2-VI Дела наследства и снова Британия

                VI

  Вскоре их отца, Тита Фабия Фламинина Постума, не стало. На старшего сына свалилось сразу множество дел. Торкват не отстранился от них, но, напротив, решительно взялся. Прежде всего, должным образом похоронил родителя. Затем в тяжбах, переговорах, процессах, отстаивал наследство от наглых притязаний не прекращавшей пирушек и отвратительных похождений Рогации. В то же время Квинт собирал деньги на игры в память умершего – вдова не дала ни квадранта. Но Торкват всё-таки устроил великолепное зрелище. Присцилле больше всего запомнилось не представление, а то, как ей, пускавшей слезу, было приятно в объятиях утешавшего любимого брата.

  Как он давно собирался, сделал свободным управляющего делами, бывшего прокуратора Амагальтуса, дав ему имя Авл Фабий Филерот. Этот галл, хитрый и плутоватый, прямо как Бренн, преданно служит семье Фабиев очень давно. Он поставил в их поместьях прокураторами, виликами своих помощников-учеников, чтобы и они вели дела с максимальной прибылью. А сам занялся морской торговлей и ростовщичеством, распоряжаясь деньгами Квинта. Кроме прочего, Филерот отменно умеет составлять договоры – скрупулёзно, мелочно, всё по формулам. Должникам от этого отнюдь не легче, и они бывают просто счастливы заплатить ему хотя бы две унции вместо принятых двенадцати процентов – вот как он берёт их в оборот! Патрон, Квинт Фабий, ему оправданно и полностью доверяет и платит с получаемой прибыли определённую долю. Сам будто и не ведя вовсе никаких финансовых дел. Полученные таким образом деньги принесли Филероту не один всаднический ценз.

 В начале следующего года  Рогация родила сына, её крайне нездоровый организм не выдержал родов, и женщина умерла; Квинт организовал и её погребение. Отпала необходимость в дальнейшем ведении тяжб, состояние осталось среди братьев и сестёр, в одной семье, пополнившейся ещё одним Фабием – ребёнок, хотя и хиленький, выжил и получил имя Спурий Фабий Постум. Приведя гражданские дела в порядок окончательно и твёрдо, Квинт Торкват, старший брат, фактически стал главой семьи.

  Но не хотел оставлять армейскую службу и отправился обратно в Мавританию. Где военных операций не предвиделось, обстановка была стабильной и спокойной и позволяла молодому трибуну совмещать службу, которой отводились утро и день, и увлечение отличными винами и хорошенькими девочками. Примерно через два года Фабий вернулся в Город и колебался: продолжать ли ему карьеру в войсках или начать гражданскую жизнь. На восток, где шла война с парфянами, он не собирался – с Гнеем Корбулоном у Квинта Торквата была личная неприязнь из-за женщины. Тогда заставила обратить на себя внимание западная провинция.

  Британская царица Боудикка не желала терпеть па острове римское господство. Объединившиеся вокруг неё ицены, восставшие первыми, возмутили другие племена и в своих зверствах собирались превзойти былые кровавые дела Митридата в Малой Азии. На подавление был послан старый опытный полководец, уже имевший решительное дело с большим восстанием – Гай Павлин. Он призвал под своё начало и Квинта Торквата, назначив трибуном в XIV легион.

  На этот раз в Британии не столь нужна была безумная отвага. Более необходимы были воинское искусство и большой опыт борьбы с мятежом. И даже Светонию, обладавшему вполне и тем, и другим, понадобился целый год, чтобы подавить это восстание на острове. Или, иными словами, в силу его(восстания) характера – жестокого, непримиримого, упорного – пришлось, подтянув дополнительные легионы, утопить мятежников в их собственной крови.

  Поэтому и от молодого Фабия понадобилась вся его жёсткость, даже жестокость, и даже больше, чем её в нём было. Места личным отважным подвигам – за исключением, пожалуй, знаменитого решительного сражения на лесной дороге – на ответственной должности трибуна в сложившихся условиях практически не было. Необходимо было заботиться о более важных, нежели собственная слава, вопросах. И брат Присциллы сумел, несмотря на молодость, укротить в себе личную жажду славы и честолюбие ради общей пользы, ради когорт римских граждан, ради подавления опаснейшего восстания.

