Страсти вокруг франака фячорки
Деньги - два миллиона долларов - выделило Министерство культуры Польши. И, похоже, цифра эта настолько возбудила читателей "НН", что обсуждение шло главным образом вокруг нее. Это сколько же сирот можно было прокормить на нее! А медицинского оборудования закупить! Помочь бедным...
И эти миллионы, ярились некоторые участники комментариев, явно украдены у других молодежных активистов, явно для них эта сумма выделялась, а не а какой-то там фильм. Да еще о ком - о Франаке Вячорке. Если бы о Василе Быкове или каком-то иной знаковой белорусской фигуре, тогда другое дело. А кто такой Франак Вячорка?
Кто такой, можно было предположить и по фото, опубликованном в газете:красивый молодой человек сидит и пристально смотрит на себя, любимого, в широкое зеркало.
На характеристику не поскупились и те читатели, которые знают Франака или имели с ним дело:самовлюбленный, ненадежный, не держит слово, любит пиариться, в частности, всем известно, что в армию его забрали прямо из постели девушки. В 2006 году о нем снят уже один фильм.
Врет, что знает много языков,- откуда у него языковая практика?
"Жаба душит", то есть, зависть, заметили некоторые читатели, но, похоже, таких голосов в общей массе комментариев меньше, чем ужаливающих. В конце концов, откликнулась даже мать Франака, написав, что гордится своим двадцатитрехлетним сыном.
В общем, фильма еще нет, на съемочную площадку журналистов "НН" не допустили, но суждения и осуждения льются рекой. Советская привычка неискоренима:"книгу не читал, но Пастернака осуждаю".
Меня же история с Франаком заставила в очередной раз задуматься о том, что такое белорусская оппозиция и белорусская эмиграция. Последняя, разумеется, вытекает из первой. И как у многих народов, белорусская эмиграция имела несколько волн:послереволюционную, послевоенную и, если можно так выразиться, послесоветскую.
Что представляла первая волна эмигрантов, ясно и без слов,- те, кто спасались от власти большевиков, перед которой они в сущности ничем не провинились.
Вторая волна белорусских эмигрантов большей частью состояла из бывших военнопленных и тех, кто служил немцам во время Второй мировой войны и вместе с ними бежал на Запад.
Некоторые из этих людей живы до сих пор и являются представителями БНР - Белорусской Народной Республики, возникшей в марте 1918 года, но никем не признанной и недолго просуществовавшей:вместо нее большевики объявили БССР. Тем не менее, те деятели БНР (а им уже под или за восемьдесят лет), которые еще живы, считают себя единственными представителями белорусского народа и нередко делают заявления от его имени, хотя народ белорусский, за исключением части просвещенной интеллигенции, знать не знает, кто они такие.
Однако надо отдать им должное:свою определенную роль после объявления независимости Беларуси они сыграли. Пусть и со своей колокольни но пробудили интерес к прошлому, как могли, поддерживали БНФ, по возможности, приоткрыли молодым белорусским политактивистам дорогу на Запад.
Правда, возможности старой белорусской эмиграции оказались весьма скромными:лишь единицы из них добились значительного успеха в жизни, остальные живут достаточно скромно. В отличие от многочисленной украинской диаспоры, у белорусской нет и того политического влияния, которое имеет она. Акции она обычно проводит, обращаясь за помощью или к украинцам, или к евреям - выходцам из Беларуси.
Ясно, что и постсоветская эмиграция из Беларуси поначалу была довольно немногочисленной, и большей частью проходила по "еврейской" линии. А чтобы как можно прочне и побыстрее укорениться в новой жизни, "налегали", естественно, не на белорусский, а английский язык.
К тому же, Запад в первые годы независимости Беларуси мало интересовался этой республикой, видимо, по инерции считая ее частью России. И чтобы прервать эту инерцию, тот же БНФ действовал совместно с БНР, пробиваясь в международные организации и объясняя, что такое Беларусь и как она важна для Европы и в целом для Запада.
Кроме БНФ, в республике стали возникать различные общественные и правозащитные организации, партии разного направления. И они стали искать и находить себе партнеров на Западе, которые отликались не только из демократических побуждений. На "установление демократии" на постсоветском пространстве пошли немалые деньги, и заниматься этим бизнесом стало выгодно. БНРовцы на этом фоне выглядят анахронизмом:они-то, хоть и не святые, но действовали, исходя из идеологических побуждений.
Да и БНФовцы первой волны в основном - тоже. А вот пришедшие за ними "демократы" быстро поняли и усвоили, что к чему, начав распоряжаться с выделенными грантами не без пользы для себя. Оказалось, что сделать это не так уж и трудно. Например, будучи весьма оппозиционной дамой от СМИ, помочь в создании фильма о своей сестре-художнице и ее муже-художнике как о жертвах белорусского режима, в условиях которого они не могут свободно развивать свое творчество. И фильм этот толкнуть на Запад.
Дело сделано, семья сестры ( у благодетельницы своих детей нет) уже много лет живет в европейской стране, весьма прочно устроившись там со всеми возможными благами. А сестра, живя в Беларуси, продолжает свое правозащитное творчество.
Другая дама, возглавлявшая женскую организацию (может, и теперь возглавляет), оказалась не меньшей молодчиной. Ее дочь возглавляет правозащитный "белорусский" офис в центре самого Европейского союза.
Не промахи оказались и папаши. У одного из них, бывшего лидера партии, а затем и кандидата в президенты, обе дочери стали "немками", получив в новой стране, с которой политика связывали (особенно, с одной дамой оттуда) хорошие отношения, не только приличное образование, но и хорошую работу.
У другого кандидата в президенты дочь живет у финнов:сам когда-то спасался там от диктаторского режима.
У двух бывших кандидатов в президенты ( в разное время) сыновья нашли себя у поляков. У еще одного кандидата - сестра - у англичан.
Даже скучно перечислять всех. К этому списку можно добавить писательницу, журналистов, некоторых политиков, бывших силовиков, которые, живя за границей, выступают в роли экспертов по Беларуси. И сотни молодых людей, которые воспользовавшись ситуацией ("спасаемся от режима", хотя далеко не всех можно отнести к таким борцам, на этой "теме" слишком многие спекулируют), выехали за границу, надеясь устроить свою жизнь за чужой счет.
Франак Вячорка здесь стоит особняком. Свою биографию он делает сам. Хотя , безусловно, "начальный капитал" дал ему отец - Винцук Вячорка. После эмиграции Зенона Пазняка Вячорка-старший много лет возглавлял БНФ, а его подросший сын создал молодежную организацию, которую и возглавил.
Всякое событие, происходящее с ним (задержание милицией и как итог - исключение из университета, призыв в армию или помещение в армейский госпиталь и т.д.), Франак тут же предавал гласности через СМИ. Неудивительно, что его имя постоянно на слуху.
Насколько он нравственен и моральны его поступки, об этом могут судить лишь те, кто хорошо его знает. Но то, что он "парень - не промах", безусловно.
Может быть, как раз таких и не хватает Беларуси?
Свидетельство о публикации №211112400852