Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея.

   Приборы, преобразующие различные виды энергии в электрическую, называют источником электрического тока, а потребляющие её – потребителями электрического тока. Последние превращают энергию электрического тока в другой вид энергии (механическую, световую, звуковую, тепловую).
   Электрооборудование тракторов подразделяются на следующие группы:
       1). источник электрической энергии (генератор, батарея);
       2). потребители электрической энергии (стартер, фары и подфарники);
       3). контрольно—измерительные приборы (амперметр, термометр);
       4). вспомогательные приборы (предохранители, выключатели и др.).
   Действие аккумулятора основано на последовательном превращении электрической энергии в химическую, то есть зарядка, и обратно, то есть разрядка. На тракторах устанавливают свинцовые аккумуляторные батареи.
   Простейший свинцовый аккумулятор состоит из пластмассовой банки, в которую заливают электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде) и двух свинцовых пластин. Поверхность пластин, которые находятся в электролите, покрывают тонким слоем сернокислого свинца (сульфатом свинца).
   Аккумуляторная батарея состоит из трёх или последовательно соединенных аккумуляторов, помещённых в баке из кислотоупорной пластмассы, куда залит электролит. Бак разделён перегородками на изолированные сосуды, в каждый из которых погружен блок чередующихся между собой отрицательных и положительных электродов, разделённых сепараторами из кислотоупорного изоляционного материала.
   Процесс восстановления работоспособного аккумулятора путём длительного пропуска через него  постоянного электрического тока, называют зарядкой.
   На перемычках, соединяющие остальные аккумуляторы, дата изготовления и марка батареи, например 6СТ—50ЭМ. Её расшифровывают следующим образом: 6 – число последовательно соединённых аккумуляторов; номинальное напряжение одной банки – 2 В; СТ – стартерная батарея; 50 – номинальная сила батареи, измеряемая в ампер—часах; Э (эбонит) – материал бака; М (микропористая пластмасса) – материал сепараторов.
   Аккумуляторная батарея служит источником тока. Рабочие части аккумулятора – электроды, погруженные в водный раствор серной кислоты. При химическом взаимодействии серной кислоты с двуокисью свинца (это положительный электрод), на котором возникает большой электрический потенциал, чем на отрицательном электроде, состоящий из губчатого свинца. И если электроды соединились через лампу, то в цепи пойдёт ток. При этом происходит превращение вещества обоих электродов в сернокислый электролит, в результате чего концентрация серной кислоты меняется, следовательно, и плотность электролита уменьшается. Этот процесс называется разрядом аккумулятора. Теоретически он может продолжаться, пока вся активная масса электродов не преобразуется в сернокислый свинец.
   Если электроды разряженного аккумулятора соединить с одноимёнными выводами источника тока, напряжение которого больше, чем ЭДС аккумулятора, то в цепи, а значит, и через электролит пройдёт ток в направлении, противоположному току разряда. При этом будет проходить химическая реакция, в результате которой сернокислый свинец на положительном электроде восстанавливается до двуокиси свинца, а отрицательный – до губчатого свинца. В электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. Процесс восстановления состояния аккумулятора, называется зарядом.
   Электроды – это решётки, заполненные пористой активной массой. Чтобы не допустить пробой крайних положительных электродов, то в каждом баке их устанавливают на один меньше, чем отрицательных.
   Однополярные электроды припаяны к свинцовым перемычкам – бареткам с выводными шлицам. Блоки опираются на рёбра, предотвращающие замыкание электродов в случае частичного выкашивания из них активной массы. Сверху блоки закрыты решётчатыми щитками.
   Блоки установлены так, что пропущенные через них отверстия крышек положительные штыри чередуются с отрицательными. К каждой паре сменных разнополярных штырей приварена перемычка, чем и достигается последовательность соединений аккумуляторов в батарее. На два крайних штыря направлены конусные выводы. К выводу большого диаметра, помеченному знаком «+», крепят наконечник провода от зажима стартера, а вывод со знаком «-» соединяют с выключателем «массы», или как на автомобилях ГАЗ—53А и ЗИЛ—130, непосредственно с «массой». Если на машине две последовательно соединённых батареи (КамАЗ—5320), то вывод «+» одной батареи соединяют с выводом «-» другой батарей, а последний вывод «+» соединяют с зажимом стартера. Вывод «-» первой батареи соединяют с выключателем «массы». Во избежание повреждения диодов генератора и реле—регулятора недоступно соединять вывод «+» батареи с «массой», а вывод «-» - с зажимом стартера.


Рецензии