Глава 15. Нет, это не Патефон!
- Ух, ты, какая цаца! – воскликнул дед.
- Отец сегодня тоже рыбы наудил, - радостно пояснила мать, приглашая гостей в дом. - Хозяин сегодня сторожить ушёл, - говорила она деду Никанору, - посидим без него. У меня и ужин готов.
К вечеру у всех были свои планы, но мать обижать не стали. Поужинав, с ней, мы ещё для приличия потолкались во дворе, наблюдая, как куры резво растаскивали остатки рыбёшки, смешно гоняясь друг за дружкой. Мать всё это время любовалась Соней и одобрительно поглядывала в мою сторону.
Поговорив о делах хозяйственных, о том, о сём, гости, поблагодарили хозяйку за вкусный ужин и за радушие, тепло распрощались. Потом я завёз домой Клавдию с Генкой. Оставил старика у бабушки вместе с уловом рыбы и грибами. Больше никто не захотел возиться с нашими трофеями. Там же, во двор загнал машину, и с Соней пошли к ней.
- Здравствуй, тётя Маша, - поприветствовал я Сонину мать, выходившую со двора.
- Здравствуй, сынок, - ответила она, и обратилась к дочери, - Венерку я подоила, молоко пропустила, сметана в холодильнике, обрат вылила поросятам. Борьку в стадо не гони – хромает он. Пусть завтра дома отлежится.
- Спасибо, мамочка, - Соня поцеловала мать в щёку.
И та, строго поглядев на дочь, потом на меня, вдруг помягчела:
- Ну, ладно, пошла я. Спокойной ночи.
Мы с Соней дружно, как по команде, ответили хором:
- Спокойной ночи.
В деревне все её звали «мама Мария», потому что ко всем, кто был её младше лет на двадцать, она обращалась, не иначе, как ласково: «сынок» или «дочка». И ещё: кроме самой младшей Сони, у неё были ещё три дочери – Надежда, Вера и Любовь. Все они, давным-давно повыходили замуж и уехали из деревни, а Соня – её любимица, олицетворяла в себе всех – и веру и надежду и любовь.
Сонин отец был бригадиром комплексной бригады. В деревне все его уважительно называли Семёнычем. В прошлом году он случайно попал под гусеницы трактора пьяного Лёньки Белого – Федькиного брата.
Семёныча хоронили всей деревней. Тогда, даже я, каким-то образом оказался на похоронах и до сих пор помню белое, как снег, лицо Сони на фоне траурных одежд. Я ещё подумал тогда: «Монашка - хоть картину пиши». Сейчас мне почему-то стало стыдно за те мысли.
Лёньку посадили, не смотря на его многодетность и положительные характеристики. Через полгода Нюрка Весталка, она же Лёнькина любовница, ездила к нему на свиданку и потом рассказывала по деревне о том, что Лёнька уверовал в Бога, и замаливает свои грехи в тамошней церкви. И что, возможно, ему скостят срок, как хорошему работнику
Ленка Белиха – Лёнькина жена, когда узнала о такой благотворительности мужниной любовницы, пришла к ней домой в ярости, избила её, и отрезала ей косу. С тех пор Весталка отращивает волосы. К тому времени, когда Лёнька придёт с зоны, у неё вырастет новая коса. А Лёнька всегда любил женщин с длинными волосами. Всё это, не вникая во все подробности, я знал от всемогущего и вездесущего «деревенского радио».
Я впервые оказался в доме Сони, состоящем из прихожей, небольшой кухоньки и двух комнат. Всюду, на стенах, на полках, на подоконниках, на полу и подставках висели и стояли горшки и горшочки с самыми разными цветами.
- Да у тебя тут настоящие джунгли! – восхитился я, - Никогда не видал такого обилия цветов.
- Я и сама, как комнатный цветок, - улыбнулась она.
- Цветочек ты мой нежный, - поцеловал я её.
Обстановка в доме была простой, без вычурностей, но из современной мебели. В комнате, что побольше, одна стена была занята книжными полками, рядом под углом находился диван, перед ним телевизор на тумбочке, слева – сервант с посудой, за ним стояло пианино, над которым висели гитара и балалайка. Рядом с инструментом стоял аккордеон, а на самом пианино лежала скрипка в футляре.
- Интересная коллекция. Ты на всём этом играешь?
- Конечно. Я же музыкальную школу окончила, потом музучилище. Что тебя удивляет?
- Как, музучилище? Ты же на воспитателя училась.
- Кто это тебе сказал?
- Никто не говорил. Я так думал. Тем более, твоя мать работала воспитателем, сейчас ты… - пожал я плечами.
- Ты думаешь, что я работаю воспитателем? – она вдруг заразительно засмеялась.
Я невольно поддался её настроению:
- А кем?
- Я музыкальный работник в детском саду.
