Святые горы

Виктор Матюк

СВЯТЫЕ ГОРЫ
Поэма
 Посвящено монахам Святогорского монастыря
-1-
У подножья огромной меловой горы грандиозный монастырь давно уже стоит,
 Он и взаправду велик и внутри него огонь всеобщей святости беспрестанно горит!
 Дни проходят в довольствии среди предгорий, легко дышится на привольных просторах!
 Меня в детстве учили бабушка и мать молиться Богу и церковь прилежно посещать!
 У меня не было веских причин не верить, что за людей страдал и мучился Божий сын,
 И вот я руки на груди скрестил и молюсь, чтобы Царь небесных сил мне грехи простил!
 Благодатная здесь земля, а золотые купола к себе народ манят, они на солнце так горят,
 Что от них нельзя оторвать собственный взгляд! Жизнь святая в монастыре бурлит,
А у самого обрыва чудный храм более трёхсот лет стоит, я чётко знаю,
 Что его подпирают небесные сваи! О, Русь святая, почему здесь люди не живут,
 А просто выживают? Нам не стоит о своих прадедах забывать и когда купола блестят,
 То даже дождь и град напоминают о делах небесного Творца, и его лаврам нет конца!
 Колокольный перезвон доносится со всех сторон, в эту минуту златоглавый монастырь
Стал для многих монахов последним приютом! Они не понаслышке знали,
 Куда их прапрадеды звали! Всё, что от них осталось, не прервалось, а заново началось
 И чтобы в этих краях не стряслось, в монастырь за помощью идёт простой народ!
 Власть кляня, он стремится посидеть вблизи небесного огня, хотя бы ночь или полдня,
 Сюда приходила вся моя родня – пришёл черёд и для меня! Колокольный перезвон велит
 Одному лишь Богу служить, я бы в эти минуты хотел сделать много добрых дел,
 Кажись, и я окончательно прозрел! Я продолжаю в святые места приходить
 И стремлюсь праведно жить, и продолжаю Бога о заблудшей душе благать,
 Ведь никому нельзя монастырскую тишь нарушать
 И в её ритм без разрешения настоятеля – хорошего знакомого
 Моего давнишнего приятеля, вникать! Мы же склонны нарушать и святость, и благодать!
 Мой разум вострепетал и дух против лжи стремглав восстал,
 Вот так меня мой прадед воспитал! Мы с ним характером схожи,
 Я тоже при случае прошу у святого отца благословенье божье!
Он мне поможет во всём и всегда и в моей просьбе не откажет никогда!
Если купола внезапно с места сдвинутся, душа будет жить как именинница!
 Всё обустроится, но никак не выбросишь слов из старой народной пословицы:
«Можно душу загнать в клетку, но любая птица стремится сесть на зелёную ветку!»
 Просто так всем Вам скажу, что я подобно Богу своему, зла на грешников не держу!
 Пристально смотрю на Бога своего и у нас есть что-то возвышенное от Него!
-2-
Природа красотой мой взор чарует, душу грешную она бичует и волнует,
Свет Божий в душе велит сохранить и тут же громко вопрошает: «Не вели меня казнить,
 Но как ты будешь отныне жить? Кому намерен ты свою жизнь посвятить?
 Господу или Сатане, ты будешь степенно служить!» Как мне грехи свои забыть?
 Не стоит время торопить, я должен диво сотворить,
 Чтобы опосля обо мне заговорила вся православная земля!
 Природа впечатляет и тут же опьяняет меня, на дворе - конец октября!
Я же беспокоюсь зря, она светом Добра, Любви, Веры и Надежды озаряет,
 А под уставшими ногами разгорается громадное пламя, я же ускоряю шаг
 И тут же появляется звон в ушах! Так каждый раз, когда свет тусклый
 Тащит мою душу в застенки высокие и узкие! Монахи рядом,
 Они поддерживают меня собственным взглядом и помогают преодолеть преграды,
 Встающие на пути! Без их помощи мне трудно было бы до цели
 Живым иль мёртвым дойти! Нынче под ногами твердь, за спиной осталась смерть!
