Великая тайна расслабления

- Есть одна тайна, это расслабление, - сказал дед. –  Абсолютное расслабление. Мне это с детства мой отец прививал. У нас две улицы регулярно  дрались стенка на стенку, и молодые и старые. Весело это. Если серьезные бои, то зимой на льду реки, мужчины в тулупах, шапках и варежках меховых, в такой одежде трудно друг друга покалечить, да и не стремились к этому. И дрались расслабленные. Это трудно объяснить, проще показать.

Вячеслав был удивлен. Дед собирается показывать ему приемы кулачного боя, сидя в кресле? Но дед подкатил на коляске к углу большой комнаты, где в ряд стояли гири:

- Двухпудовка мне тяжеловата сейчас, а вот с  пудовичком смотри!

Дед поднял гирю, но как поднял! Точно это была резиновая гиря, а не шестнадцать килограммов железа.

Вячеслав легко выжал гирю, но именно легко выжал, а дед поднял словно пушинку.

- Да не в этом дело, что легко поднял, - сказал дед. – А в том, что, поднимая гирю, я был весь расслаблен, понимаешь? Все мышцы, которые не участвуют в подъеме, были абсолютно расслаблены, а ты поднимаешь, и у тебя напряжены все мышцы, и ноги напряжены и спина, и грудь и руки.

Дед поднял еще раз,  не было заметно вообще никакого напряжения, опять была полная иллюзия того, что поднимал даже не резиновую гирю, а воздушный шарик.

Вячеслав был потрясен, он не понимал, как такое могло быть?

- Ответ на вопрос находится здесь, - сказал дед и постучал себе пальцем по лбу.- Наша психика – вещь загадочная. Был такой психиатр, психолог и мыслитель Юнг, он очень увлекался всякими восточными философиями, и как полагаю, ключевые какие-то вещи  для своих статей взял у йогов, так вот Юнг утверждал, что Бог живет в нашей психике. Понимаешь? Не в уме, сознании, а в психике. Психика человека шире, чем его сознание, грандиознее, никто не знает, что у нас тут на самом деле.

И дед еще раз постучал себе пальцем по лбу.

- Я с детства усвоил, что в кулачном бою главное – это расслабление, и отец этому учил, да и дрались все так, а не по иному.  А в 1916 году я поступил в Московский университет.

- За чей же счет ты  учился, дедушка? – удивился Вячеслав.

- Так твой прадед, а мой отец был управляющим в хозяйстве помещика Воронцова,- сказал дед. – Только ты не думай, - поморщился он, - что поместье – это крестьяне крепостные или отбывающие барщину и отработки. Нет, это было вполне процветающее капиталистическое хозяйство с  агрономами, зоотехниками, ветеринарами и даже инженерами. И жизнь была в России не та, что вам в учебниках пишут. Нормальная была жизнь для всех, особенно тех, кто умел и хотел работать. У отца было хорошее жалование, я вполне мог учиться в Университете и заниматься наукой.

- Почему ты мне никогда не говорил об этом?

- Маленький ты был, да и не к чему было все это рассказывать. А я еще до Университета очень увлекался всякими вещами, популярными тогда в России всякими паранормальными явлениями, как говорят сейчас. Это тебе и телепатия, и всякие психологические опыты. Я даже входил в группу Гурджиева, был такой мистик, еще узнаешь про него. К тому же я был театрал, с отцом и матерью мы часто приезжали в Москву на лучшие спектакли. Я поклонялся тогда Станиславскому. И когда стал учиться в Москве, то стал ходить еще и в театральную студию.

Дед помолчал, а потом добавил без всяких эмоций:

- К 1916 году Москва была великим  городом, в ней было все. В случае победы в войне с Германией, а мы были в шаге от этого, Москва стала бы центром мира.  Но Москва еще вернет себе свое лицо.

- Так вот, - продолжал дед, - прихожу я в студию, где учат по системе Станиславского, а там тоже на первом месте умение расслабляться, там огромный интерес к йоге, а к тому времени было уже у нас переведено на русский язык не мало книг индийских гуру. И это всецело мной овладело. Как расслабить все мышцы? Расслабить так, чтобы  фактически их напряжение никак не задевало сознание. И что будет, если расслабиться до такой степени?

Я занимался этим постоянно. Что-то стало получаться. Вот тут мне пришла в голову мысль, а что если  расслабляться, делая какие-то физические упражнения? Ведь в русском кулачном бою это есть. Если ты успеваешь в драке расслаблять мышцы, то ты меньше соперника устаешь. Пришло это еще из воинских искусств, когда битвы длились долгие часы, и важна была выносливость.

Но вместе с расслаблением стали происходить странные вещи. Я не говорю уж о том, что я стал по желанию впадать в медитативное состояние, когда хотел. Что-то более серьезное происходило с  психикой. Помнишь слова Юнга о том, что в нашей психике живет Бог?

