Свобода слов

       И явилась писателю Муза в лице придирчивого читателя. И указала на погрешности текста. И повелела править.  Удивляться здесь нечему. Автор всегда «правит бал» в собственном тексте.
               
  Тяжёл и неблагодарен писательский труд. Особенно достают мелочи. Ерунда всякая. Слова, слова. Вся жизнь в словах. К примеру:  «Жизнь вообще-то штука нелёгкая». Трудная, значится, жизнь.  Если убрать из предложения «вообще-то», -  ничего страшного не произойдёт, зато  появится ненужная категоричность. Если оставить, то следует ли выделить «вообще-то» запятыми?  Оно же вводное слово, вообще-то. Или нет? Надо бы предложение разобрать по членам.   Анатомировать. Но  как, как  резать по живому? Больно и жалко. Разве что  «авторский текст» призвать на помощь? Существуют же авторские запятые.  Воля автора  всесильна. Пока творит, «он  бог, царь и воинский начальник  в одном лице».  Над своими словами.

  Сделать можно много чего. Можно, например, понизить рангом злополучное слово.  Ишь, цаца какая!  Пусть не высовывается из ряда других, ничем не выделяемых слов. Можно и чёрточки лишить. Вообще. К чему  такие сложности?
 
  Проще надо быть, господа Слова, проще и демократичней! Это ко всем вам относится!
 
  Позволишь одному сесть на голову, за ним и другие тут как тут.  Тем  дефис-чёрточку подавай, другим позарез необходима большая буква, - кому в начале, кому в конце, а кому-то и посередине (а то их не так поймут, сердешных); третьим непременно хочется влезть в кавычки для уютного  существования; к четвёртым и синонима не подобрать, - такие несговорчивые;  пятые, слова-паразиты, так и норовят втереться  туда,  где  их  совсем  не ждали.
 
  И каждое слово на что-то надеется, претендует, требует личных  свобод и каких-то там прав добивается.
 
  Если хотите знать моё авторское мнение, то никакой свободы нет и быть не может, включая и так называемую «свободу слова».  Так что,  мои «единственные и неповторимые»  Слова, сидите тихонько в тексте и не выпендривайтесь,  не то лишитесь  насиженных мест во  мгновенье ока!
 
  Не забывайте об этом, глупые Слова-воробьи! Думаете, что выпорхнули и никто не поймает? Заблуждаетесь, голубчики! Ещё как поймают! Оглянуться не успеете, как окажетесь в  темнице строгого режима Грамматики и её верных слуг: Орфографии, Морфологии и шестёрки-Фонетики. У них не забалуешь, не порезвишься, как в авторском тексте.  Замучают-замордуют, выхолостят-зашельмуют так, что своих не узнаешь, предадут забвению и отправят в Словарь с пометкой «малоупотребительное». Хуже  может быть только ярлык  «устаревшее».  Вежливый эвфемизм означает, что  слово  больше не употребляется,  и нет ему места в живом языке.  Старое, ставшее никому не нужным, оно покоится  то ли в коме, то ли в летаргическом сне,  где-то на  дне  языковых закромов, наивно надеясь, что ещё придёт его время, что возродится оно к жизни подобно птице Феникс.
 
  Спору нет, всякое бывало, но не обольщайтесь: жизнь коротка, а срок ожидания неизвестен. Может, и внуки ваши не дождутся. Так что оставайтесь на своих местах, кому какое досталось, и не ропщите, что вас не так употребили, родимые мои! Радуйтесь, что хоть как-то использовали-поимели,  изнасиловав и искалечив.
 
  Смирите собственную гордыню, Слова мои, романтики и идеалисты!  И не вздумайте жаловаться самому Синтаксису, категорически не  советую!  Увязнете  в бесчисленных поправках и толкованиях его параграфов, никогда не пробьётесь сквозь армию запятых, - лукавых, увёртливых, - интонационных,  факультативных, авторских  и многих других,   усиленных точками для пущей важности; запутаетесь среди  вертикальных двоеточий с горизонтальными многоточиями; зачахнете,  дополняя прямо и косвенно ваши печальные обстоятельства, а затем и   утонете  в сложных,  чему-то подчинённых, и не менее сложных, кем-то сочинённых предложениях, обстоятельных инструкциях и ссылках,  так и не выяснив всех  причастных к обороту, непременно сложных и холопски подчиненных Хозяину словарно-административных единиц, что по горизонтали,  что  по вертикали.
 