  С решением последней задачи Британия была заново покорена, дорогой ценой заплатив за попытку поднять оружие против Рима. А Квинт Торкват вернулся к мирной жизни.

  На следующий год он был назначен квестором в Этрурии и исправно исполнял свои обязанности. После года квестуры надел сенаторские перстень и латиклав – как отмечает Присцилла, он очень ему идёт – и стал посещать Курию: через пять с лишним лет место Тита Фабия Постума занял его сын Квинт Торкват.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/11/26/235


--------------------
1) устраивать игры в память умершего – у состоятельных р-н был такой обычай. Изначально гладиаторские бои были именно (и только) частью поминальных обрядов.
2) квадрант – р. мелкая монета, медная или бронзовая – четверть асса.
3) Бренн – вождь галлов, в 390 г. до н.э. захвативших Рим. Когда р-не выплачивали золотом  (на вес) выкуп, Бренн сплутовал, наклоняя чашу весов мечом. Р-не считали хитрость и плутоватость едва ли не национальной чертой галлов.
4) формула – юридическое предписание, фиксированная фраза, формулировка, форма (из области права).
5) унция – 1/12 доля, одна двенадцатая; две унции – 16 и 2/3 %, т.е. прибл. 16,67 %.
   12% - по р. законам того времени максимальные годовые проценты для ростовщичества, но многие ростовщики их обходили.
6) сам будто не ведя никаких дел – сенаторам было запрещено заниматься коммерческой деятельностью, официально они могли получать доходы только от своих земель.
7) война с парфянами – Парфия – мощное государство на территории совр. Ирана и Ирака, постоянный соперник Рима за влияние на Ближнем Востоке и в Армении. Речь о военной кампании 58-63 гг., неудачной для р-н, под командованием известного полководца Гнея Домиция Корбулона.
8) кровавые дела Митридата в Малой Азии – понтийский царь Митридат VI Эвпатор в начале I в. до н.э. поднял в Малой Азии восстание против Рима, по его приказу было убито ок. 80-100 тысяч р-н.
9) На подавление вспыхнувшего в 59 г. в Британии крупного восстания (в его начале были убиты ок. 70 тысяч р-н) был послан Светоний Павлин, в 41-42 гг. усмиривший мятеж в Мавритании.
10) Этрурия – область в Италии.
11) перстень – сенаторы носили особые перстни; латиклав – сенаторская тога с пурпурной полосой на спине.


Рецензии
Похоже, в Древнем Риме большего достигали отважные и мудрые, а "связи" играли намного меньшую роль, чем в наше время... Да что уж говорить - даже в эпоху Анны Стюарт интриги играли значительно большую роль, чем личная доблесть.
С уважением,

Нелли Искандерова   25.11.2011 13:32     Заявить о нарушении
В принципе, да, хотя в какой-то степени императоры опирались на сенаторов и всадников (высшие сословия), но в то же время самых знатных зачастую уничтожали как потенциальных претендентов (хотя у тех, может, и в мыслях не было становиться принцепсом)... И приближали к себе и "поднимали" на самый верх выходцев из провинций, совершенно не знатных, вплоть до вольноотпущенников (бывших рабов). Несомненно, эти выдвиженцы обладали выдающимися личными качествами. В то же время немало людей старалось подольстится к окружению Цезарей, к окружению его приближённых, дабы обзавестись этими самыми "связями". Причём вплоть до того, что старались понравиться их рабам...

Ну а Квинт, скорее всего, хотел самому себе доказать, что сможет дослужиться до высших военных командных постов без "помощи" своего происхождения.

С тем же чувством,

Публий Валерий   25.11.2011 13:55   Заявить о нарушении
Да, читала, что он начал с достаточно низкой для своего происхождения должности. Молодец Квинт!

Нелли Искандерова   25.11.2011 17:27   Заявить о нарушении