О сознаниях

В различных телах физического мира души развиты по-разному. В одних они столь просты, что их наличие можно зафиксировать косвенным путем, отмечая физические явления этих тел, в других, души являются силой, прямо воздействующей на окружающий мир, в результате чего, например, творческая деятельность человека сама становится предметом научного познания.

Два вектора любой души направлены в противоположные стороны. Один устремлен в физический мир явлений, другой - в духовный мир, сущность бытия. Триада тело-душа-дух наиболее ярко выражена в человеке. В нем душа связана с физическим миром через ощущение тела, а с всеобщим ее связь осуществляется через ощущения духа. Ощущения, связывающие человека с духовным миром и абсолютной истиной, древние мудрецы назвали любовью.

В зависимости от того, какой вектор доминирует в человеке и обществе, формируется их сознание. В разных людях и в разные периоды жизни оно может быть различным, но в развитии человечества можно выделить три основные разновидности общественного отражения действительности, - это разумное, рассудочное и духовное сознание.

В обществе с разумным сознанием доминирует идеальный  вектор, с рассудочным — физический, а с духовным, два противоположных вектора души гармонизируются друг с другом.

Разумное сознание предполагает непрерывную связь человека с всеобщим, любовь к нему, а его отношения с окружающей средой подчинены этой связи. Рассудочное сознание, наоборот, на непрерывном уровне воспринимает ощущения тела, хотя они всегда дискретны, а связь с всеобщим  через любовь, изредка прибавляется к ним, как экзотическая приправа. И только в духовном сознании ощущения тела и ощущения духа становятся одинаково необходимы человеку или обществу.

Разумное сознание большей частью свойственно религиозному человеку с развитой, вернее, незатененной познанием физического мира, интуицией. Он, не рассуждая, спонтанно доверяет своей интуиции, а через нее и всему идеальному миру и это доверие абсолютно безопасно для него, так как в идеальном мире нет ненависти, страданий, смерти и чего-то иного, что причинит ему зло, наоборот, из него к человеку любящему исходит добро, знание и духовное наслаждение.

Любовь к всеобщему позволяет человеку жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, не задумываясь о деталях духовного мира. С помощью интуитивного знания, кстати, зафиксированного в древних пророчествах, мифах и произведениях искусств для иных времен, человек находит свое место в мире и всем своим существованием доказывает, что ему известен, хотя часто, по выражению Достоевского, и неответчиво, смысл его жизни и всего мироздания в целом.

Человек в разумном сознании при помощи своей любви находится в потоке духовного знания, как рыба в воде. Рыбе неизвестен удельный вес воды, ее плотность, температура и прочие характеристики, но она прекрасно понимает, что вода для нее  -  это жизнь.

Вообще любовь человеку необходима всегда,    в любой деятельности и при любом сознании, ибо только через нее он может прикоснуться к абсолютной истине и, питаясь ее энергиями, реализовать себя в мире как духовное, ни на кого непохожее, существо. Без любви человек бесплоден, сколько бы богатств и власти ни приобрел и сколько бы детей после себя ни оставил.

Любовь, как основа всякого мышления и деятельности, утверждается во многих наставлениях мудрецов. В известном гимне любви, например, апостол Павел по этому поводу пишет: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знание упразднится".

Однако, несмотря на многочисленные предостережения мудрецов, древний человек, осваивая среду своего обитания, невольно подвергал ревизии пророческие истины. Практическое познание окружающего мира постепенно вытесняло интуитивное знание о его сути, но без него премудрости пророков на фоне развитого производства превращались в идеальные сказки.

Доминирующий вектор души древнего человека постепенно менялся и наконец, рассудок в ликах атеизма, рационализма, инструментализма почти повсюду заменил в общественном сознании интуитивный разум. Океан любви, в который был погружен человек, испарился, любовь стала привилегией немногих, посещала избранных и на короткое время.

Рассудок сам по себе не враждебен человеку. В первобытные времена он даже помогал человеку быть разумным. С его помощью он придавал  форму  своим  ощущениям,  возникающим  благодаря воздействию на него окружающего мира, то есть осознавал внешнее содержание вещей. Полезен рассудок человеку и во все иные времена, но его гегемония привела к тому, что в современном мире ни в практической, ни в теоретической областях стало невозможно обойтись без помощи рассудка, его абстрагирования, упорядоченности, четкости, недвусмысленности и доказательности, зато легко преодолевается недостаток интуитивного разума. С развитием науки и техники аура духовной любви, в которую был погружен человек, исчезла, связь с духовным миром на непрерывном уровне прервалась, и человек превратился в творение отделенное от всеобщего.

