Кухня российских немцев сто лет назад
Издревле трапеза занимала исключительно важное место в жизни людей. Даже в будни она являлась ритуалом, освященным традицией: за ней собиралась вся семья, молитва ознаменовывала ее начало и конец. Что касается праздничной трапезы, то приготовление блюд для нее представляло собой не игру фантазии хозяйки, а следование правилам, передаваемым из поколения в поколение.
Кухня российских немцев – это зеркало их истории. Наряду с национальными традициями и песнями, от матери к дочери передавались кулинарные секреты родины предков. В то же время колонисты охотно заимствовали блюда соседних народов. Излюбленным блюдом кавказских немцев был плов, бессарабских – мамалыга, южнорусских и украинских – борщ. Тем не менее кулинария оказалась одним из самых устойчивых элементов культуры российских немцев. Даже в семьях, утративших язык и религию предков, нередко продолжают готовить немецкие блюда.
Единого меню у российских немцев не было. Его региональные особенности определялись, во-первых, кулинарными традициями тех германских земель, откуда они были родом, а, во-вторых, условиями жизни на новом месте. Однако существует ряд блюд, которые известны практически всем российским немцам. Перечислю некоторые из них
1. Куриный суп-лапша (Nudelsuppe).
Уважение к этому блюду у российских немцев было столь велико, что вплоть до недавнего времени во многих семьях, несмотря на обилие макаронных изделий в магазинах, лапша для Nudelsuppe изготовлялась только домашним способом.
2. Окорок с тушеной квашеной капустой и картофельным пюре.
Приготовление картофельного пюре у российских немцев – особое искусство. В него кладут большое количество молока и масла и долго сбивают до консистенции легкого крема.
3. Штрудель (Strudel)
В немецких и русских современных кулинарных книгах штруделем именуется род сладкой выпечки. Российские немцы называли штруделем блюдо, состоящее из сдобных рулетиков, которые вместе с окороком или салом тушатся в квашеной капусте.
4. Клецки
В Германии и у российских немцев существуют десятки рецептов этого блюда. Их едят в супе, а также в качестве самостоятельного блюда со сметаной, маслом и шкварками. Клецки варили также на костре в полевых условиях во время сельскохозяйственных работ.
5. Колбаса
Употреблялась и в холодном, и в жареном виде. Колбаса, зажаренная в тесте, обычно была праздничным блюдом.
6. Риввелькухен (Riwwelkuchen)
Это сдобное печенье, посыпанное тестяной крошкой. В современной Германии известно как Штройзелькухен (Streuselkuchen)
7. Шниттзуппе (Schnittsuppe)
Десертный суп из сухофруктов, иногда с добавлением маленьких клецок. В настоящее время в Германии почти неизвестен.
8. Кофе из злаков (ячменя, ржи, пшеницы) или цикория (Prips)
Кофе появился в Германии в XVII веке, а в следующем столетии стал любимым напитком всех сословий. Многие, правда, довольствовались дешевой имитацией настоящего кофе, используя зерна ячменя и пшеницы. Немецкие переселенцы, прибывавшие в Россию в XVIII-XIX вв., принадлежали к беднейшим слоям населения и могли позволить себе только такой кофе. Их потомки унаследовали эту «кофеманию» и оставались ей верны, живя в такой «чайной» стране как Россия. В старинных немецких поваренных книгах можно найти рецепты кофе из злаков, однако современные немцы о нем почти не знают. Начинают забывать его и российские немцы, а жаль: добрый старый Prips куда полезнее и вкуснее так называемого натурального кофе.
Меню российских немцев объединяли не только общие блюда. Почти везде оно отличалось обилием и разнообразием. Объяснялось это сравнительно высоким уровнем благосостояния колонистов, которое поддерживалось их огромной трудоспособностью. Она же, в свою очередь, была следствием качественного и полноценного питания. Эту взаимосвязь отражают две немецкие пословицы: «Wie zur Arbeit, so zum Essen» и «Wie zum Essen, so zur Arbeit». Кстати, хороший аппетит ценился не только у немцев. Латышские хуторяне, нанимая батрака, прежде всего кормили его сытным обедом и наблюдали, как он ест: если уплетает за обе щеки и просит добавки – значит, будет хороший работник. А вот у малоежек было меньше шансов найти работу.