- А я и не знал.
- Ты многого ещё обо мне не знаешь, - она обняла меня сзади, потом, отпустив, подтолкнула, - Проходи, садись на диван.
Я взял со стены гитару, провёл по струнам.
«Какой же я чурбан. Я же, действительно, ничего о ней не знаю, кроме того, что она - Сонька-патефон. А ведь сколько раз подвозил её. Можно было поинтересоваться, спросить: где учишься? Нравится ли? Как успехи? Просто поговорить. Обратить внимание. Ей бы это приятно было. Но я же художник – не просто так, а она – кто? Пигалица»!
- Сыграй, - оторвала она меня от своих мыслей.
- Что ты хочешь услышать?
- У тебя большой репертуар? – донеслось уже с кухни.
- В основном, что из юности осталось. Давно не брал гитару в руки.
- Тогда давай на свой вкус, или по настроению. Как тебе угодно.
- Песенка сторожа, - объявил я.
- Очень интересно, - Соня поставила на журнальный столик поднос с фарфоровым чайником, двумя чашками, и вазой с конфетами, и присела в кресло напротив.
Я запел:
- Тишина. Над селом тишина.
Предрассветное утро молчит.
Вот растаяла ночь у окна,
Значит, скоро петух прокричит.
Я люблю эту пору, когда
Всё таится в серебряном сне.
Еле слышно звенят провода,
И поёт твоё сердце во мне.
Тишина. Над селом тишина.
Что-то медлит петух на шесте.
Он не знает, что ты для меня
Приготовила дома постель.
Соня, вся такая милая, когда-то успевшая переодеться в домашний халатик, затаив дыхание, сидела в кресле, и чуть подавшись ко мне, смотрела на меня своими широко раскрытыми любящими глазами, готовыми увлажниться в любую секунду от нахлынувших чувств.
Дважды повторив припев, я отложил гитару в сторону.
- Никогда не слышала этой песни. Ты так трогательно её спел, - она подошла ко мне, и, опустившись рядом на корточки, нежно поцеловала меня в губы. – Спасибо, Толя. Мне ещё никто никогда не пел, да ещё так проникновенно. Я растрогана до глубины души. Как-то светло стало на сердце от этой песни. От твоей близости. Так просто и так хорошо с тобой, что хочется плакать, - Соня, положила голову мне на грудь.
Я гладил её пышные каштановые волосы с золотистым отливом в свете торшера, целовал их знакомый с детства сиреневый аромат. Потом поднял её с корточек, аккуратно уронил на диван, и долго не мог оторваться от её сочных, словно спелая вишня, губ.
- Как ты прекрасна, Соня! Не понимаю, как я мог всё это время тебя избегать?
- Сама виновата. Вечно выскакиваю со своими глупыми частушками, а потом сама же от них и страдаю.
- Мне казалось, что ты вздорная и скандальная девчонка горлопанка.
- Это я на людях такая смелая, да занозистая. Выбрала себе такой имидж, чтоб никто не смел обидеть. Вот меня и побаиваются, как местное радио, чтобы чего не сочинила лишнего. А на самом деле, я ужасная трусиха. Приду домой и плачу: никто меня не любит, никто не понимает. Лучшая подружка – твоя бабушка. То я к ней, то она ко мне. Ты не представляешь, какая она у тебя замечательная, какая она мудрая. Кстати, я чай завариваю по её рецептам. Давай попьём?
- Да, действительно, чай у неё всегда вкусный.
- А главное, полезный.
Сладко-терпкий, приятного смородиново-вишнёвого вкуса горячий чай, нежно ласкал горло, струился внутрь меня, растекаясь своими полезными свойствами по всему организму. И вдруг меня будто озарило: «Не собирается ли она таким образом опоить меня любовным зельем? Ведь пьётся-то, как нектар. Если у Сони первая подружка - моя бабуля, она вполне могла её научить некоторым своим премудростям. Да нет, глупости. Хотя, бабушка, ради моего же счастья, способна на многое. Но у меня и своя голова на плечах. Только вот, что-то она кружится. Да нет, просто устал я сегодня, да и не выспался».
- Что-то не так, милый? – заметила моё изменившееся состояние Соня, и, придвинувшись ближе, погладила меня по лицу.
- Всё не так, - улыбнулся я.
- Как, всё не так? – округлила она глаза.
- Хотя бы то, что ты до сих пор ещё не сыграла мне ни на одном из своих инструментов.
- Да, теперь я вижу – всё не так. Глаза у тебя грустные, и вид усталый. Что-то тебя тревожит. К тому же ты сегодня не выспался. Может, тебе полежать? Да, давай-ка, ложись здесь, на диване.
Видимо, я и впрямь, выглядел сейчас неважно.
Она проворно достала из тумбочки подушку и плед.