 Мне надо многое сделать успеть, я же согрет светом Господним,
 Он мне сродни и здесь я коротаю свои ночи и дни! Монахи глаз не смыкают,
 Они наш покой во время службы оберегают! Душа добра возжелала,
 А сердце всегда её просьбам внимало! Раздвинулся свод небес,
 Мои же провинности похожи на великий грех, присущий для всех!
 Я же не сразу оцениваю смысл собственной фразы! Крещусь три раза,
 Боюсь сглаза и свои пороки, кляня, стремлюсь встать вблизи небесного огня!
-3-
Там можно жить и в холоде, и в тепле, ковыряться в родной земле, но, оставшись наедине,
 Не мешало бы подумать о глине и золе, ведь люди все созданы из них,
 В этот миг вспоминаются лица всех Святых, мёртвых и живых! Своего апогея достиг
Этот триптих! Далеко остался семейный очаг, здесь нет заранее исписанных бумаг,
 Монахи пьют монастырскую воду из старых алюминиевых баклаг,
 А над монастырём когда-то трепетал их флаг, но не дремлет подлый враг!
 В лесах густых в былые времена свистел и натужно завывал свирепый вихрь,
Вдруг перед очами появляется блестящий водный круг, напрягся взор и слух,
 А вдруг случится что-то, внезапно прервётся молитва иль работа? Сосны притихли,
 С них посыпались зелёные иглы! Закончились детские игры, повсюду грехов груда,
 Но я бороться с ними буду! Неужто всему конец? Нет, за спиной стоит Творец!
Свет виден из монастырских окошек, но лиц монахов не разобрать из-за решёток,
 Их образ тих и кроток, им не характерна зависть и злость,
 Уж так на Руси издавна повелось, что, правда, как в горле застрявшая кость,
 Она заставляет людей истину искать не сообща, а врозь! Я же грехам сопротивляюсь
 И из последних сил от них обороняюсь! Я никогда не сдамся наглости и хамству!
Пусть постоянное пьянство, гульба и непостоянство эту землю заполонили,
 Надорвали её мощь и силы, но люди не забыли, как они в давние времена здесь жили!
 Разве можно спокойно по земле ходить, если в любой миг тебе могут голову разбить?
Коль у нас Вера в Бога есть, нам бы не помешало много книг о православии прочесть!
 Всё прах, всё мишура - не жизнь, а тщета! Вокруг голод, холод и нищета!
 Всё, что угодно, украдут со двора, можно не дожить до утра! Маета! Маета!
 Нам ниспослана она, видать, неспроста! У науки не доходят руки
 До прозаических вещей, ведь никого наверху не интересует жизнь простых людей!
 Одна надежда на Бога, вокруг искушений много, дорог немало, но совести не стало!
 Таким наш быт создал Господь, мы же Его - дух и плоть,
 Но как нам самих себя перебороть? С небес на землю нисходит немало чудес!
 Тот, кто умер, чудом воскрес, но мала скорость нашего мышления,
 Добавить бы в мозг сухой хворост, чтобы скорее наступил прогресс!
 Я же подхожу к храму всё ближе и ближе и склоняюсь в поклоне как можно ниже,
Перед собой лишь клок сырой земли слегка вижу, но я же не в Париже,
 А на краю православной земли, где все мы выросли и доросли до тех высот,
 Чтоб наш дух не иссох, и былая мощь не ушла стремглав в сухой песок!
Видит Бог, что мы стремимся сделать глоток святой воды, но от судьбы нам не уйти!
«Боже, грешников прости!» - «Иди и ничего не бойся,
 Следом за тобой пойдёт моё многочисленное войско!» -
 «Боже, постой, я же человек простой и мне нужен душевный покой!
 Предо мной лишь чёрный лес и грех, что простирается до небес!» -
 « Очищение – это долгий процесс, коль у тебя к святости проснулся интерес,
 С богом ступай и никогда перед грехом не отступай, с ним борись,
 Коль дорога тебе твоя личная жизнь! Поторопись! Солнце опустилось низко,
 Но цель твоя близко! Иди и не отставай, заведомо знай,
 Что трудна дорога, ведущая в Рай!» Один грамотей жил среди людей,
 Но они выгнали его взашей, чтобы в землю днём уставясь,
 Не порождал в их сердце зависть! Я же наклоняюсь всё ниже
 И перед собой внезапно вижу золотую расписную ризу,
 На ней огромный крест, там много разных атрибутов тоже есть!