Похвальные отзывы о питании колонистов во второй половине XIX - начале ХХ века можно встретить у многочисленных авторов того времени.
«В мясе у них нет недостатка, а мучные блюда отличаются разнообразием», – писал о поволжских немцах пастор Буш, предпринявший в середине XIX века путешествие по лютеранским колониям России. То же самое пишет он о немцах Екатеринославской губернии: « Их питание и по качеству, и по количеству очень хорошее. Оно состоит из говядины и свинины, масла, яиц, сметаны, творога, ячневой каши и мучных блюд». «Питание колонистов было простым, здоровым и обильным, – вспоминал в середине ХХ века пастор И.Фолль, проведший детство в немецкой колонии на юге России. – Молока, масла и сыра было вдоволь; копченое сало и колбаса не сходили со стола».
Какие же блюда можно было встретить на столе российских немцев 100 лет назад? Обратимся к свидетельствам очевидцев.
Католический священник Келлер, автор книги о южнорусских немецких колониях, изданной в начале ХХ века, упоминает множество блюд из лапши, а также омлеты, свинину с картофелем и кислой капустой, говядину, телятину, колбасу, зельц, сало, всевозможные супы, молочные продукты, а также борщ и мамалыгу. Пастор Фолль вспоминает о картофельном пюре, квашеной капусте, клецках, курином супе-лапше; соленых огурцах, перцах и арбузах. Русский путешественник конца XIX века пишет о поджаренном копченом сале, жареных на сале ветчине и картофеле, молочном супе с булкой, яйцах всмятку и вафлях. «Любимая немцами пища, – делает он вывод, – жирная и пресная».
Не всякий желудок выдерживал изыски кухни российских немцев. Вот что рассказывает о своем знакомстве с кулинарией приднепровских колонистов русский литератор А.Чужбинский: «В назначенный час и минуту на столе у меня стояла миска. Меня удивило, однако, что вместо обыкновенного супа в миске было молоко. Пробую, непротивно, но со дна миски вытаскиваю ложку вишен. «Что это? – спрашиваю. – «Kirschen-Suppe», - отвечает хозяйка. Утолив первоначальный голод, я попросил пить. Мне подали стакан густых сливок. Второе блюдо было жирнейшая и превкусная ветчина. После ветчины следовало жаркое с каким-то сладким соусом». После нескольких подобных обедов русский гость почувствовал себя плохо и поспешил покинуть гостеприимных колонистов.
Конечно, сами колонисты ели так не каждый день. О режиме питания поволжских немцев свидетельствуют воспоминания известного историка ХХ века Петера Зиннера. В его семье зимний день начинался с кофе из жареных зерен пшеницы на чистом молоке (Weizenkaffee) или ячменного кофе (Prips) или чая, настоенного на степных травах (Steppentee) и жареной колбасы. На обед ели мясной суп, а по воскресеньям – еще и жареную свинину с тушеной квашеной капустой, пшенную кашу и Schnittsuppe. На ужин опять подавался суп, жареная колбаса и чай. Перед отходом ко сну мог быть и второй, легкий ужин, состоящий из печеных яблок или соленого арбуза с хлебом или хлеба с луком и солью. Летом на завтрак пили чай на травах, заедая его хлебом с маслом, а по воскресеньям – печеньем. На обед ели затирушку (Mehlbrei) или пшенную кашу или оладьи. Воскресный обед состоял из супа-лапши с мясом, жаркого с картофельным пюре и квашеной капустой и чаем с хворостом (Krappeln). Ужин повторял завтрак.
Качество питания колонистов не являлось одинаковым. Меню южнорусских колонистов было многообразнее, чем поволжских. Даже в пределах одной колонии вследствие имущественного расслоения рацион был различным. Батраки, однако, питались вместе с хозяевами и ели те же самые блюда.