- Если хочешь, разденься, я тебе простынь постелю.
Я отрицательно покачал головой.
- Тогда приляг, - Соня бережно уложила мою голову на подушку, заботливо укрыла пледом, - может быть аспирину дать?
- Поцеловать, спеть колыбельную и снова поцеловать.
- Ну, хорошо, - она, поцеловав меня в губы, взяла гитару и села в кресло.
На этот раз я почему-то не почувствовал щемящей сладости её поцелуя, и связал это с воспоминанием Кати. «Зачем мне Катя? У меня есть Соня – моё самое милое и нежное существо на всём белом свете», - пытался я избавиться от образа Кати.
- Я к вам приду, - объявила Соня.
- Что? – не понял я, и хотел, было, встать.
- Лежи, не вставай. Песня так называется.
- Как-то неудобно. Ты будешь меня развлекать, а я…
- А ты будешь слушать колыбельную песню и засыпать.
И, правда, голова отяжелела. Руки и ноги, как будто налились тормозной жидкостью. Веки начали слипаться – всё тело размякло, расслабилось. Я почувствовал скорое приближение сна.
Под спокойный мелодичный перебор струн зазвучал нежный, ласкающий слух, голос Сони:
- Я к вам приду ещё не раз
В тоске скупой слезой,
Иль ясным взором карих глаз,
Иль майскою грозой.
Я сразу же догадался, что она поёт песню собственного сочинения. Эта песня посвящалась мне. И мне это было приятно.
Вам только стоит помянуть
Меня в душе своей,
Я укажу короткий путь
К любви. К любви моей.
Случайным стуком за окном,
Иль тиканьем часов,
Я буду к вам являться сном
Из, вами сказанными, слов.
Глаза Сони влажно поблёскивали. Казалось, она вновь переживала чувства того времени, когда была написана эта песня. «Милая моя девочка с ясным взором карих глаз, как тебе нелегко было. И как ты счастлива сейчас. Но ты до сих пор не можешь поверить в своё счастье. Как осторожно и бережно ты обращаешься с ним, боясь расплескать хоть капельку. Тебе кажется - оно зыбко. Ты нежно лелеешь его. Я вижу, как ты взволнована. Вижу, как тебе хочется быть любимой, но больше всего – любить самой. И отдавать ради этой любви всё – всё без остатка, всё, что у тебя есть… Милая, милая Сонечка, как бы мне тебя не обидеть - не осквернить твою чистую непорочную любовь»?
А голос её, тем временем, звучал.
Вам только стоит помянуть
Меня в душе своей,
Я укажу короткий путь
К любви. К любви моей.
Она, словно призывала меня заглянуть к себе в душу, чтобы я, наконец, раз и навсегда, мог узреть там разгадку всех её страданий.
И, если вы, найдёте вдруг,
Что грустно стало вам,
То знайте, милый, милый друг,
Я с вами – тут и там.
Вам только стоит помянуть
Меня в душе своей,
Я укажу короткий путь
К любви - любви моей.
Я лежал с закрытыми глазами и, где-то глубоко внутри себя, переваривал услышанное. Спать мне расхотелось. Голова была в норме. Где-то, в лабиринтах её мозга, всё ещё плыл струнный перезвон гитары и родной голос Сони.
Она вздохнула и отложила гитару в сторону.
Я повернул к ней голову и улыбнулся:
- Так бы и слушал тебя ещё.
- А я думала, ты уснул под моё пение, - ответила она улыбкой и, подойдя, опустилась перед диваном на колени и поцеловала меня. – Как ты себя чувствуешь?
- У тебя лечебный голос.
- Да ну тебя. Я ведь серьёзно.
- Правда, - я сел на диван, посадил Соню рядом, поцеловал её, - У тебя прекрасный голос.
- А ты и, правда, ожил. Глаза повеселели. Хочешь, музыку включу?
- Хочу. Танцевальную.
Соня воткнула аудиокассету в магнитофон, щёлкнула клавишу, и полилась тихая и приятная инструментальная музыка.
Я обнял Соню. Она положила голову мне на грудь и мы тихо закружились по комнате.
Одна композиция заканчивалась, начиналась другая. Мы танцевали, прижавшись друг к другу, и наслаждались такой плотной близостью наших тел. А музыка сплочала нас ещё ближе, так, что казалось, мы растворяемся друг в друге, и, превращаясь в одну невесомую субстанцию, вот-вот готовы воспарить.
- У меня от тебя голова кружится, - не выдержала Соня, и беспомощно откинула голову назад.
Подхватив её на руки, я покружился вместе с ней и мы оба упали на диван.
- У тебя такая хорошая музыка. Просто космическая. Орган, скрипки и что-то такое неопределимое, внеземное. Слушаешь, и хочется в ней раствориться. Или взмыть высоко в небо и парить.
