2-III Квинт служит в Британии

                III

  Легат Британии Марк Скапула, долго бывший поклонником и недолго любовником Амелии, не отказал в её просьбе и в личном письме юному Квинту Альбину приглашал его служить в легионе на не столь давно покорённой Римом земле. К началу лета брат Присциллы прибыл на далёкий громадный остров. Где по ходатайству матери и как представитель древней знати сразу получил под своё начало когорту.

  В июле одному друиду удалось вдохновить мятеж в большой галльской деревне. Расположенной в тридцати милях от стоянки когорты Фабия, узнавшего об этом событии от соотечественника, которому удалось бежать, остальных трёх граждан убили. Но далее бунтовщики слишком увлеклись разглагольствованиями о сопротивлении. Между тем Квинт Альбин тотчас по получении известия выступил со своей когортой, несмотря на вечерний час. Из-за ночной темноты и быстроты перехода две трети её отстали на глухой лесной дороге, но внезапность была обеспечена полная. Едва стало светать, когда слабые посты мятежников уже были уничтожены, а их главный склад оружия захвачен. Вскоре перед юным командиром предстали связанными друид и пятнадцать буйных бунтовщиков. Остальные жители деревни, около четырёхсот взрослых мужчин и их семьи, способствовали их задержанию и выдаче или, по крайней мере, не препятствовали этому и осуждали попытку мятежа. Оставшись в деревне с одной центурией, Квинт Альбин дождался письменного решения по этому делу от легата. Зачитал приговор на собрании жителей и велел на их глазах казнить друида и пятерых убийц граждан. Десять оставшихся смутьянов подверглись значительному штрафу.

  В начале следующего года Осторий Скапула, отправив Квинта в отпуск, написал Амелии лестное письмо, всячески расхваливая её любимого отпрыска. Отец, Тит Фабий, не мог нарадоваться на своего храброго сына и беспрестанно говорил Присцилле Младшей, единственному ребёнку, остававшемуся рядом с ним, о славе, об их роде, о смелости брата и других его достоинствах. Её детское обожание и сестринская любовь всё возрастали.


  В тот год, осенью, произошло ещё одно достойное внимания событие. Когорта Квинта Альбина и около трёхсот воинов вспомогательной группы, оксилии, переходили к своему зимнему лагерю. Внезапно на широкой лесной поляне на войско напали галлы, попытавшиеся рассеять легионеров и союзников на отдельные кучки и окружать их. Юный Фабий, вскочив на коня, как был, без шлема и плаща, но с копьём, громко приказал строиться в квадрат и носился по поляне, лично помогая в самых трудных и горячих местах. Благодаря этому солдатам удалось с наименьшими потерями встать в оборонительный порядок и даже собрать внутрь квадрата почти весь обоз. Не ожидавшие подобного нападавшие даже перестали атаковать, видя перед собой правильный сомкнутый строй. Тогда Квинт Альбин отдал лучникам оксилии приказ пустить зажигательные стрелы в самое густое скопление напавших, пехотинцам туда же метать дротики. Сам, уже в блестящем шлеме и нарядном плаще, с огромным галльским мечом, во главе двух турм германских конников ринулся на это скопище. Но сражаться молодому патрицию не довелось. Галлы, не предполагавшие биться с регулярным строем, обратились в бегство. Более половины их, то есть около тысячи, было изрублено конницей и бросившимися за ней легионерами.

  Уже после боя римляне заметили, что у их командира из панциря чуть пониже ключицы торчат короткие обломки стрел. Фабий на ходу обломал и пытался избавиться от них. Две галльские стрелы, пробив латы в тонких местах, немного ранили Альбина, вонзившись в тело на дигитус-полтора. Оставив шрамы в виде звеньев цепи или ожерелья.