Его внутреннее содержание стало затеняться внешним, в результате постепенно исчезала неповторимая индивидуальность и проявлялось банальное  в  человеке. Со временем изменение общественного сознания оказалось тотальным. С помощью рассудка, но без разума, т.е. духовной любви, соединяющей человека с абсолютной истиной, начали строиться  идеологии, политика, использоваться достижения в науке и технике. И общественное сознание окончательно стало рассудочным.

Но человек так велик, что  и в рассудочном сознании может иметь связь с идеальным миром, однако это возможно только в творческой деятельности. В ней наслаждение от познания гораздо острее, чем при интуитивном соприкосновении с абсолютной истиной, кроме этого, творя, человек чувствует себя равным Господу. Ремесленник в разумном сознании одновременно был и художником, в погоне за остротой наслаждений художники выделились из работников в отдельные гильдии. Чтобы узнать, ради чего разрушилась первобытная идиллия, рассмотрим некоторые общеизвестные слагаемые творческого процесса.

В творчестве на человека обрушиваются внутренние противоречия. В нем он одновременно разрушитель и созидатель, смельчак и трус, творец наполняется силой и страстью, в то же время он беспомощен как ребенок, он сливается со своим делом в единое целое и должен смотреть на свой труд отвлеченно. Творчество является причиной озорства, смеха и опьянения, которые заканчиваются тоской. Творец одновременно максимально свободен и максимально несвободен. Свободен, потому что в это время раскрывается все его существо: умственные способности, физическая сила и жизненная энергия возрастают в небывалой степени, человек, как никогда ранее, живет полнокровной жизнью и сам по себе. А несвобода означает, что к мастеру пришло вдохновение, и в его взаимодействии с делом раскрылась связь с идеальным миром, пришла любовь. В такие минуты человеку кажется, что в него вошла чудодейственная сила, она своей энергией полностью подчиняет все его существо, делает его своим органом, забирает все силы без остатка так, что он забывает и себя и окружающих и полностью поглощается своим делом. Теперь он не принадлежит себе, он даже не волен в своих мыслях с их содержанием. У него исчезает свобода выбора, но решение дается сразу и без каких-либо сомнений. Любовь доставляет высшую радость человеку. Нет наслаждения выше, чем покориться силе любви, раствориться в идеальном мире, как гармоничная ему частица, ибо в нем находится сила сил мира, сокровенная сущность бытия. И когда любовь  (вдохновение) нисходит к человеку, то тот становится полновластным хозяином своей внутренней и внешней сущности.

Творчество человека разнообразно, духовная любовь посещает не только художников и поэтов, она возможна в любой сфере человеческой деятельности, однако это естественное благо в обществе, в котором доминирует рассудочное сознание, человеку малодоступно или недоступно совсем. Не в состоянии реализовать свое творческое начало полностью,   человек   удовлетворяется   достижением   отдельных компонентов творческого процесса. Самые универсальные из них -  разрушение и единение, присущи любой вещи, поэтому их не отобрать у человека и самому бездуховному обществу. Но человека трудно опустить до косного состояния, поэтому обычно из изначально данной ему способности творить социальная среда затеняет несколько компонентов творчества. Этого оказывается достаточно, чтобы диалектика противоречий в нем нарушилась и тогда разрушение ради разрушения, озорство ради озорства, противоположный пол ради тела, денег, имущества воспринимаются как высшее наслаждение вселенной.  Свобода проявляется как вседозволенность, а сила, как инструмент для достижения своих эгоистических целей. Такие слагаемые творческого процесса, как умение рисковать, смелость вне творческой деятельности, могут привести человека к преступлениям, а смирение - к умению изо дня в день честно выполнять однообразную работу.