 Прошла мимолётная грусть, ей на смену пришло немало дивных чувств!
 Я всё сильней пытаюсь докопаться до своих корней, но до скончания дней
 Не стану намного умней и чуть-чуть мудрей своих пожилых учителей!
 Едва ль меня мгновенно покинут скука и печаль? А жаль!
 Бездонный мрак заставляет всякий раз ускорять медленный шаг!
Я же пришёл сюда, кажись, издалека, но не навсегда,
 А чтобы беда не нанесла мне большого вреда!
-4-
Ничтожность души – унижает, красотою бытия лично меня природа впечатляет!
Она о бренности бытия нам постоянно напоминает! Все мои пути смыкаются,
 Они перед грехами почему- то сами до самой земли стремглав прогибаются!
 С каждым разом всё сильнее плоть падает наземь! Гаснет пламя, но Бог рядом с нами,
Я же жду, когда он скажет мне: «Я же к тебе иду, но ты не иди у судьбы на поводу!»
 За спиной тягостная хмарь, а предо мной - золотой алтарь, он был создан встарь,
 На нём есть золото и янтарь, парча и хрусталь! Как мне родную плоть перебороть?
Пусть спасёт её Господь! Здесь пустошь с незапамятных времён,
 Откуда храм появился на склоне крутом, ведь всё было сожжено врагом?
 Сколько бедствий церковь пережила, ведь кочевники выжигали эти края дотла!
 На этой святой земле мало ходит тех людей, кто навеселе! Люди блюдут и дух, и плоть,
 Пусть им все грехи простит Господь! Распространяется и на них церковная власть,
 Но каждый стремится в тех благословенных краях к святому кресту устами припасть!
Напоминает небосклон лишь о чреде ушедших вдаль времён, но всем просящим
 Не уйти от настоящего! Слава богу, церковь не платит государству налоги!
Какое ей дело, что державные закрома стремглав оскудели? Господа всегда при деле,
 И чтобы люди на них не галдели, они чётко знают собственные цели! Господа, как всегда
 Приезжают наездами сюда, чтобы малость отдохнуть и помолиться, снять усталость
 И коль так сталось, то пару дней не пить и не бриться и с небом воедино слиться!
 Молятся на коленях две старые и морщинистые женщины,
 Они пристально рассматривают три громадные трещины
 На старом здании и ответ на все свои вопросы знают заранее!
 Люди невольно приходят сюда и становятся, но уже навсегда, богомольными!
 Я не слышу речей застольных, здесь произвольно молитвы приходят на ум
 И никто не обращает никакого внимания на скрежет и шум бегущих вниз ручьёв,
 А также весёлые трели молодых соловьёв! Все хотят стать духом сильней
 И пытаются мысленно добраться до своих корней! В сплошной тиши
 Можно подумать о пути грешной, но набожной души! Виноватое тело
 Подчиняется душе всецело, ведь раньше пламя Веры только тлело,
 Отныне оно вспыхнуло и побагровело! Чем поднимаюсь на гору выше,
 Тем Бог становится мне ближе, хотя его очертаний я чётко не вижу!
 На краткий миг я замер, мне причудился белоснежный ангел,
 Он руками машет и ждёт, что же ему грешник скажет?
 Его глаза от слёз блестят, неужто вновь он вернётся назад,
 Где страстно любят и жутко грустят, когда говорят про Рай иль Ад?
Что с этим дивом человеческих рук может сравниться,
Только тот сон, что на святой горе в полночь приснится!
Душа сюда была устремлена и во все времена одной надеждой жила,
 Но сгорала иногда дотла, потому что неприхотливую жизнь всегда вела!
