Смысл жизни рядом это дети

Авторский проект Светланы Гончаренко «ЗЕМЛЯКИ»

Частые поездки по родному Забайкалью дают мне богатый опыт встреч с удивительными людьми – моими земляками, тружениками села, руководителями предприятий и организаций, людьми необычных судеб, целеустремленными и творческими, предприимчивыми и находчивыми, неравнодушными и добросердечными. Все они становятся героями моих зарисовок и очерков в авторском журналистском проекте «Земляки».

Смысл жизни рядом – это дети

Обула, одела и собрала в школу  54 ребенка за один месяц. Таковы первые итоги акции  матери-энтузиастки из села Шишкино Читинского района Виктории Глушковой. Свою акцию по сбору вещей для сельской ребятни из малоимущих семей Виктория назвала просто - «Поможем вместе детям из села!».
Нас познакомил один общий друг. Вику заинтересовало мое увлечение литературой, и она сразу же захотела провести литературную гостиную у них в селе. Все-таки так редко в селах проходят культурные мероприятия с городскими литераторами. А в Шишкино и, вообще, никто не едет. Вика и ее муж взяли меня на ознакомительную поездку по селам Шишкино, Бургень и Подволок. Я даже и не думала, что общение с семьей Глушковых окажется весьма содержательным, а Вика и вовсе меня удивила, рассказав про свою акцию.
Родилась Вика в Горном Зерентуе Нерзаводского района. Отец ее всю жизнь проработал шахтером-проходчиком, а мама была медсестрой в больнице. Вика вспоминает, что до шестого класса была отличницей, получала грамоты, а потом учиться стала чуть хуже – на четверки и пятерки. Самые яркие воспоминания детства связаны с пребыванием на природе. Вика рассказывает: «Я люблю природу. Мы в детстве все свободное время проводили в лесу, ходили по грибы, по ягоды. Посмотришь старые фотографии, сразу ностальгия – хочется туда. Были любимые места там, конечно. Там у нас сопки, лиственный лес: березы, осины».
Закончив школу, Вика приехала учиться в Читу. А через несколько лет, когда она уже закончила учебу в институте предпринимательства по специальности экономист-менеджер,  вышла замуж и с семьей переехала в Шишкино, родители ее тоже купили в этом же селе дом, чтобы помогать ей с детьми. Сейчас Викина мама еще работает в селе фельдшером, а папа на пенсии.
Когда семья Вики переехала в Шишкино, выглядело все примерно так: стояла в чистом поле одна пилорама, не было ни забора, ни мало-мальского домика. Семья, в которой уже был первенец, жила в вагончике посреди выкупленной земли. Средств снимать квартиру в городе, как прежде, не было. Потому что надо было находиться все время на своей земле, чтобы кто-нибудь не растащил то, что напилено, инструменты и механизмы с пилорамы. Переехали в сентябре и все самое холодное время в году пережили в вагончике, топили печурку, чтобы было тепло. Строили дом. Сначала построили одну комнату. Перебрались в нее, еще без печки, обогревателем обходились. Потом еще пристроили комнату и кухню. Потом стали варить трубы на отопление.
Муж Виктор - хороший механик, может отремонтировать и автомобиль, и «камаз», работает почти все время далеко от дома, в разъездах, огородную работу не жалует. И все заботы-хлопоты по хозяйству и его обустройству ложатся на плечи Вики, с детства привыкшей к сельскому труду. Сажает овощи одна, копает одна. Если подсобного работника нет какое-то время, Вика сама чистит стайки. Летом вместе с подросшим старшим сыном Витюшей они пасли баранов, потому что работница пьянствовала, и ее попросили уволиться. А стадо уже приличное – семьдесят голов. Полтора месяца пасли они своих барашек в жару и в дождь.
В хозяйстве у семьи Глушковых много живности всякой: коровы, лошади, козы, бараны, гуси, куры, кролики, а еще пять кошек, три лайки, кавказская овчарка и беспородный подкидыш-щенок. С баранами целая история. Летом их надо стричь, а кто бы это мог сделать – вопрос. Муж был в командировке в Борзе. Вика, видя, что бедные животные изнывают от жары, взяла обычные ножницы, ловила баранов, связывала им ноги, заваливала и стригла, хотя до этого даже не видела никогда, как это делается. Баранов они с мужем решили разводить на будущее своим детям, чтобы стадо стало достаточно большим (ведь баран стоит не дешево – забей сто голов и на руках приличные деньги). Чтобы справляться с таким большим хозяйством приходится нанимать работников. Но это хлопотно тоже. Ведь люди попадаются разные: одни нечестны на руку, кто-то пьет много.  Сейчас обходятся помощью только одного работника, который пасет баранов.
Замужем Вика уже десять лет. Ее старшему сыну Вите девять лет, а маленькому Тарасику три года. Витюша в школе учится хорошо, лучше многих своих сверстников. Он уже настоящий помощник маме. Утром встанет, даст поесть кроликам, приберется. Помогает маме картошку сажать. Ко всему приучен. А Тарасик – мальчик умненький, рассуждает интересно, очень разговорчивый и большой фантазер. Он родился в Покров, и Вика считает, что это могло повлиять на то, что развитие ребенка шло быстрее. Он уже в год хорошо разговаривал предложениями. Конечно, помогает и влияние старшего брата.
