. Что угодно могли сделать на самом высоком уровне. Каждое имя – легенда. Их, увы, не воскресишь.

Теперь всё надо начинать с нуля, снова, как при Петре Алексеевиче, отправлять отроков российских на обучение наукам в Амстердам.

А дело это нескорое. Вот и выходит, что кроме $60 за баррель у нас ни на что пока надежд нет. Экономика наша как тот телефонный аппарат старика Хоттабыча – как настоящая, только не работает.

Да и сама власть, похоже, во все эти пиар-всхлипывания про переход экономики на инновационные рельсы не очень верит. Уже то, что во главе всего этого спектакля поставлен Чубайс, верное тому свидетельство. Слов будет много, дел не будет никаких. Как было с энергетикой.

Но, с другой стороны, что-то делать все же надо. Через не могу. $60 за баррель 150 млн. человек не прокормит. Даже с учетом прибрежного шельфа. Это еще давно вычислил бывший «Мальчиш-Плохиш», г-н Гайдар. По его расчетам получалось не больше 50 млн. А при такой низкой плотности населения удержать такую огромную страну от распада нельзя даже гипотетически. Отсюда вывод: без этих самых «инновационных» нам всем, кто загодя не запасся скромным дворцом в Лондоне, труба.

Вот тут и подходим к самому интересному. Производить металлизированные ткани ивановского ученого Бориса Львовича Горберга, конечно, хорошо. Но при всей ее красоте, технология эта, - кстати, единственно реально существующая из всех «нано», - решает очень узкую техническую задачу, и на должность панацеи явно не тянет. Да и, кроме того, ничто технологию эту не удержит в России, если она завоюет мировое признание. Бизнес быстренько найдет ей местечко повыгоднее, чем наша Богом забытая юдоль. Уверяю вас, никакая патентная защита не поможет, т.к. обойти любой патент для специалиста труда не составляет, а секреты в наше время – чисто вопрос техники. Если мы уж «калаша» от несанкционированного производства в других странах не защитили, что говорить о «горберг-ткани». Укатит как миленькая.

Кстати, инвестиционный рейтинг у России невысок. Чем, в частности, объясняется сокрушительный провал недавнего курса на то, что придет забугорный спонсор-инвестор, и сделает все за нас. Не пришел. Идея, отлично сработавшая в странах Юго-Восточной Азии, у нас совершенно себя не проявила. Отдельные сделки по купле-продаже промышленных активов касались в основном сборочных цехов автомобильных концернов, а также предприятий сырьевого сектора экономики. Инвестор четко демонстрировал свою цель: выкачать отсюда по возможности побольше нефте-газодолларов. О переносе предприятий из «затратных» развитых стран в менее затратные, как это было в случае с Юго-Восточной Азией, речь не шла.

В качестве причины указывалась большая доля затрат на отопление. У азиатов меньше, и существенно. Говорилось и о дороговизне рабочей силы в России.

Меня этот последний аргумент прямо привел в шок. Где предлагались площадки инвесторам под строительство их предприятий? Уж не в Кремле ли? Какая «дороговизна»?! За всю мою жизнь мне не приходилось видеть в нашей стране тучного рабочего, на лето выезжающего в Канны, как это делают его коллеги в Европе. Вот мой приятель Виктор буквально на днях устроился на предприятие энергетики на должность начальника техотдела. Любой скажет, что в России это одна из наиболее высокооплачиваемых работ. Больше можно получить только устроившись по блату чиновником или депутатом. О криминале я умолчу, это не тема нашего разговора. Так вот, Виктору предложили зарплату 10000 рублей. Это по нынешнему курсу Е222. Чуть меньше половины от того, что в Германии получает неграмотный безработный-африканец, ни дня нигде не проработавший, не считая того, что африканец этот там имеет еще и бесплатную квартиру, т.е еще примерно Е500. Или, если это вас больше согреет, наши 10000 это 10% от тамошней минимальной зарплаты. Где «дороговизна», господа?!