-5-
Минуло злополучье, стало жить монахам чуть лучше,
 К ним вернулось благополучье, с первого взгляда жить там скучно:
 Одно и то же каждый день – подъём в ранний час, молитвы всякий раз
 И жизнь без прикрас! Только перед богом страх отличает монахов от нас!
 Они мечтают о покое и, наверное, с тоскою вспоминают время былое!
 Даже, находясь в возрасте преклонном, они взбираются пешком по тропе наклонной,
 Они постоянно постятся и мало веселиться, им нельзя с места в карьер срываться!
 Среди полной тишины лично они уже сполна отвыкли от родственников и жены!
 У них свои заботы и множество на дворе работы, они внешне не схожи,
 Хотя по милости божьей ходят в одной и той же одёже! Что их тревожит?
 Этого нам знать не дано, уж коль им жить в монастыре суждено, значит,
 Будут до самой кончины гореть в храмах свечи и звучать призывные речи!
 Вокруг гуляет свирепый ветер, кто же ему за наши грехи сполна ответит?
 В один и тот же час поднимаются и ложатся спать монахи, одни из них уже в летах,
 По их стопам идут аскеты молодые, они с виду добрые и не злые!
 В полдневный зной всеми цветами радуги сияет край лесной,
 Беспредела здесь нет, ведь эти места оберегает Господний свет
 И ему альтернативы нет! Святость проходит полосою над седой головою!
 Там растут цветы разной высоты и они внезапно выплывают из темноты,
 Свет и тень украшают лучезарный и светлый день! Я же иду между камнями
 И наступаю на их острые края своими босыми ногами! Таких., как я,
 Здесь проходят миллионы и за ними следят яркие звёзды с небосклона!
Природы дивной наряд очаровывает пристальный взгляд, эти места трепещут
 Красотой и реальность бытия сливается с давнишней мечтой,
 Хотя она прячется за высокой горной грядой! Понятно, что жить
 И молиться в этих местах приятно, но былое ушло давно и безвозвратно!
Я же молюсь о чуде и желаю море счастья простым и немощным людям!
Ужас наших испытаний чередуется с бездонностью монашеских страданий
 И ничего впредь не будет зависеть от нас и наших желаний! Святость рядом,
 Но её не отыщешь сразу даже пристальным взглядом! Забыты житейские тирады,
 Нет прежней тяги к блаженству и усладам, но сердце радо тому,
 Что человек по-прежнему тянется к Богу своему! Иду по тропам звериным
 И вижу прелестные и дивные картины, встречаю стоя, безбрежность
 И нежность мирского покоя! Позади ужасы пыток, нынче в душе хранится
 Золотой слиток, в нём святости и невинности переизбыток!
 -6-
Сколько нам дано прожить, мы всегда должны лишь одно добро творить!
В колокольном перезвоне и замирании дивных слов, я вижу суть монашества,
 Она зеркало его основ! Пусть отходит всё, что ныне черно и прочь мчится то,
 Что позорно и человеческих мыслей оно не достойно! Купола блестящие
 Хорошо видны из глубины дубровой чащи, я бы жил здесь с охотой
 И оставил бы все свои попечительства и заботы! Здесь монахи без печалей живут,
 Ведь отсюда все дороги в Божий рай давно уже ведут! Даже непосильный труд -
 Не помеха для черноризцев тех, которые свои грехи
 Поднимают на смех! Им грех не страшен,
 Их труд не напрасен, они садятся за трактор и плуг, умело пашут, сеют и жнут
 И молча по своей стезе к Богу идут! Мир в золотой оправе – не для яви, Боже правый,
Пусть допотопные фрески приблизят немощных людей к истинам библейским!
Они людей в храмы зовут, но не все туда добровольно идут, ведь тяжкий труд моления
 Не для молодого поколения! С божьего благословения рождаются благие устремления!
Всё – прах, всё – мишура - не жизнь, а тщета! Повседневная суета ведёт с людьми торг,
 Но на путь истины наставляет их Бог! Дождь стучит по крышам, он ниспослан свыше,
Тише, тише! В гигантской пустоте не хотят жить люди те, что родились во Христе!