Воспитывает сыновей Вика очень строго. Говорит о воспитании так: «Нас так же воспитывали. Мы с братом боялись домой тройку принести. За тройку нас бы ждала хорошая взбучка. Когда мы были маленькие, у нас сильно детства-то не было. Мы с братом погодки. Когда я в школу только пошла, родилась младшая сестренка. Папа на заработках, мама на дежурствах в больнице, а мы по хозяйству и за маленькой смотрели. Скотины у нас всегда было много – по десять коров (это надо было их всех подоить), свиньи были и гуси, и куры тоже. Всех надо накормить, всем принести воды, а колодец далеко… Мама, уходя на работу или уезжая на сенокос летом, оставляла нам большой список, кому, что сделать за день. Мы потому и играть-то почти не ходили, некогда было».
Отрицательно Вика относится к тому, что сейчас некоторые молодые девушки совсем не хотят иметь детей. Считает, что иначе зачем, вообще, жить. Ради кого карьеру строить, работать? Ну, вот сделала ты карьеру. А кому это нужно-то? Для кого старалась? Если для себя одной, то не станет тебя, и дело твое умрет бесследно. Вика видит в детях свое счастье. Все, что она делает, она делает только во благо детей. И действительно мы живем не одним днем, не только сегодня и не только для себя. Ведь если бы сегодня все решили больше не рожать, то человечество вымерло бы очень быстро. Кому достанутся наши благие мечты? Наши великие достижения – кому? Да и сейчас в нашей стране материнство поддерживается. Есть материнский капитал. Хотя Вика как человек, живущий в сельской местности, считает, что для жителей села материнский капитал не очень хороший помощник. Она объясняет, что на пенсию его не положишь – риск велик, что смена власти уничтожит этот вклад. На ипотеку в качестве первого взноса – он недостаточно велик, жилье дорожает. На учебу даже старшему ребенку тоже, может, не достанется, т.к. и старший ребенок еще мал, пока он вырастет, эти деньги могут «сгореть» при политико-экономических переменах. Что там будет через десять лет, скажем? Придет кто-нибудь к власти и скажет, что никакого вам материнского капитала. Вика размышляла об этом. Их сертификат на материнский капитал пока еще лежит, не пущен в дело. Вика считает так: «Для деревенской семьи нужна машина: дрова привезти, что-то в лесу насобирал, поехал, продал, с огорода можно что-то возить продавать. В том же Подволоке дети зимой далеко в школу ходят. Была бы в каждой семье машина - а семьи там многодетные почти в каждом дворе - детей возили бы в Бургень сами родители».
На вопрос о том, как же она решила сделать такую акцию в помощь сельским ребятишкам из малообеспеченных и неблагополучных семей, Вика рассказала, что однажды она сидела в Интернете, бродила по сайтам и обнаружила, что есть очень много таких людей, которые пишут, что отдадут даром старые детские вещи. Посмотрела, что вещи отдают хорошие и подумала, что людей отзывчивых много. И решила на двух читинских сайтах разместить свою тему под заголовком «Поможем вместе детям из села!». В сельской администрации и в пункте фельдшерской помощи у мамы своей она взяла списки семей, которые нуждаются в такой помощи.
«Все начиналось в октябре», - вспоминает Вика. - «Первые вещи забрала в Чите у тех, кто первыми откликнулись, привезла сюда, позвонила в семьи, они с мамами пришли, и я увидела, что некоторым детям и одеть не чего. Здесь их сразу одели. Возраст детей, которые стали приходить в последствие, разный: от годика до двенадцати-тринадцати лет. Я записала возраста всех нуждающихся деток и, когда они из нашего села приходят ко мне домой, или мы едем в Подволок или в Бургень сами, я им выдаю уже то, что именно им подойдет по возрасту». В доме у Вики под сбор вещей определена целая большая комната. Чего там только нет теперь: игрушки добротные, подготовленные уже подарки на Новый год, одежда стопками, обувь, головные уборы, всякие мелочи полезные. Иногда за вещами в город приходится им ездить по два три раза в день.
Поехали мы вместе с ней в Подволок. Надо было вещи увезти. Мальчику в одной семье кто-то из Читы купил зимнюю куртку и брюки на синтепоне в школу ходить, а Вика ему и шапку подобрала, и еще всяких принадлежностей школьно-письменных. Вот пришли мы с ней в дом - большой да необустроенный. Материнского капитала хватило этой семье только на сам дом. А стены голые, ремонта не было. Куры, гуси там же в загончике, а рядом стол обеденный. И четверо – мал мала меньше – бегают. Старший Алеша, ради которого мы почти столько же проехали, сколько от Читы до Шишкино, где-то на улице. Средние за ним побежали, звать. Когда он пришел и примерил свои обновы, мать и дедушка ахнули: «Нам бы никогда тебе, Лешка, таких красивых вещей не купить!». И мальчик стоял, чуть дыша от восторга: «Это все мне?»… И вещи для школы понес прибрать подальше от маленьких, чтобы не испортили. Умеют дети из таких семей дорожить тем, что городские считают за само собой разумеющееся.
Виктория испытывает небывалую радость от своего дела. Сейчас у нее на сайтах бурное обсуждение новогодних подарков идет. Подарки делают тем деткам, кому уж точно ничего на Новый год не достанется от родных, потому что денег не хватает на элементарное. Решили все, кто Вике помогают, что надо за каждым благотворителем закрепить одну семью, чтобы он заготовил одинаковых подарочков всем деткам в ней, чтобы никому не обидно было.  Помощников у нее свыше двадцати пяти человек из Читы. И люди все неравнодушные. Вот и я решила свою лепту внести, ведь и сама мама, понимаю, что к чему.

На фото: Виктория Глушкова
Фото автора


Рецензии
Спасибо Светлана!
Гостите ко мне на прозу!

Андрей Сульженко   09.01.2013 05:40     Заявить о нарушении