Грабители, воры и всякие авантюристы реализуют свое творческое начало частично, так как владеют осколочными способностями творить, обыватели и приспособленцы ищут свое наслаждение без риска и больших переживаний, но не менее бесчеловечно. Самое скверное в этой гонке за псевдо наслаждениями состоит в том, что, живя во зле, человек, чаще всего, получает такое наслаждение от своей подсудной или неподсудной деятельности, и ощущает такую полноту жизни, что может свысока смотреть на истинного творца, из-за верности своему делу или жизненным принципам, проживающего в бедности. Это никак не означает, что на вора, взяточника или убийцу во время совершения преступления, словно на художника, нисходит вдохновение, но ради справедливости нельзя и отрицать, что в осколочном творчестве какое-то наслаждение в пике свершения зла все же существует. Откуда оно? От мировой души. Она вибрирует во вселенной в поисках возможностей для своего слияния с мировым духом в единое целое. Вместе со своим телом, физическим миром, этой гармонии ей не достигнуть, поэтому она подпитывает своей энергией всякого разрушителя вещественного мира, будь то стихия,  скульптор, революционер или серийный убийца. Эта энергия по сравнению с силой, наполняющей человека во время вдохновения, ничтожна, несравненно и наслаждение от достижения богатства, власти и славы с полученным от приобщения к духовной любви, но, как говорится, кому недоступно высшее, тому приходится воспринимать таковым низшее.

Творчество - главный источник духовной любви для человека с рассудочным сознанием, но оно большинству в современном мире недоступно. Даже если произойдет чудо, и каждый человек сможет заняться научной деятельностью или каким-либо видом искусства, то и тогда его слияние с духовным миром окажется точечным, так как в любом творчестве вдохновение занимает гораздо меньше времени, чем рутинная работа.

 Смысл мироздания можно постигнуть в непрерывном потоке любви, на интуитивном уровне. У человека еще долго не будет иного инструмента, кроме интуитивного разума, для познания потустороннего мира и тот обязан доверять ему, хотя бы для того, чтобы получить адекватное своему положению в мире наслаждение. Однако рассудочное сознание сильно затенило интуицию человека, любовь исчезла из его жизни, и его поступки перестали контролироваться разумом, поэтому в будущем первый шаг общества с рассудочным сознанием в сторону реабилитации разумного сознания окажется случайно-необходимым. Как говорится, жизнь заставит. После этой потребности рассудок начнет синтезироваться с разумом, становясь разумным рассудком или рассудочным разумом. Этот синтез станет выше рассудка и выше разума и выше их суммы, так как сознание получит новое  содержание. Это сознание я называю духовным.

Перед этой гармонией два вектора души человека плавно искривятся, некоторое время пройдут параллельным путем, а затем навстречу друг другу, чтобы соединиться в точке конвергенции (схода).
Любое сознание предопределяет образ жизни человека. Из разумного, например, которое имеет непрерывную связь с духовным миром, вытекает стоический образ жизни. Для человека в разумном сознании быть художником или ремесленником, господином или рабом -  одно и то же. Он готов терпеть лишения, унижения и даже боль, так как осознает, что никакие хозяева не могут отнять у него главный признак человека и источник высшего наслаждения — его связь с всеобщим, любовь.

В рассудочном сознании интуитивная связь человека с идеальным миром затеняется. Теперь, чтобы получить наслаждение, он должен познавать окружающий мир в его явлениях, а любовь раскрывается перед ним в озарении открытия, как чудо. Н она приходит к немногим. Остальным приходится довольствоваться ролью потребителей, сооткрывателей, сопереживателей исследователя или художника в отпечатках вдохновения, в их творениях. В них зритель иногда угадывает возвышенные мысли мастера, которые почти идентичны с его возвышенными мыслями.

Эти мысли, как легкие и причудливые облака после ненастья, остались в сознании рассудочного человека от непрерывного потока, благодатной влагой изливающегося на его душу в разумном сознании. При благоприятных обстоятельствах возвышенные мысли-облака гармонизируются друг с другом, крепнут, набираются сил и, наконец, изливаются с небес, освежающим душу ливнем. Но в обществе с рассудочным сознанием благоприятные для творчества обстоятельства складываются редко и не для всех, поэтому у возвышенных мыслей есть и более простая задача — помочь человеку, находящемуся в бесчеловечных условиях, выжить.

Возвышенные мысли - сугубо человеческое явление в мире, видимо, поэтому их выражение   называют человеческим достоинством.
Проявлять человеческое достоинство в расчетливой среде нелегко, но, не предъявляя окружающим своего достоинства, униженные люди не только никогда не выберутся из трясины убожества на вожделенный стандарт, но непременно выродятся, как исчезают неполноценные существа и виды в дикой природе. Человеческое достоинство — это черта, за которой рассудочный человек окончательно теряет не только связь с духовным миром, за ней встает прямая угроза биологического вырождения.