Мне же лично не предстоит в грехе жить и себя служению своей Отчизне посвятить!
 Так и быть, я согласился слова любви на меловой горе промолвить и Бога попросить,
 Моё прошлое на краткий миг забыть! Пусть продолжается души полёт
 И по нравственной стезе неспешно идёт весь православный народ!
 Как безгрешно ему жизнь прожить, чтоб себя не загубить?
 Работа и моленья характерны для старого поколения,
 Монах же трудится и пашет, забыв, где день, где сон!
 Он был в грехе рождён, но опосля прощён! Он трудится как каторжанин,
 Каждый украинец и россиянин, горожанин и селянин любит Бога лишь на расстоянии,
 А вблизи, как не ряди, боится приговора небесного судьи! Что ждёт его впереди?
Чернец в бога влюблён и молением его разум весь день поглощён!
Никто не внемлет горю моему, но душа разрывается, хотя сама не знает – почему?
 Она молится и кается и постоянно в своей силе и мощи сомневается! Я же слова излагаю
 На клочке пожелтевшей бумаги, слегка мокрой от утренней влаги!
 Жизнь монастырская приводит разум в восхищение, душа того же мнения!
Она желает впредь на святость только вблизи смотреть!
-7-
Пусть ангел мой идёт следом за мной, чтобы в миг любой он мне стремглав помог!
Грех говорит: « Подвинься, вокруг - блуд и свинство и нет среди верующих единства!»
Пороки и грехи скрывать нам не с руки: они слишком велики – так говорят старики!
 Надо мужество иметь, чтобы достойно встретить собственную смерть!
 Мирская слава проходит всегда, мгновенно пролетают года земного бытия,
 Но от смертного одра уйти нам нет куда и это главная беда мирского жития!
 Когда нет священника рядом, душа готова дружить даже с конокрадом
 И она смиряется с общественным укладом, её можно сравнить с бурным водопадом!
 Он сметает все преграды на своём пути, но от жизни ничего хорошего впредь не жди!
Нам  власть пудрила мозги, чтобы мы священные книги собственноручно жгли
 И храмы на Руси никогда не берегли! Боже, ты грешников спаси и грехи им отпусти!
С улыбкой любезной мы подступаемся к краю огромной бездны
 И отговаривать нас от греха, если честно, в этот миг наивно и бесполезно!
 Вспоминаю Гавриила и Павла и перехожу к Библейским началам плавно,
 Пишу слово «Библия» с буквы заглавной и думаю о вещах реальных!
Что в этой жизни главное? Твоё естество или дело державное? Что ещё?
 В ответ – молчание, лишь вдалеке - робкое звучание странного эха,
 Оно напоминает мне о былых прорехах! Мы все – звенья одной цепи,
 Как же трудно в общей связке по жизни брести,
 Хотя никогда не собьёшься с пути!
 -8-
Какие слова и фразы надо произнести, чтобы этот мир от зла стремглав спасти?
Мне одиноко, ведь Бог надо мной висит высоко, а рядом – недостатки и пороки!
Обидно, когда тебя вблизи никто не замечает, небось, кое-кто даже презирает,
 И только какой-то пёс на Луну ночью лает, но он всех прелестей бытия не знает!
Крутится вокруг своей оси земля, а у алтаря чуть свет, чуть заря на коленях инок стоит,
Он себя великим провидцем мнит, он с Богом о заблудших душах говорит,
А для другого общения он напрочь закрыт! У него такой вид, что будто бы он спит,
 Хотя сумерки и ночь, а он не прочь в беде всем скитальцам и пилигримам помочь!
Спит всё, не скрипнет даже на повозке колесо и никто не качнётся вправо,
 Там, где свет, там доблесть и слава, а ночью от имени лукавого творится грех!
 Тот, кто пытается наспех к своей цели дойти, уж точно собьётся с пути
И назад ни с чем вернётся, его обвинят за то, что его душа похожа на решето!
Её в чём угодно обвинят и при случае казнят, как и многих молодых ребят!
Коль в душе сквозняк, впереди лишь темень и мрак! Вот так слова звучат
 В ритме старинных баллад, я же смотрю на юг, где замыкает общения круг!
