День отца

   Ни в Израиле, ни в России этот праздник пока не отмечают. Правда, россияне весело праздную День защитника Отечества. В какой-то мере он соответствует Дню отцов. Но далеко не в полной. Прежде всего, потому, что многие защитники Отечества, отцами ещё не стали.
 
А вообще-то традиции отмечать «День отца» уже более 100 лет. Возникла она в память о страшном событии, произошедшем 6 декабря 1907 года в городке Мононга, что в штате Западная Виржиния, США. Тогда на двух угольных шахтах, расположенных в окрестностях города, почти одновременно прозвучали два мощных взрыва рудничного газа.

Погибло много шахтёров. Ещё больше оказалось в лавинной ловушке. Спасательное оборудование тогда было несовершенным, так что спасти удалось совсем немногих. По официальным данным погибло 362 шахтёра и спасателя. Называют даже цифру в 500 человек. В результате в этом небольшом городке появилось более 250 вдов и около 1000 детей сирот.

  Спустя полгода, 5 июля 1908 года, в ознаменование этого трагического инцидента в городе  Fairmont, штат Западная Виржиния, состоялась траурная встреча 210 вдов, погибших шахтёров и их детей. Через два года этот день превратился в официальный праздник. Правда, он больше напоминал траурный День поминавения.

Со временем вдовы умерли. Дети погибших шахтёров выросли. Постепенно праздник сошёл на нет. И только в 1972 году президент США Ричард Никсон подписал закон, согласно которому третье воскресенье июня стало считаться в США официальным праздником под названием «День Отца».
 
 Сегодня в третье воскресенье июня каждого года «День отца» празднуется в Соединенных Штатах, Канаде, Соединенном Королевстве Великобритания, многих странах Европы, Австралии, Новой Зеландии и других странах.  Возможно, скоро он появиться и в Израиле.

Ну, а пока этого не произошло, я хочу воздать дань благодарности своему отцу, которого всегда любил и уважал чрезвычайно. К сожалению, только когда его не стало, по-настоящему осознал, вроде бы, банальную сентенцию, что перед родителями мы всегда в неоплатном долгу.

Отец часто повторял, что всё то, что  задолжал ему, я должен обязательно вернуть своим детям и внукам. И воспитать их так, чтобы они в свою очередь поступили также. Именно так отец представлял себе связь времён. Именно этот аспект жизни являлся для него главным связующим звеном в бесконечной цепочке поколений.

Отец прожил нелегкую, полную забот и тяжкого труда жизнь. Он родился в 1909 году в небольшом еврейском местечке в Белорусси. Рано осиротел. Его отец, мой дед, погиб от немецкого иприта в 1915 году на фронте Первой мировой. Мать, моя бабушка, - в 1918 году от сабли бандита из отряда польских головорезов Булак-Балаховича. Так что советскую власть отец встретил круглым сиротой. К счастью, беспризорником не стал. Выручили родственники.

За свои 75 лет отец успел поучаствовать в трёх войнах: так называемом освобождении Западной Белоруссии в 1939 году, финской военной кампании 1940-41 гг. и Второй мировой. С божьей помощью остался жив и даже заслужил несколько боевых орденов и медалей.

В 1948 году чуть было не "загремел по этапу". Однако благодаря порядочности тогдашнего первого секретаря минского горкома партии Кирилла Мазурова, а, возможно, и двум боевым орденам отца, нашей семье выпало редкостное счастье. Тюрьмы удалось избежать.

Хотя обвинение по тем временам было весьма серьёзным – связь с заграницей. Собственно, вся связь выражалась в нескольких продуктовых посылках, которые мы получили через Красный Крест от маминых родственников в Америке.

Но тогда людей сажали даже за неудачный анекдот. Так что испугаться причин было предостаточно. К счастью, обошлось. Правда, из партии папу всё-таки турнули. Не учли ни боевые заслуги, ни даже, так называемый ленинский призыв. Отец вступил в партию 15-ти летним пареньком в год смерти Ильича, и к моменту исключения уже имел партийный стаж, длинной почти в четверть века.

После XX съезда КПСС коммунисты опять отца малость перепугали. Вызвали в какой-то комитет. Но там вдруг обрадовали. Сообщили, что в 1948 году произошла роковая ошибка. Разумеется, ошиблась не партия, а какой-то там её чиновник. Сама же партия, как папе доходчиво объснили по своей природе ошибаться вообще не могла. Более того она захотела исправить ошибку нерадивого её члена. Короче, папе предложили восстановиться в родной для номенклатуры коммунистической партии.

 Но предложили как-то до обидного неприлично. Потребовала у отца предварительно уплатить партийные взносы за 9 лет, в течение которых он почему-то выпал из ей сплочённых рядов. Можно сказать и по-другому. Членство в партии отцу предложили выкупить. Не помню уж по какой цене. Он вполголоса попытался, было, возразить: мол, если не виноват, так зачем же платить? Но вопрос партийного функционера в расплох не застал. Тот сходу ответил. Как ни станно, по-еврейски.

