Печаль - 15. А. С. Пушкин и митр. Филарет Дроздов

Парадоксальность человеческого существования… Трагическая его загадочность… Гений нашей поэзии однажды выразил её следующими строками:

                Дар напрасный, дар случайный,
                Жизнь, зачем ты мне дана?
                Иль зачем судьбою тайной
                Ты на казнь осуждена?

                Кто меня враждебной властью
                Из ничтожества воззвал,
                Душу мне наполнил страстью,
                Ум сомненьем взволновал?

                Цели нет передо мною:
                Сердце пусто, празден ум,
                И томит меня тоскою
                Однозвучный жизни шум.

Московский митрополит Филарет Дроздов ответил Пушкину следующим стихотворением:

                Не напрасно, не случайно
                Жизнь от Бога мне дана,
                Не без правды Им же тайно
                На печаль осуждена.

                Сам я своенравной властью
                Зло из тёмных бездн воззвал,
                Сам наполнил душу страстью,
                Ум сомненьем взволновал.

                Вспомнись мне, Забытый мною!
                Просияй сквозь сумрак дум –
                И созиждется Тобою
                Сердце чисто, светлый ум.

Неожиданный ответ митрополита глубоко растрогал Пушкина. Поэт написал ему в ответ стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:

                Я лил потоки слёз нежданных.
                И ранам совести моей
                Твоих речей благоуханных
                Отраден чистый был елей.




Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/11/13/1667

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/11/25/1022


Рецензии
Хорошего вы друга Пушкину вывели - человека, что стал причиной смерти Гоголя. :)

Антон Болдаков 2   11.01.2012 08:41     Заявить о нарушении
Каким же образом митр. Филарет стал причиной смерти Гоголя?

Игорь Орловский   11.01.2012 19:17   Заявить о нарушении
К концу жизни Гоголь стал примерным христианином (существует мнение, что он что-то такое видел, нам неизвестное, перепугавшее его до полусмерти, он очень боялся быть похороненным заживо) и стал соблюдать посты. К концу жизни он очень сильно заболел и его семья и друзья, испугавшись, что Гоголь умрёт от истощения во время Великого Поста, обратились к московскому митрополиту Филарету, дабы он отрешил писателя от поста. Митрополит имел такое право, и никуда бы Гоголь не делся. Но митрополит восхитился христианской выдержкой Гоголя и отрешения не дал.
Итог - Гоголь впал в каталепсию и был похоронен ЖИВЫМ.
Такая вот благочестивая история.

Антон Болдаков 2   12.01.2012 06:30   Заявить о нарушении
А я вот читал преподобного Иоанна Кассиана (4 век). Он пишет, что монах так должен вести дело пощения, чтобы стремиться прожить 100 лет.

Игорь Орловский   12.01.2012 19:34   Заявить о нарушении
Помню, читал сборник писем свт. Феофана Затворника. Он пишет кому-то (не беременной женщине и не кормящей матери), чтобы он не стеснялся пить в великий пост молоко, поскольку это необходимо ему для здоровья.

Игорь Орловский   12.01.2012 19:38   Заявить о нарушении
А я о чём и говорю? Церковные иерархи имеют право отрешить нас от поста, если требуют обстоятельства. Один раз даже всю русскую армию от поста освободили, по причине Семилетней Войны.
Но они же имеют право и НЕ отвращать.

Антон Болдаков 2   12.01.2012 21:49   Заявить о нарушении
Человек сам может, без всяких благословений, руководствуясь одним здравым смыслом, устанавливать себе должную меру поста. В зависимости от здоровья или условий, в которых он находится.

Игорь Орловский   14.01.2012 00:20   Заявить о нарушении
Кхм! Спаси вас Господь, если эти строки прочитает по настоящему истинный христианин. Он вам мигом покажет, что мы с вами САМИ имеем право делать, а что - нет.