Баснописец Эзоп имел разумное сознание, поэтому мог продать себя в рабство, в нем быть выше своего хозяина и стать примером литературного подражания для аристократов всех времен и народов. Рабство же в рассудочном сознании - это верная деградация человека. Некоторые хитрецы опускаются в унижения вроде бы временно, чтобы, решив какие-то проблемы, повозившись в грязи, быстро вернуться к чистой жизни. Возвращение маловероятно, но у очень сильных людей возможно, только для этого почти всегда нужно затратить времени гораздо больше, чем его находится в оставшейся жизни, так что такие овчинки, как сознательное унижение ради будущего возвышения, выделки не стоят.

В рассудочном сознании человеческое достоинство становится мерой красоты. Оно облагораживает уродливые формы, от которых никуда не деться в искаженном рассудком мире, превращает бытовую вещь в произведение искусства, работника в профессионала, вожделение в любовь, дурнушку в красавицу, население в народ.

Уважение человеческого достоинства стало нормой права в большинстве стран. Его декларируют в конституциях и законах, но их соблюдение нигде не гарантируется карательными мерами, и это естественно, так как реализация прав человека в обществе требует от граждан всего лишь чувства собственного достоинства, и если его нет, то на самого злостного нарушителя (диктатора) и суда нет. Здесь как раз тот случай, когда спасение утопающего дело рук самого утопающего.

Непрерывность связи человека с всеобщим, которая наблюдается в разумном сознании, и дискретность этой связи в рассудочном сознании находят свое единство в духовном сознании.

В обществе с духовным сознанием начнется практическая реализация христианского учения, суть которого заключена в вознесении человека вместе со всем физическим миром в идеальный мир вселенной.

Мудрости языческих религий, в том числе заимствованные христианством, направляют человека по жизни. Но главную идею христианства невозможно до поры не только реализовать в земной жизни, но и доказать такую возможность логически. Как можно признать вознесение человека реальностью, если христианский богослов Тертуллиан по поводу вознесения Иисуса утверждал: "Верую, ибо абсурдно"? Но кто в рациональном обществе доверится абсурду? Разве, что зритель в театре абсурда. Что делать для практического приближения вознесения, 2000 лет никто не знает, но вера без дела мертва, поэтому христианство в своей основной доктрине пока мертвая религия.

До христианства на Руси, как и в других странах, существовала языческая религия. Русичи считали себя внуками бога солнца, Дажьбога и детьми сынов божьих (уж не инопланетян ли?). В их религии вера была тесно связана с бытом, с условиями их существования. Огнем и мечом христианство уничтожило смысл и суть древней религии, но вместо нее ничего нового дать не смогло. В результате цепь естественной связи - вселенная, духовный мир, физический мир, солнце, природа, человек – прервалась, и человек повернулся от животворной веры предков в сторону безбожия.

До сих пор история христианства во многом напоминает историю коммунизма. Та же жажда теоретиков побыстрее претворить свои идеи в жизнь, не зная истинного пути, то же кровавое насилие в борьбе с прошлым и изуверства при становлении, та же ложь при описании исторических событий в трудах несторов-борзописцев, тот же глобальный, часто кровавый, распад на части и вражда внутри совсем однородных частей, есть много и других деспотических сходств. Во всех этих мерзостях крестоносцы преуспели лучше звездоносцев, однако их, в отличие от последних, не отлавливают в болоте истории для международного трибунала.

Христианство при своем становлении могло стать духовным проводником прогресса на земле, если, кроме прочего, в символе триединства мира приняло троицу Иоанна Богослова, в которой средний член Слово несравненно более конкретен, чем догматический Бог Сын. Слово, по своей сути, являющееся  проявленной мыслью, в троице Иоанна указывает на мысль Создателя о физическом мире.

В принципе переименование символа могло расширить его смысл, однако  реформаторы убрали из него живое зерно – тождество среднего члена Троицы с физическим миром -  и тем самым превратили его в мертвую догму. В результате новый символ, который вроде бы должен был приблизить христианство к простому народу, превратил прогрессивную религию в тормоз научно-технического прогресса, и она, не достигнув своей цели, вылетела на обочину общественной жизни. И теперь, чтобы реально вернуться в жизнь современного человека одних извинений за свое прошлое мракобесие от его представителей явно недостаточно.

