Анна Мар, женщина на кресте

Михаил Окунь

АННА МАР: ЖЕНЩИНА НА КРЕСТЕ

«Женщина на кресте» - так назывался скандальный роман русской беллетристки Анны Мар, вызвавший в 1916 году не только литературный, но и общественный скандал.

«Диссертация о половых извращениях»

Весь тираж книги – 2,5 тысячи экземпляров, что по тем временам было весьма внушительным, - был распродан за десять дней. И это несмотря на то, что цензура не только сделала немало изъятий из текста, но и на обложке залила сплошным пятном одноименную гравюру бельгийского художника Фелисьена Ропса (1833 - 1898) с изображением распятой женщины, как бы заменившей собой Христа (по этой гравюре Анна Мар и назвала свой роман; другое название гравюры - "Искушение святого Антония", 1878).
Издатель, не ожидавший такого успеха, сразу начал печатать еще пять тысяч экземпляров.
Критика неистовствовала: «Напрасно погналась за лаврами Захер-Мазоха и Крафт-Эбинга даровитая Анна Мар» (Л.Фортунатов); «По содержанию «Женщина на кресте» - это медицинская диссертация, написанная на тему о половых извращениях» (А. Ожегов); «Анна Мар вечно женственное видит в мазохизме, и садизм для нее – скрытый смысл мужественной силы (журнал «Пегас»).
Но самой оскорбительной была рецензия А.Гизетти в «Ежемесячном журнале»: «Женщина на кресте» - вот книга вызывающая непреодолимое чувство отвращения и горького негодования».
Джинн вырвался из бутылки, и в одном из писем А.Мар с горечью написала: «Море гнусных предложений, тысяча оскорбительных телефонов, безмерное любопытство окружающих, грубые рецензии – это всё, что я получила после выхода романа».
Но это было не совсем так – благожелательно о книге отозвались такие авторитеты, как В.Брюсов и Ф.Сологуб. А знаменитый журналист и писатель Влас Дорошевич написал Анне Мар: «Так тонко и изящно говорить о таких рискованных вещах! Для этого надо очень тонко мыслить. Прошу вас принять моё поздравление с таким умным, интересным, тонким, сильным, дерзким и изящным по форме произведением».
Кто же была эта женщина, наделавшая столько шуму?

Независимая Анна

Анна Яковлевна Бровар родилась в 1887 году в Петербурге в семье художника-пейзажиста Я.И.Бровара. Уже в 15 лет она оставила родной дом и уехала в Харьков, где начала самостоятельную жизнь. В 16 лет она вышла замуж (ее фамилия по мужу – Левшина), но вскоре супруги разошлись. Ее первые рассказы появились в газетах в 1904 году, тогда же возник и псевдоним.
Анна Левшина увлеклась буддизмом, в частности, буддийской канонической поэзией. А в ней основным противником и искусителем Будды выступает злое божество Мара (буквально: «убивающий», «уничтожающий»). Мара имел множество дочерей, воплощающих сексуальные страсти и желания. Так появилась еще одна «литературная дочь» божества – Анна Мар.
Прожив несколько лет на юге России, Анна Яковлевна вернулась в Петербург, где изрядно бедствовала, а в 1912 году перебралась в Москву. Появляются ее крупные вещи: повести «Невозможное» (1911), «Идущие мимо» (1913), роман «Тебе единому согрешила» (1914) и другие. Она становится писательницей, подающей столь же большие надежды в прозе, как другая Анна – Ахматова – в это же время в поэзии.
Критика так характеризовала главную тему творчества А.Мар: «В центре ее рассказа всегда одна женщина. А кругом – «идущие мимо» мужчины, взятые автором в аспекте чувственности, то гоняющиеся за женщиной, то преследуемые ее желанием, но в основе – чуждые глубинам ее душевной жизни».
И вот выходит роман «Женщина на кресте», который и по сию пору считают «женским вариантом» знаменитого романа Л.Захер-Мазоха «Венера в мехах».