Во время полевой страды отношение к питанию оставалось серьезным. Даже когда колонисты выезжали в поле на несколько дней, у них было трехразовое горячее питание, которое готовили на костре. Кстати, еду стряпали мужчины, поскольку женщины, как правило, в полевых работах не участвовали: они занимались исключительно домашним хозяйством. Рабочий день в поле, как вспоминал Петер Зиннер, начинался с легкого завтрака, состоящего из чая и хлеба с маслом. Чуть позже закусывали хлебом с ветчиной или калачом с маслом. На обед варили клецки с картофелем (называемые Kartoffel un Klump); иногда готовые клецки обжаривали в сале. На обед ели суп и жареную колбасу с картофелем. В общем, российские немцы всухомятку питаться не любили и не очень доверяли пословице, утверждающей, что Hunger ist der beste Koch.
Праздничный стол отличался от каждодневного – и по качеству, и по количеству. В сочельник обычно мяса не ели, зато отдавали должное сладким блюдам – густой каше (пшенной или рисовой) с маслом и изюмом, шниттзуппе и всевозможной выпечке. Особенно славился сдобный золотистый пирог с изюмом шафраном, которые изготовляли на Волыни. Рождественский и пасхальный обеды состояли из традиционного мясного супа-лапши и жаркого. Коронным блюдом поволжских немок был гусь, начиненный пропитанной жиром массой из тертого калача и сухофруктов. Особой роскошью отличался свадебный стол. Подаваемый к нему мясной суп-лапшу одесские немцы заправляли корицей и заедали сладкой плетенкой с изюмом; у кавказских немцев стол ломился от всевозможных сортов плова, а главным деликатесом волынских немцев был «золотой суп», изготовляемый из крови кур или гусей и меда, к которому подавались маленькие клецки. Отведав этого супа, принимались за жаркое, а затем следовал еще один суп – молочный, с медом и изюмом.
Не отсутствовали на праздничном столе и спиртные напитки, среди которых лидировала водка. Однако колонисты обычно не злоупотребляли алкоголем и боролись с пьянством. В поволжской колонии Экгейм, например, за появление на улице в нетрезвом виде грозила порка, а потому всех, кто после веселой пирушки не совсем твердо держался на ногах, родственники укладывали в постель. Однако не везде борьба с пьянством проводилась столь же решительно, и в начале ХХ века в колонистской прессе появляются сообщения о распространении пьянства. Впрочем, русские соседи скептически относились к самобичеванию немцев. Исследователь быта южнорусских немцев А.А.Исаев отмечал в конце XIX века: «Нередко слышалось заявление: «У нас в колонии много пьяниц». Но когда мне говорили о размерах пьянства, я находил, что оно вовсе не так велико».
Однако колонистов это не успокаивало, и, осознав опасность, они давали пьянству решительный бой. Как правило, инициаторами этой борьбы были учителя – сами выходцы из колонистов. А.А.Исаев писал об этом так: «В Рыбальске 30 лет тому назад пьянство было очень развито. Старожилы рассказывают, что многие колонисты перед началом уборки хлебов по 2-3 дня просиживали полупьяные в кабаке и не обращали никакого внимания на увещевания жен. Но колония имела неутомимого общественного деятеля в лице учителя Шрейтеля. Он усердно и убежденно проповедовал трезвость. Его проповедь увенчалась успехом. По решению колонистов кабаки были закрыты».
Энергичным борцом за трезвость был директор центральной школы в Гримме (Лесной Карамыш в Поволжье) Карл Дорш. Он организовал «Общество по борьбе с алкоголизмом, курением и половой распущенностью». При нем была чайная и библиотека, где еженедельно проводились общеобразовательные лекции, концерты, беседы и дискуссии, которые посещали не только учащиеся, но и местные жители. В результате и в Гримме пьянство было искоренено.
Наше кулинарное путешествие по немецким колониям России подошло к концу. Немного отдохнув и переварив информацию, мы отправимся в гости к петербургским и московским немцам и отведаем кое-какие блюда…
(Статья была опубликована в «Московской немецкой газете» и других изданиях)
Свидетельство о публикации №211112500680