Антон Болдаков 2   14.01.2012 07:44   Заявить о нарушении
Когда-то давным-давно, на заре своего воцерковления, я думал, что у православных существует книга, в которой всё точно написано, что в какой пост можно вкушать, а что нет. Что-то вроде Законов Ману. Потом я узнал, что Устав Церковный именуется Типикон, и, конечно, его себе приобрёл. И что же я углядел в этой толстенной книге? Почти всё написанное - 99 % - относилось к совершению богослужению. Чуть-чуть было и про пост. А именно: давался устав монахов палестинского монастыря Саввы Освященного (VI век). Как же питались эти древние великие постники? В первые три дня великого поста - полное голодание. В последующие дни великого поста: в пн., вт., ср, чт. и пт. - сухоядение один раз в день без растительного масла; в сб. и вс. - варёная пища два раза в день. Рыба разрешалась в великом посту два раза: на Вход Господень в Иерусалим и на Благовещение. И кто такой пост может выдержать в наши дни?.. Естественно, так не постятся ни в одном монастыре. А других записанных уставов, кроме вот этого устава монастыря Саввы Освященного, в Православной церкви нет. Не написали. А почему не написли? Да потому, что мера поста зависит от местности обитания (тундра или Африка), от степени физической нагрузки человека, от здоровья. Все православные духовные наставники это понимают. Ну, бывают, конечно, духовные наставники и неразумные, которые ратуют за букву устава: "В Великую Субботу (день перед Пасхой) вкушаем пищу один раз в день, вкушаем поллитры хлеба и финики(потому что финики везде растут)". Так в Типиконе и написано: финики везде растут!

Игорь Орловский   15.01.2012 20:57   Заявить о нарушении
Вы совершенно правильно подняли корень всего этого дела. Посты - это дело монахов. Им так по их уставу положено - ничего не есть в определённые времена года. просто они полагают, что ИХ законы распространяются и на НАС.
Надо отметить, что в Испании были времена, когда людей сжигали за то, что они нарушали пост... В Польше выбивали зубы.
Видите как в цивилизованных-то странах. Одни мы, русские, живём, словно медведи какие. Всё на личную инициативу сваливают.

Антон Болдаков 2   16.01.2012 06:51   Заявить о нарушении
Спасибо за ценную информацию! – не знал, что испанцам и полякам грозило за несоблюдение поста.

Только я не согласен с тем, что посты нужны только монахам. Пост – это средство для закаливания своей воли, чтобы быть сильнее своего собственного тела. Но пост должен быть по силам, а силы – у каждого свои.

В старой России хотя не творили таких ужасов, как в Испании или Польше, но так же, как и на Западе, считали пост не средством духовной жизни, а её целью. Вспомним “Конька-горбунка”:

Донесу я в думе царской,
Что конюший государской –
Басурманин, ворожей,
Чернокнижник и злодей;
Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь Божию не ходит,
Католицкий держит крест
И постами мясо ест!

Да что там древность! Читал письма настоящего подвижника благочестия сталинского времени – игумена Никона Воробьёва, – который с горестью пишет, что современные ему священники о духовной жизни имеют самое поверхностное представление. И спрашивают своих прихожан, не пили ли они молока в пост, будто бы это грех какой страшный. Таких грамотных, как игумен Никон, было немного. Поэтому на него гневались церковные чтецы. За то, что он их заставлял читать в храме неспешно – стремиться к тому, чтобы каждый молящийся имел возможность понять смысл читаемого.

К счастью, в последние десятилетия православное духовенство со смыслом постов, вроде бы, разобралось.

Игорь Орловский   19.01.2012 21:52   Заявить о нарушении
Обратите внимание, что Великий Пост приходится на то время, когда крестьяне, обычно, съедали все зимние запасы еды, а на полях ещё ничего не выросло...
Основная проблема религии это вопрос принуждения. Одно дело когда ты по своей воле соблюдаешь пост и другое дело когда тебя к этому принуждают.

Антон Болдаков 2   20.01.2012 05:38   Заявить о нарушении
Я так правда и не понял - вам Гоголя жаль, или ты думаешь - "помер, да и фиг с ним"?

Антон Болдаков 2   20.01.2012 06:04   Заявить о нарушении
Нет, Антон, Гоголя мне жалко. Замечательный человек!

Игорь Орловский   30.01.2012 18:00   Заявить о нарушении