Любовный многоугольник

Главная героиня романа, богатая девушка лет 26 – 27 Алина Рушиц (постоянно подчеркивается, что она девственница), влюблена в помещика лет пятидесяти с хвостиком Генриха Шемиота. Но влюблена, мягко говоря, странно: ей непременно хочется, чтобы Генрих высек ее за некие придуманные вины.
В Алину до безумия влюблена ее подруга, лесбиянка Христина, а в нее, в свою очередь, влюблен взрослый сын Шемиота Юлий, и предлагает ей руку и сердце.
В доме Шемиота живет на правах служанки его бывшая стареющая любовница, Клара, отдавшая ему всё. А у Христины имеется брат, который вроде бы не против стать женихом Алины. Такой вот любовный многоугольник.
В небольшом по объему произведении есть две узловые сексуальные сцены. Сначала Алина уступает домогательствам Христины:
«Христина прижималась пылающими губами к ее коленям, потом она целовала атласный живот, таинственный треугольник, щиколотку ноги…»
Затем лесбиянка поворачивает любовницу на живот:
«Лечь ничком – это было всегда соблазнительно для Алины. Град поцелуев и легких укусов посыпался на ее спину, бёдра, ноги, на этот вздрагивающий затылок, на закинутые бессильно и беспомощно руки».
А вскоре, наконец, сбывается и мечта Алины – в своем имении на небольшой лесной дачке Шемиот сечет ее розгами (в частности, и за лесбийский контакт):
«Шемиот сёк ее медленно, не чересчур жестоко, испытывая сладкое волнение при виде того, как ее тело – нежный цветок среди поднятых юбок – густо розовело. Весь мужской деспотизм проснулся в нем. Он был господином, она – рабой. Он был счастлив».
Шемиот обещает сечь Алину ежемесячно. Как выясняется впоследствии, за этой сценой с чердака через дыру в потолке наблюдал Юлий. И влюбился в Алину.
В конце концов, Шемиот лишает Алину девственности, причем она приходит к нему сама. Но жениться он категорически не хочет. Он то отталкивает девушку, то вновь приближает ее. Алина соглашается продать свой огромный дом и идти жить к Шемиоту на правах любовницы. Ее воля сломлена. Ясно, что со временем она займет место умершей к этому времени Клары.
Юлий женится на Христине. Вскоре, однако, у него возникает отвращение к жене-лесбиянке. Он намеревается стать возлюбленным новой пассии своего родителя. Алина согласна на это. При чем она сладко мечтает, что расскажет о своей связи Генриху и он хорошенько выпорет ее за этот грех.
Любопытно, что Анна Мар, сотрудничая позже в одном из дамских журналов, удивлялась количеству женских писем-исповедей, в которых утверждалось: "Ваш Генрих мало жесток".

Неожиданный финал

В 1917 году многие русские газеты и журналы поместили сообщение из Москвы: «В воскресенье, 19 марта, в меблированных комнатах «Мадрид и Лувр» покончила расчеты с жизнью, приняв крупную дозу сильнодействующего яда, талантливая беллетристка Анна Яковлевна Мар. Покойная не оставила никаких предсмертных записок и тайну своей безвременной смерти унесла с собой в могилу».
Известный критик А.Г.Горнфельд так высказался о жизни и творчестве Анны Мар:
«Всегда на грани порнографии, она никогда не переступала этой грани, потому что в ее эротике не было литературщины, не было тенденции, не было дурных намерений: это была правда и поэзия ее жизни, и она давала ее так, как пережила ее».

На фото: Анна Мар.

Опубликован: "Калейдоскоп-Интим", №13 - 2001.


Рецензии
Спасибо большое! Я читала этот роман, очень необычно. Не скажу, что это высокая литература, но интересно, искренне и небанально.
Я слышала имя этой писательницы в прошлом году на Конференции в Царском Селе: "Россия--Польша". С тех пор нигде не могу найти ее книги.
С уважением,
Марина Рогнедина

Марина Рогнедина   25.05.2013 22:17     Заявить о нарушении
Пожалуйста. Она наверняка должна быть в Публичке (РНБ). К примеру, дорев. переводов Захер-Мазоха там полно, - заказывал, когда готовил одно его новое издание. А в связи с чем ее помянули на конференции и по какому поводу эта конференция была?

Михаил Окунь   26.05.2013 15:40   Заявить о нарушении