Ходовая часть

Ходовая часть.

   Ходовая часть – это тележка, с помощью которой самоходная машина давит на почву (грунт) и движется. Она состоит из несущей системы, движителя и подвески.
   Несущая система – это остов, на котором размещены все агрегаты машины. Он тоже воспринимает действующие на неё усилия. Остов может быть рамным, полурамным и безрамным.
   Рамный остов (рама) – состоит из продольных балок и поперечных брусьев, приваренных или прикреплённых к балкам. Так устроен остов грузовых автомобилей гусеничных тракторов общего назначения.
   Рама тракторов общего назначения состоит их двух шарнирно соединенных полурам (Т—150К, К—700).
   Полурамный остов образован корпусом трансмиссии и жёстко присоединённой полураме под двигатель. Такой остов на универсально—пропашных тракторах (МТЗ—80/82). У самоходного шасси остов тоже полурамный, но его передняя часть (полурама) предназначена для крепления транспортных машин или транспортной платформы, а двигатель расположен позади трансмиссии консольно, то есть прикреплён к корпусу только одним концом, а второй опоры не имеет.
   Безрамный остов образован жёстким соединением корпуса дизеля и трансмиссии.
   Движитель – это устройство, преобразующее работу двигателя в работу по перемещению машины. Движитель на сельскохозяйственных тракторах или автомобилях служат колёса или гусеницы. Колёса катятся непосредственно по почве (грунту) и копируют неровности пути, а опорные катки гусеничного движителя перекатываются по гладкому рельсу, состоящего из стальных звеньев замкнутой гусеничной цепи.
   Подвеска – это совокупность устройств для упругой связи остова с движителем. Она воспринимает толчки, воспринимаемые от неровной почвы или дороги, обеспечивая необходимую плавность хода машины. В автомобиле подвеска так же передаёт толкающую силу и принимает реактивный момент, возникающий при торможении машины. Плавность движения влияет на производительность работы водителя и долговечность крепления частей машины. Она зависит от конструкции и соединения подвески.
   Подвеска, у которой перемещение одного колеса не зависит от перемещения другого колеса моста (перемещение не передаётся), называется независимой. Если же перемещение колёс моста зависит одно от другого, то такая подвеска называется зависимой.
   На грузовых автомобилях и переднем мосту трактора Т—150К установлены зависимые подвески. Их упругими элементами служат листовые рессоры. В тракторах МТЗ—80 и Т—40М каждое колесо переднего моста имеет независимую пружинную подвеску, а в  К—701, Т—25А1 и самоходном шасси Т—16М специальной упругой подвески нет, смягчают толчки только пневматические шины колёс.
   Подвеска ходовой части гусеничных тракторов ДТ—75МВ и Т—150 состоит из цилиндрических пружин с балансирами, она обеспечивает эластичность движения и называется упругой балансирной. Упругими элементами гусеничного трактора Т—70С служат торсионы – упругоскручавющиеся валы. Такая подвеска считается полужёсткой.
   Проходимость трактора или автомобиля – это способность преодолевать препятствия без груза, при перевозке грузов, буксирования сельскохозяйственных машин и прицепов. Проходимость самоходной машины зависит от давления на почву (грунт) и сцепления с ней колёс или гусениц. Давление, то есть усилие на каждый 1 см2 почвы, гусеничных тракторов меньше, чем у колёсных, потому что вес трактора распределяются на большую поверхность гусеницы. Благодаря почвозацепам и меньшему давлению тракторы обладают повышенной проходимостью даже на слабых влажных почвах.
   Сцепление колёс или гусениц с почвой даёт возможность приобретать крутящий момент, подведённый к ведущим колёсам, в силу тяги машины. Для надёжного сцепления необходима достаточная сила тяжести машины, прижимающая движитель к почве (грунту). Кроме этого сцепление зависит от конструкции и состояния почвозацепов, давления в шинах колёс, а так же от состояния поверхности дороги (сухая или мокрая, чистая или со слоем грязи) и типа покрытия (асфальт, бетон, щебень, снег, лёд и др.). Если сцепление недостаточно, то колёса (гусеницы) проскальзывают, скорость движения машины снижается, и часть энергии расходуется бесполезно на буксование движения.
   Повышение проходимости и тяговосцепных качеств следующими способами: подбором шин и их почвозацепов, регулировкой давления воздуха в шинах в зависимости от дорожных условий и нагрузки на колёса, увеличением сцепного веса машин, установкой сдвоенных ведущих колёс или шин с широким профилем, установкой на трактор полугусеничного хода.
   Проходимость машин определяется также дорожным просветом или агротехническим просветом между почвой и машиной.
   Буксование – это скольжение ведущего колеса относительно грунта в сторону, противоположную от направления движения. Для колёсного трактора с двумя ведущими мостами буксование допускают до 15%. Для его снижения необходимо следующее: увеличить число ведущих мостов, использовать шины специального профиля и сдвоенный гусеничный ход, изменить давление воздуха в шинах, изменить сцепной вес с помощью балласта и догружателей ведущих колёс.
   Дорожный просвет – это расстояние от уровня опорной поверхности (земли) до самой нижней точки машины по вертикали.
   Агротехнический просвет – это расстояние от опорной поверхности (земли) до самой нижней точки трактора, расположенной над редком сельскохозяйственной культуры. Для универсально—пропашных тракторов он равен 0,45—0,6 м.
   Колея – это расстояние между продольными осями правых и левых гусениц или колёс. На универсально—пропашных тракторах колею можно измерить.
   Удельное давление колёс на почву – это нагрузка, приходящаяся на колёсо, отнесённая к его опорной поверхности. С его увеличением возрастает глубина следа, ухудшается проходимость, снижается урожайность.
   Защитная зона – это расстояние от середины ряда сельскохозяйственной культуры до ближайших частей гусениц или колёс.


Рецензии