Я не жажду мести. Атеизм способствовал быстрому научно-техническому прогрессу на земле и за одно это я готов простить все прошлое зло, совершенное приверженцами этой религии. Тем более, что христианская вера, в своей истинной сути, обязательно возродится из мертвых.
Истинное христианство должно сделать людей счастливыми не только на небе, но и на земле, - утверждал Сен-Симон, и  с ним трудно не согласиться. Возрождение христианства случится в духовном сознании, когда в обществе появятся реальные условия и возможности для любого желающего сознательно помочь Иисусу распять грехи мира для воскресения и вознесения в духовное царство.

В обществе с духовным сознанием человек возвратится в непрерывный поток, соединяющий его с идеальным миром. И опять для него не станет разницы быть господином или рабом, но только господ, впрочем, как и рабов, тогда уже не будет, их сметет с лица земли уважение к человеческому достоинству. Человека унижает не только отступничество от своих возвышенных мыслей, но и затенение их у других людей. Унижающий тебя унижает себя, - заметил древний мудрец, но избавиться от всякого рода унижений человечество сможет спустя  тысячи лет после провозглашения этой простой истины.

Находясь в духовном сознании, человек может заниматься любой полезной деятельностью и чувствовать себя причастным к всеобщему, - так практически реализуется непрерывность его связи с идеальным миром. На эту непрерывность дискретно наложится  его духовное самоусовершенствование, которое, как любая деятельность в рассудочном сознании, будет контролироваться его достоинством. Полное единство прерывного и непрерывного в жизни человека наступит после того, как любая деятельность человека станет прямым компонентом творческого процесса по его духовному самоусовершенствованию.

В обществе с духовным сознанием полностью раскроются истинные способности человека, в нем потеряют свои ценности низменные удовольствия, деньги, власть, слава и  последствия осколочного творчества. Знание замысла Творца о мире и человеке избавит людей от абсурдных поступков, с ним сознание освятится божественным промыслом, от чего мораль и совесть человека станут безошибочными. Человек станет самостоятельным и независимым от принуждения авторитетов и, в конце концов, свободным от своей связи с биологической жизнью и всем тем, что относится к земной жизни.

Разделение сознания на разумное, рассудочное и духовное скорее следует отнести к обществу, нежели к человеку. Отдельный человек не может иметь со-знание мирового разума, пока его не получит общество, в котором он обитает. Человек в обществе с рассудочным сознанием может объявить о своем духовном сознании, но мы не вправе доверять ему до тех пор, пока на земле не появится общественное духовное сознание, которое и станет пробным камнем индивидуальной или групповой духовности. Стоики, йоги, монахи, философы и всякие интеллектуалы часто причисляют свое сознание и жизнь в целом к духовному уровню, но насколько оно идентично знанию мирового разума, его замыслу о физическом мире, станет видно, когда этот замысел прояснится в общественном сознании.

Физический мир, благодаря своей связи с духовным миром, гармоничен и устремлен к совершенству, хотя для его достижения ему нужно будет выйти из себя. В нем стихийное и осколочное творчество многих молекул, планет, звезд, мещан, авантюристов и прочих псевдохудожников готовит почву для появления духовных существ, которые переведут стихийный творческий процесс во вселенной в сознательное русло. У землян есть шанс превратиться в них, если они возвратят в свою жизнь духовную любовь. Она излечит раны на теле земли, очистит людские души от скверны, вернет гармонию между человеком и природой, обществом и индивидом, а затем станет активно влиять на всемирный творческий процесс. В результате творческого воздействия на физический мир духовного сознания человека и других разумных существ исполнится интуитивное пророчество академика Вернадского о будущей лавинообразной эманации (истечении) вещества вселенной в сферу разума.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Вы в данной статье рассказали о том, на что сознание смотрит и с чем себя отождествляет. Но о самой природе сознания Вы ничего не сказали. Я понимаю, что это не просто, но, как говорится, попытка не пытка. Или статью надо было назвать так: "О сознаниях". Мне кажется, когда Иисус говорил: " Я и Отец - одно", он говорил о значительно бОльшем, чем о себе, скорее о едином Сознании, пронизывающем бытие, которое, в конечном итоге, ограничивает себя множеством индивидуальных форм.

Владислав Крылышкин   17.02.2015 00:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.