- Это моя музыка. А инструменты – всего лишь один японский электроорган.
- Где ты её взяла?
- Кого?
- Ну, музыку. Эту кассету.
- Я ж тебе только что сказала, это моя музыка. Я сама её сочинила. А записала в студии у подруги, с которой вместе училище заканчивали. Сейчас это делается просто.
- Ты это серьёзно? Милая, да ты просто гений! Ты хоть сама-то знаешь об этом.
- Теперь знаю, - скромно улыбнулась она.
- Ты пишешь стихи, сочиняешь музыку. А поёшь! Как ты поёшь! Соня, тебе надо на большую сцену!
- Да ну что ты. Моя сцена здесь, в Кондратьевой.
- Нет, Соня, Кондратьева никуда не денется. У меня есть знакомый чиновник от культуры в городе, я тебя с ним познакомлю. Ты знаешь, какие перспективы перед тобой откроются.
- Толя, успокойся, не надо меня ни с кем знакомить. Я всё равно никуда не поеду. Здесь моя мать, мой дом – скотины полный двор. На кого я их оставлю? Здесь моя любимая работа - ребятишки меня любят. Как я без них? А они без меня? И кто останется в деревне, если все уедут в город?
- Но ты же не все! Ты одна такая… К тому же ты сама говорила, чтоб я увёз тебя.
- Перестань, милый, таких, как я, в городе, хоть пруд пруди, а здесь я, действительно, одна такая. И представь, если меня здесь не будет, кто станет проводить уроки музыки с нашими детьми? Они и так многим обделены в отличие от городских. А насчёт того, чтобы увёз, я не против, но, - она понизила голос, - с возвратом в деревню.
- Но в городе заработки больше.
- Мне и здесь денег хватает. А ещё, меня пригласили преподавать в музыкальную школу. Там Елена Васильевна ушла на пенсию. В средней школе предлагают вести несколько уроков в неделю, опять же, за Елену Васильевну. А осенью бычка продам, буду, самая богатая невеста в деревне, улавливаешь? – Соня улыбнулась, - К тому же я здесь родилась, здесь моя родина. Я люблю нашу природу и ничего не хочу менять. К славе я равнодушна. Город не для меня. За время учёбы я так устала от городской суеты. Я деревенская. Здесь чистый воздух, другая аура. Люди другие. Понимаю, многие стремятся в город, потому что там больше возможностей. А я нашла себя здесь.
- Ну, хорошо. Сдаюсь, раз уж ты такая патриотка. Учи ребятишек музыки. Может и правда, откроешь в ком-нибудь деревенского Паганини. Только, когда мы поженимся, тебе всё равно придётся жить со мной в городе. Я и дом уже присмотрел.
- Толя, скоро люди из города побегут в деревню. Они уже бегут. Посмотри, сколько горожан уже скупило у нас в деревне участков. А почему? Потому что там скоро дышать нечем будет, кроме как выхлопными газами.
Да, я был согласен с Соней во многом, но знал ещё и то, что в деревнях скупают дома и земельные участки люди уже состоявшиеся, достигшие каких-то определённых финансовых успехов в городе. И мне хотелось достичь не славы, а именно успеха - жизненного успеха, причём, при этой жизни. Без народного признания художник не может состояться как творец. Может быть, я заблуждаюсь? Может, плюнуть на всё, переехать к Соне, устроиться на работу в школу учителем рисования? Может быть, и моё место здесь?
- Ты случайно не знаешь, в школе не нужен учитель изобразительного искусства?
- Конечно, нужен, - оживилась вдруг Соня, - там ИЗО преподаёт биологичка. Она отказывается, а её каждый год уговаривают, потому что вести некому. Как хорошо, что ты заговорил об этом. Мы завтра же можем сходить к директору школы. Вот она обрадуется.
- Да ты не спеши, я ещё ничего не решил. И не моё это – учить. Вот Геннадию бы это пошло. Опыт у него есть, и ребятишек он любит.
- А ты не любишь ребятишек?
- Ну, почему же? Люблю. Преподавать не люблю. Здесь ведь терпение нужно.
- Терпение в любом деле необходимо.
- Ну не скажи. Вот, например, не получается у меня картина, я отложил её на день, на неделю, на месяц, а тут не отложишь. Ответственная эта работа – учитель. Здесь другого рода талант нужно иметь. Так что не будем спешить. Попытаюсь сначала состояться в качестве художника. Ты не возражаешь? – я поцеловал Соню, - А музыка у тебя прелесть. Душевная.
- Может быть, уже спать пойдём, моя прелесть? Час ночи. Мне вставать рано – Венерку доить, в стадо гнать.
Продолжение - http://www.proza.ru/2011/11/25/177
Свидетельство о публикации №211112500170
Ирина Петал 13.05.2014 16:52 Заявить о нарушении