Не в том, конечно, смысле, что на еврейском языке, а по стилю, т.е. вопросом на вопрос. Причём вопрос задал язвительный. Спросил: "Дорогой товарищ, ты ж не желаешь потерять 25 лет такого драгоценного партийного стажа?" А в добавок ещё и пристыдил.

Сказал вроде того, что пока ты тут прохлождался на свободе, подлинные коммунисты за тебя строили коммунизм в ГУЛАГе. И после этого ты жалеешь для партии пару сотен рублей?! Ты ж хороший портной, наколупаешь иголкой себе ещё много рублей. В конце беседы бравый фукционер предложил отцу крепко подумать.   

 Что было ответить перепуганному отцу. Он, разумеется, подумать согласился, и с огромным облегчением покинул опасный кабитет. Какой выкуп за сохранение стажа потребовала партия от избежавшего ГУЛАГа беспартийца я уже запамятовал. К счастью, до выплаты дело не дошло.

Говорят, нельзя вступить два раза в одну и туже воду текущей реки. Не проверял, но готов согласиться. Однако судьба предоставила моему отцу не менее уникальную возможность - вступить второй раз в одну и ту же партию.

Как хорошо известно, их в СССР было всего то одна. Так что вступить в неё второй раз было не проще, чем решить вышеуказанную проблему. Но как написал выше такого  не произошло. Отец с задачей не справился. Между прочем, ничего от этого не выиграл. Но, что намного важнее, - ничего и не потерял.

И всё-таки это только теперь очевидно, что встутить второй раз в партию, пожалуй, тоже самое, что дважды наступить на одну и туже, пардон, кучу дерьма. Или сродни случаю, когда растяпа второй раз наступает на те же грабли. А вот в те годы проигнорировать высокое предложение товарища из Комиссии было не так-то просто. Отец долго ходил под "впечатлением".
 
Впрочем, и в тот раз обошлось без последствий. Больше папе партийные вопросы уже  никто не задавал. Но главное - на эту тему предложений никогда уже больше не поступало. Он так и перешёл в мир иной в странном политическом статусе – беспартийным, восстановленным в партийных правах, которыми так ни разу и не воспользовался.

Отец был отличным дамским портным. Звание коммуниста, которое партия предлагала ему восстановить, вряд ли существенно сказалось на его профессиональном мастерстве. Папа долго работал в минском Доме моделей. Там, правда, его величали модельером-конструктором. Но существо отцовского ремесла название должности никак не меняло. Шил он прекрасно. От клиентов отбоя не было. Особенно, когда перешёл на работу в самое престижное в Минске ателье «Люкс».

Бесспорно, за 75 лет жизни отец неоднократно ощущал свои минуты славы. Но и пару мисок лиха, положенных советскому еврею, он тоже выхлебал до дна. Однако несмотря на все гримасы большевизма, тоталиризма, антисемитизма и прочий негатив уродливого социализма, жизнь отца в рамках недолгой истории страны Советов можно вполне считать относительно благополучной. Особенно, если учесть, что многие его сверстники погибли на фронтах многочисленных войн или сгинули в сталинских лагерях ГУЛага задолго до 75 лет.
 
Родители более пятидесяти лет прожили вместе. Прошли через многие испытания и невзгоды. Преодолели немало трудностей. Бывали у них, конечно, и радостные дни. Тем не менее горя и бед хлебнули они через край. За полвека совместной жизни отец с матерью накрепко срослись душами, и до самых последних дней сохранили искреннюю любовь, верность, уважение и преданность друг к другу. Достойный пример для подражания!

Отец умер смертью праведника. В одночасье, на руках матери. И смерть его явилась подтверждением ещё одной сентенции, которую он часто любил повторять. Особенно в последние годы своей жизни: "лёгкую смерть нужно заслужить праведной жизнью". И судя по смерти, жизнь отца была именно такой. Во всяком случае, в моём представлении.
 
Кончина отца сразила маму, что называется, под корень. Она и до этого страдала тяжёлой формой гипертонии. Ходила с палочкой – результат перелома шейки бедра. Были и другие болячки. Но забота об отце придавала ей бодрость и энергию. Заставляла забывать о собственных недугах. Наполняла жизнь смыслом.
 
С уходом самого родного и близкого человека исчез главный жизненный стимул. Чудодейственный эликсир улетучился. Мама полностью погрузилась в своё горе. Происходящее вокруг перестало её интересовать. Оно буквально выпало из её сознания.
 
Вероятно, это ещё одно подтверждение тому факту, что сросшиеся души, долго проживших в любви и согласии  супругов, подобно сиамским близнецам очень трудно поддаются разделению. Мать пережила отца совсем не надолго. Спустя год у неё случился гипертонический криз, от которого спустя неделю она умерла.


Рецензии
Уважаемый Лев Израилевич! Светлая Память Вашим Родителям! вы достойный сын! Вашу Память будут Ваши дети и внуки передавать из поколения в поколение! Мир Вашему Дому! Здоровья Вам и Вашим Родным! С глубоким уважением,

Талия 2   07.09.2013 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо, ув. Талия, за отзыв и такие тёплые душевные пожелания.
Будьте здоровы и счастливы.

Лев Израилевич   07.09.2013 23:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.