Монах со слезами на очах молитву страстно читает и от грехов себя освобождает!
Молитва длинная, написана шрифтом старинным, устремляется за хмарь,
 Но на её пути встречается жертвенник иль алтарь! Когда-то встарь
 Здесь бывал и молился сам государь, мир тесен,
 Но ограда вокруг старинного монастыря не снесена!
 Внизу река извивается, она лесами от палящего солнца
 Прикрывается и речные волны прорезают толщу скал невольно!
А грешная душа никогда не слушается меня, она плетёт паутину из греха,
 А та вблизи не видна из-за блеска текущего дня! Я же стою напротив храма,
 На паперти его молится седая дама, наш дух бесплотен, но он озабочен тем,
 Зачем задувается язык восковой свечи, её свет виден издали! Она и светит, и блестит,
 Хотя вокруг ураганный ветер неистово свистит! Он проявляет такую прыть,
 Что даже голова у паломников болит! В лесу осеннем душа ищёт своё спасение!
Так уж сталось, что время поменялось, от древней Руси почти ничего не осталось,
Пусть Господь сотворит чудо такое, и плоть пронзит чувство святое
 И бурное море станет ничем по сравнению с широкой монастырской рекою!
Всякий, кто раскаялся в своём прегрешении, нуждается в снисхождении,
 Ведь осознание своей вины – первое условие для исправления!
 Уготовано нам поклоняться монастырским стенам, они для души как броня,
Именно она хранит православные привычки и традиции!
Наши амбиции не забыты, они для всеобщего обозрения давно уже открыты,
Я же гуляю по окрестным лесам и вижу с высокого холма,
 Как стороной обходит эти места сгущающаяся тьма! Нельзя жить и грешить,
 Но человек – пусть дольше продлится его жизни век, не может шага без греха ступить!
-9-
На первых порах о человеке судят по его делам, а в прибрежных кустах
 Сделал резкий шаг молодой и долговязый монах! Он в комьях земли,
 Возле него копошатся те, кто в храм за благословением пришли!
 Они молчат, но их сердца в такт колокольному перезвону стучат!
 Нельзя на грехи пальцем указать, ведь они не станут быстро угасать,
 Надобно иные пути для искупления своей вины искать! Как пить дать!
Было бы лучше, если бы заблудшие жили наедине
 И скрупулёзно заботились о собственной душе!
 День не слишком короткий и только ночь приносит инокам отдых!
 Маячит этот островок и его кресты указывают на север и на восток!
Видит бог, кто сверхчеловеком себя мнит и он ему помочь не спешит!
Люди ходят по грешной земле и ничего не видят в дымке и во мгле!
Бесов блик под потолком витает и он при подходе темноты нас не покидает!
Он плоть ублажает, а та жить без греха не желает!
Кое-кто считает, что жизни без толики греха не бывает,
А монахи камни таскают, они заново храмы по всей округе воздвигают!
 Временами слова молитвы освежают мою память, когда же нас не станет,
 Никто нас добрым словом не помянет, коль новая беда нагрянет именно сюда!
 Всё, что Бог создаёт, человек стремглав разрушает и он на лаврах почивать не желает,
Хотя его душа о святости и невиновности ничего не знает! Она тихо увядает!
Величие души должно быть свойством всех людей,
 Чтобы всякий возжелал любви небес ещё сильней!
Вспоминаю я истоки нашего древнего бытия,
 Когда слёзы лились по щекам в три ручья,
 Но не всякий знает, что без борьбы человек увядает,
 Только доблесть и мужество опасностями пренебрегают,
 Но и они на помощь Бога постоянно уповают!
 Он на бой наши грехи вызывает и в кровавой битве их сокрушает!
 Буря в общественном сознании назревает, ведь беда на людей наседает!
Мир наг, жалок и убог, но в каждом из нас есть всемогущий Бог!
 Не юродствуй и не воруй, праведно живи и напрасно не кричи,
 Что Господь искушает дух и плоть! Как видно из старинных книг,
 Нам нельзя жить без пороков своих! Мы же теряем время попусту
 И будоражим наяву всепобеждающую беспредметность и пустоту!