Конечно, были возмутительные, на мой взгляд, выступления во Всеволожске, где наши так называемые «профсоюзы», смотрящие сквозь пальцы на то, что рабочий на отечественных предприятиях горбатит за три рубля и зачастую без оформления, потребовали поднять зарплату на местном автосборочном заводе иностранного инвестора до уровня европейской. На месте инвестора я бы немедленно закрыл завод, и больше не выстроил бы в этой стране ничего, даже придорожного клозета. Похоже, они именно так и сделали. За такие деньги они найдут рабочих и у себя, к тому же еще и непьющих.

Короче говоря, затея с заграничным инвестором в нашей стране оказалась непродуктивной. Придется впредь надеяться на себя. Но для этого требуется сильно пошевелить мозгами.

Нужно предложить не просто «инновационные технологии», а инновационные технологии, наиболее выгодные к применению именно в России. Чтобы не сработать на дядю. Вот в этом и есть наибольшая трудность. Смотрите, как решают эту задачу другие народы.

Возьмем Швецию. Здесь делают ставку, в частности, на сверхвысокотехнологичную металлургию. Она никуда из Швеции не «убежит» - залогом тому наличие там всех тех десятков химических элементов, которые для нее требуются. В любом другом месте суперстали эти обойдутся дороже, а качество будет ниже. Это как богемское стекло: его можно варить и в Гусе-Хрустальном, но качество будет не то, потому что нужно сырье именно богемское.

Или вот США. Их конек – информационные технологии. И хард, и софт. Они тоже оттуда никуда не убегут, поскольку в стране создан подлинный рай, питательный бульон для специалистов этого профиля. Пробовали китайцы создать им конкуренцию, но дальше копирования позавчерашних чужих разработок так и не пошли. Кишка тонка у Китая. По возможностям для творческих людей - в мире равных США стран нет.

В тех же США имеется еще множество технологий, прочно сидящих в этой стране. Вот сельское хозяйство, к примеру. Это единственная на планете страна, климатически и ботанически идеально приспособленная для агробизнеса.  Конкурируют с ней многие, да лучше ни у кого не получается. И янки это свое преимущество эксплуатируют на всю катушку. Могли бы больше, да не нужно. Там фермерам даже доплачивают за то, что они часть земли не запахивают. Это к вопросу о «субсидировании сельского хозяйства».

Можно приводить множество примеров других стран, например, та же текстильная промышленность в хлопкосеющих странах Азии, Африки и Латинской Америки, уничтожившая даже следы таковой в Европе и США.

Поверьте, во всех странах это правило действует. И любое отступление от него сразу же становится «мертворожденным ребенком». Ну представьте себе производство шведских сталей в Шри-Ланке или, наоборот, ситцев в Швеции. Даже представить смешно. Если, предположим, швед (дай Бог ему здоровья) вдруг изобретет новый рисунок ткани из хлопка, то применение эта инновационная идея найдет скорее в Шри-Ланке, нежели на родине изобретателя в Швеции.

Технологические ниши стран не есть, конечно, раз и навсегда закрепленные «сферы влияния». В ходе развития цивилизации они перемещаются от одной страны к другой. Достаточно напомнить, что еще каких-то полвека назад текстиль ассоциировался с Англией и Францией, а сейчас с Турцией, Индией и Китаем.

Все народы нашли для себя технологическую нишу. Им было проще, они уже триста лет в рыночных условиях. России тяжелей. Сначала свирепое и глухое самодержавие, затем коммунистическая шариковская бесовщина выбили нас из семьи свободных народов.  После СССР нам досталась примитивная по организации экономика военного лагеря, нацеленного на завоевание всего мира, на мировую гегемонию. С годами идеологическая предзаданность системы отходила на задний план, но натуральное хозяйство, свойственное «осажденной крепости», оставалось.

И нам теперь нашу нишу нужно отвоевывать у других. Не ракетами и спецназом, разумеется, а природной русской смекалкой и трудолюбием, пока нам не очень свойственным. Нужно научиться приспосабливать и преимущества, и недостатки земли русской к выгодному инновационному бизнесу.

Чтобы «телефончик» наш, в отличие от хоттабычевского, работал как швейцарские часы. Другого пути нет. Иначе станем ишачить на китайцев.

Валентин Спицин.


Рецензии