О судьбе детей войны

      Прочитал недавно мемуарные рассказы Виктора Смирнова "Опалённое детство" и "Дети войны" и всё ещё нахожусь под впечатлением прочитанного.

      На долю людей, родившихся незадолго до войны или во время войны, выпало не меньше лишений и страданий, чем на долю их родителей, старших братьев и сестёр и вообще людей старшего поколения, независимо от того, принимали ли они в ней непосредственное участие на фронтах, в партизанских отрядах, в подполье или вносили свой вклад в победу тяжёлым трудом в тылу. В чём-то детям, конечно, было легче, может быть, в силу особенностей детского восприятия всего окружающего мира, в частности, не только всех обвалившихся на них бед, но и редких, если не радостей, то просветлений в их суровой, голодной и холодной жизни. Так, радость от нежданно доставшегося дополнительного куска хлеба или какой-либо другой еды, от неожиданного улучшения погоды могла на какое-то время затмить остальное плохое и вызывать у ребёнка неподдельную радость на длительное время, чего лишены были взрослые.
    
      Мы во многом состоим из памяти,и память о хорошем, пусть и дозированном, помогала нам, детям войны, выживать в то трудное время. Кроме того, хотя молодое советское государство, ещё не оправившееся от 1-й мировой и гражданской войн, не могло нас, как следует, ни одеть, ни обуть, ни накормить, оно успело воспитать в душах людей нашего старшего поколения несокрушимую крепость веры в справедливость и любовь к Родине, которая передалась и нам, детям, и помогла войти во взрослую жизнь окрепшими и духовно закалёнными, чего нельзя сказать о многих современном  молодых людях 20-30 лет, родившихся и выросших уже в канун развала великой страны и во время последующих катаклизмов во всех сферах нашей жизни и, в первую очередь, в сознании и мировоззрении большинства наших людей.
    
      В итоге получили то, что имеем сейчас со всеми вытекающими отсюда последствиями: деградацией общества,отсутствием у значительной части населения интереса к чему-либо духовному, культуре, литературе,  сострадания к обездоленным, уважения к старикам,в частности к детям войны.

      Знакомясь с творчеством некоторых коллег нашего Союза, я с удовлетворением отметил намерение не равнодушных к этому вопросу читателей и авторов в нашей среде, выразившееся в желании составить перечень произведений  и авторов по этой тематике и поощрять работы в этом направлении. Со своей стороны готов откликнуться на этот благородный почин и сообщить,что до регистрации в нашем Союзе я опубликовал 4 отрывка из автобиографической повести о военном и послевоенном детстве на сайте "Газета Солнечный дом" В рубрике "Дети войны на и готов поместить на нашем сайте ещё несколько мемуарных рассказов на эту тему.

      В заключение описания этого отрывка хочу привести здесь стихотворение неизвестного мне автора, попавшееся мне несколько лет спустя после конца войны написанным от руки и не встречавшееся мне никогда потом ни в каком виде, сохранившееся только, возможно, в единственном экземпляре в моей памяти. Оно произвело на меня такое неизгладимое впечатление, что, прочтя его несколько раз, я запомнил его дословно на  всю жизнь, так что мне порой кажется, не написал ли его я сам, а кто-то нашёл его и переписал  своей рукой. Но это, конечно, гипербола. А вот само стихотворение, которое, возможно, и вас впечатлит так же, как  меня.
         Это было в мае на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
         
         У столба, дрожа, она стояла,
Детский рот перекосил испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
         
         Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

         Но сейчас в Берлине под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

          И, погладив ласково ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

          И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.

          Он стоит как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы
Охраняет мир на всей земле.

 Закончился тяжелейший период в жизни нашего народа и нашей семьи тоже. Все жили надеждой на лучшее, и мы–тоже.



      
y


Рецензии
Я помню немногие моменты эвакуации и жизни под Ташкентом. Зато отчётливо помню детали возвращения домой: езду в полуторках с солдатами, матросами и партизанами по крутым виражам симферопольской дороги в Ялту.Таже помню, что с правой стороны шоссе , напротив дома, где мы остановились на ночь, залегли партизаны.Много тогда войск направлялось на освобождение Севастополя.Тяжёлые были времена, но больным детям давали усиленное питание и направляли в детские санатории.Даже не хочется сравнивать с современным детством - больно за детишек.Будет желание, почитайте -" Была война..."

Людмила Каминская 3   30.04.2012 15:31     Заявить о нарушении
Сразу же и прочёл, печальные, но очень нужные для многих воспоминания.Оставил рецензию.Спасибо за взаимопонимание.

Сергей Федченко 2   01.05.2012 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.