Я стал добиваться всего, чего я хотел. Меня любили те женщины, которые нравились мне.

Дед сделал паузу, отпил из большой розовой чашки крепкого чая.

А Вячеслав вспомнил ту  соседку деда, которая ухаживает за дедом и явно к нему не равнодушна. Вот тебе и доказательство того, что дед остался в силе добиваться своего!

- Я попал в группу студентов, с которой занимался сам академик Павлов. Я сдавал экзамены на пятерки. Я проходил на спор без билета куда хотел, например,  в театр. Неприглашенным пришел на вечеринку, которую устраивали известные тогда Мережковский и Гиппиус. А с ними спорил сам Максим Горький. И никто не спросил у меня, как я туда попал. Но это пустяки. Если мне было нужно, я опаздывал на поезд, к примеру, то и поезд задерживался, и я на него успевал.

Не сказать, что я делал для этого усилия. Главное и заключалось в том, что я не делал никаких усилий, не приказывал внутри себя, не  требовал, не тужился.  Сознание мое было расслабленно так же, как и мышцы мои. Я просто формулировал свое желание, были и некоторые вещи, которые тебе сейчас будут непонятны, но ничего сверхъестественного.

Короче, когда мы ставим наш мозг в непривычное для него положение, например, расслабляемся в то время, когда мы должны напрягаться, то мозг отвечает нам такими же сюрпризами.

- Дед, - перебил его Вячеслав, - и я могу стать чемпионом, если научусь этому?

Чувства переполняли юношу, он уже видел себя в свитере с гордой надписью «СССР», получавшего золотую медаль на Олимпийских играх!

Дед засмеялся:

- О чем я тебе твержу, чудак, я тебе говорю о великом волшебстве, об умении жить счастливо, об умении добиваться вообще всего, а ты хочешь быть чемпионом.

Потом дед очень спокойно сказал, что скоро умрет. И что у Вячеслава все будет хорошо.

Вот такой был странный разговор.  Скобянников запомнил все слова сказанные тогда дедом. А дед, действительно, скоро умер, не доставив никому никаких хлопот.


Рецензии
Я достаточно настороженно отношусь ко всякого рода техникам расслабления. А йогу и медитации считаю разновидностью самоубийства.
Я считаю, что, когда человек излишне расслабляется, он перестает чувствовать боль. И, вследствие этого, теряется обратная связь с миром. Ведь боль это сигналы, извещающие нас о той или иной угрозе.


Андрей Загребельный   15.12.2011 19:30     Заявить о нарушении
Йоге примерно 5000 лет)))

Александр Самоваров   15.12.2011 19:51   Заявить о нарушении
Но за эти 5000 лет она не дала Цивилизации того, что дал Христианский мир за последние 100. Перечислять открытия не буду:))

Андрей Загребельный   15.12.2011 20:01   Заявить о нарушении
Последние 100 лет - это не христианский мир, религиозный мир давно ушел. И этот современный мир востребовал йогу)))

Александр Самоваров   15.12.2011 20:09   Заявить о нарушении
Не соглашась, что 100. Хаос начался в 70-е, за чем последовала запоздалая реакция консерваторов. А большинство фундаментальных открытий было сделано до 70-х. Сейчас мы просто пожинаем их плоды, подобно тому, как загнивающая Рашка, дорабатывает ресурс Союза.

Андрей Загребельный   15.12.2011 20:17   Заявить о нарушении
Есть общепринятая периодизация развития науки, наука начала развиваться и наступать тогда, когда стала отступать религия. Йога к этому вообще никакого не имеет, ибо это философия, познание человека. Сознание, подсознание, сверхсознание - это из йоги, Юнг брал оттуда и ссылался, Фрейд брал и не ссылался.

Александр Самоваров   15.12.2011 20:32   Заявить о нарушении
Вы берете временной аспект, я пространственный. Пространственный заключается в том, что колыбелью и Христианской Веры и Науки был Запад.
Я подчеркиваю различие веры и религии. Инквизиция, конечно, не способствовала прогрессу, но искренняя вера отдельных людей озаряет путь миллионов.
Любопытно в этой связи почитать про жизнь Фарадея, работавшего над проблемами электромагнетизма. Его первая фундаментальная идея зародилась, благодаря использованию христианской аналогии. )))

Андрей Загребельный   15.12.2011 20:38   Заявить о нарушении
Что лучше слон или Останкинская башня? У нас примерно такой «спор».

Александр Самоваров   15.12.2011 20:59   Заявить о нарушении
Согласен. Как сказали бы позитивисты, опираемся на разные конвенции

Андрей Загребельный   15.12.2011 21:02   Заявить о нарушении