  Уже собиравшийся уезжать с острова Скапула по требованиям солдат  вместе с военной наградой, ожерельем, предложил дать Фабию когномен «Торкват». Тем более что Квинт отказывался от всех других вознаграждений. Так брат Присциллы стал зваться Квинт Фабий Торкват. Что нравилось ей гораздо больше; да и многие считали этот заслуженный когномен более звучным и идущим юному храброму патрицию.

  Однако зимой, с прибытием нового наместника, ставленника Агриппины, восемнадцатилетний популярный в войске командир оказался в немилости. Да в такой, что скоро ему пришлось перебраться в части, стоявшие в Мавритании Тингитане.

  Едва Скапула вернулся из Британии в Город, Амелия встретилась с ним и лично выслушала хвалебную речь о своём сыне. Единственное, что осуждал экс-легат, это порою безрассудная отвага молодого Фабия и его увлечения вином и очень юными девочками. Услышав о «храбрости сродни безумию», Амелия стала гораздо больше переживать за любимое чадо, и это наложило особый отпечаток на её сердечную болезнь. Через год в Риме неизвестно откуда появился нелепый слух о восстании в Мавритании; на самом деле в Тингисе просто был большой местный праздник. Один знакомый Амелии в её присутствии неосторожно повторил этот слух, добавив ещё, что одним из первых нашёл свою гибель молодой знатный центурион – а именно в этом звании приходилось служить там Квинту Торквату. Его мать схватилась за сердце и упала замертво…

  Узнав о трагическом происшествии из полного скорби письма отца, Квинт взял отпуск и приехал в Город. Провёл в траурном одиночестве месяц, выходя из своих покоев только в ларарий. Там он установил выполненное лучшим скульптором изваяние своей матери, особо выделявшееся среди других ларов. Его отец, сам очень переживавший, через три дня после приезда сына, чтобы не видеть его страданий, забрал дочку Присциллу и уехал в Нарбонии, вскоре переименованные в Амагальтус. Несколько оправившись от ужасного горя, Квинт приехал к ним, погостил дней восемь и, поскольку отпуск подходил к концу, отправился обратно в Мавританию.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/11/24/897


---------------
1) Британия – р. провинция с 43 г. Под властью р-н находилась примерно половина острова.
2) Марк (или Публий) Осторий Скапула – легат Британии в 47-52 гг.
3) получил когорту – знатные юноши уже в самом начале службы становились старшими офицерами. Командовал когортой или центурион высокого ранга, или должность эта называлась префект когорты. Для столь знатного юноши как Фабий это довольно низкая должность, видимо, обусловлена, как это можно понять из текста, его желанием начать службу, если так можно выразиться, «простым солдатом».
4) друид – жрец у кельтов (р-не их называли галлами), друиды часто были вдохновителями борьбы за независимость.
5) миля – см. таблицу 6: Линейные меры. Примерно 1,5 километра (1км 479,8м)
6) оксилия – вспомогательные войска, «союзники», состояли из воинов народностей, подчинённых Риму или зависимых от него, из не граждан (но после 20-25 лет службы получали гражданство). Численность оксилий обычно не превышала половины количества легионеров (в легионах могли служить только граждане).
7) квадрат – оборонительное построение р. пехоты.
8) турма – подразделение, 1/10 всей конницы легиона, 30-60 конных воинов.
9) дигитус – мера длины.
10) ожерелье – воинская почётная награда. Торкват – лат.Torquatus – «Украшенный ожерельем».
11) Агриппина Младшая – Юлия Агриппина, сестра Калигулы, четвёртая, последняя жена (с 49 г.) императора Клавдия, мать Нерона. В 53-54 гг. – в зените своего могущества.
12) Мавритания Тингитана – р. провинция на северо-западе Африки. Главный город – Тингис, на берегу Гибралтара (пролива между Африкой и Европой).


Рецензии
Какой смелый герой романа!
Прекрасный бой!

Неизвестный Читатель 6   23.02.2012 15:20     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание, Ася!

Публий Валерий   23.02.2012 16:05   Заявить о нарушении