  Он ведь двуликий и двуличный, Синтаксис ваш, на которого уповаете. Да и не занимается вами напрямую. Жалоба живенько  вернётся к безжалостной и деспотичной Грамматике.
 
  Инакомыслящим и особенно развитым особям, исподтишка кивающим на заграницу, напоминаю: хорошо там, где вас нет, родные мои, непутёвые! Научитесь ценить то, что имеете. Никто вас не заждался, да и  Правила за бугром другие.  Порядок слов в предложении строгий, раз и навсегда  определённый,  не то, что родной беспредел. Не спрячешься далеко от ока всевидящей общественности,  не потерпит она  нашествия иноязычных слов. Нет там вашего низкопоклонства и всеядности. Нет и добросердечного гостеприимства.  У них  хай-тек и ноу-хау, а у вас пенаты. Чувствуете разницу?  Кому и где вы нужны, несчастные мои, шипящие и свистящие,  со странной мягкостью изначально твёрдых звуков?
 
  Вспомните о своём, до сих пор окончательно не выясненном,  происхождении  от двух братьев (оба давно уже святые). Один, вроде бы, был воином, но второй-то, - монах. Монах всегда главнее, сами знаете. Вот и следуйте заветам предков!  Смиренно  чтите  мать вашу, Кириллицу, и поминайте  родную сестрицу её, Глаголицу.
   
  Сидите дома, не умничайте, и да поможет вам Бог!  Если кто верит, конечно.  Кто ещё не поверил, настоятельно советую, вера помогает смириться с Контекстом и с Автором.  Вообще-то, надежда умирает последней. А вера – та  и вовсе бессмертна.
 
  Умерьтесь, Слова мои, строптивые и непокорные! Знайте своё место!  Думаю о вас днём и ночью!  Потому, в знак любви и заботы о благополучии вашем, жалую с авторского плеча  восклицательный знак!  Особого смысла в том  нет,  вообще-то, но такова моя  воля: завершить текст знаком квасного  оптимизма!
 
  Желаю счастья вам,   Слова мои,  бедолаги  мои горемычные! 
  Искренне  любящий  вас,
  Автор.         


Рецензии
Из таких внутренних монологов и рождается вдохновение.
И очень уместна добрая ирония.
Замечательная миниатюра, навеянная, как думаю, трудами Эльмиры Пасько.

Светлана, если будет время, прочтите Упражнение для пальцев Марзана. Сюжет совершенно другой, но тема общая.

Сергей Соломонов   17.11.2019 22:31     Заявить о нарушении
Светлане Лось.
Светлана Александровна, простите, что вошла в переписку и отвечаю прежде вас.

Сергею Соломонову.
Сергей, никакого моего влияния на творчество моей коллеги Светланы Лось нет.
Например, это произведение ею написано в 2011 году, когда у меня ещё и компьютера не было и я не могла читать её работы. Я на Прозу-ру пришла только в 2014 году и познакомилась с нею в 2015-м, что было очень полезно для меня.

К Светлане Лось и её творчеству отношусь с большим уважением. Это - личность, человек неравнодушный и думающий. Умение видеть в привычных явлениях то, чего не видят другие, самостоятельное мышление - ценные её достоинства.

Эльмира Пасько   18.11.2019 10:49   Заявить о нарушении
Мои извинения обеим дамам.
Светлана, Эльмира, ваши эссе разные, но близки по духу в самом хорошем смысле этого слова.

Сергей Соломонов   18.11.2019 18:16   Заявить о нарушении
Дорогая Эльмира Викторовна!
Мне очень приятно, что Сергей Соломонов отметил внутреннюю близость, существующую между нами. Очень сожалею, что знакомство не произошло хотя бы лет десять тому.

Спасибо Сергею Соломонову за отклик и лестные для меня предположения.

Светлана Лось   19.11.2019 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 89 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.