 Душу насквозь раскрыв, я вскрыл глубокий нарыв, но увидел разрыв
 Между словами и текущими делами, что происходят в жизни и в храме!
-10-
«Господи, помилуй!» - под церковным куполом звучит,
Бога не слышу, он почему-то долго молчит,
 Хотя Он за нами с небес всякий час следит!
Как нам святость в бренном мире сохранить?
 Как свою жизнь совестливо и честно прожить?
Доблесть в частности жаждет понять суть опасности!
Вроде мы живём на свободе и спокойно дышим на морозе,
 Но при первой же угрозе своей жизни теряется её смысл,
 А мысль кричит: « Упрекать меня в измене Ты не торопись!»
Мы живём, не открывая рта, пребываем в роли шута или раба,
 Ведь жизнь без Бога пуста, но Божья истина для постижения не проста,
 А тем более в день Великого поста! Тлен и суета, тщета и пустота!
 Смыкают уста всех прихожан, приехавших сюда даже из дальних стран!
 При взгляде вперёд, тут же замолкает народ, не хочу кого-то упрекать за то,
 Что над страной нависли темень и мрак! Не перечь и не пророчь, ведь на дворе ночь!
Под стены монастыря приходят даже атеисты и я не слышу их упреждающего свиста!
 Себя щадим – не исправляем и ход умных мыслей прерываем!
 Монах был стар, он от жизни порядком устал, устремив взгляд к небесам,
 Он стал верить только чудесам! Увы, но законы бытия таковы,
 Что можно много о набожности говорить, но тут же грех творить!
Передо мной странный мир и где же его ориентир? Я не верю словам
 И сам много пишу по ночам, но коль душа больна, то это не её вина!
 «Не введи нас в искушение и дай душе терпение, чтобы грядущее поколение
 Не напивалось до изнеможения!» - читаю молитву на всякую потребу
 И постоянно обращаюсь к небу! Моё существо ни с того и ни с сего осознало
 И поняло, что бес от меня находится недалеко! Окончательно не увянув,
 Я не строил больших планов, но был на многих зол и потому в этот монастырь пришёл!
Туда огонь священный доставляется из глубин громадной вселенной!
 Я же спешу к обедне и не хочу стоять последним в очереди за благословеньем!
 Наставь нас, Боже, и будь к нам намного строже, ведь все ипостаси преображены
 И многие постулаты бытия напрочь искажены! Сказано не нами, что худшее рабство –
Это порабощение своими же страстями, но это не входит в мои текущие планы
 И я предупреждаю об этом всех заранее – не стоит здесь устраивать состязание!
 Пусть на поправку идут дела и затихает людская молва, ведь она перекручивает
 Все мои слова, сказанные намедни и поощряет сплетни и бредни! Я человек не последний
 В мире этом, стал хирургом и поэтом, но никогда не обижу даже малое дитя!
 Мир уже успел переодеться, исчезли атрибуты моего скромного детства
 И от этого никуда мне не деться, то есть от насущных проблем никак не отвертеться!
Я же перед Богом подобно всепоглощающему огню свою голову стремглав склоню
 И вырубаю все грехи на корню, я же не желаю впредь добровольно идти в западню!
-11-
 О, времена! О, нравы! Все наши пороки от лукавого! Нет на злодеев управы,
 Наши помыслы неблагочестивые, а мы к своей душе относимся нерадиво!
Связываемся со всякой шантрапой и потому обручены с горестью и бедой!
 У нас времени в обрез, чтобы к Богу проявить неподдельный интерес!
 Мы живём с ним врозь и с нашего неверия всё на земле началось,
 Страна пошла под откос! До сих пор этот вопрос открыт, он на повестке дня стоит
 И пусть Господь меня простит за боль и стыд, с которым сталкиваемся нос к носу
 И боимся решать столь сложные вопросы! Кажись, нам ни к чему
 Поднимать над всеобщей тайной едва заметную бахрому! Нельзя жить, как все,
 Нам предстоит босиком ходить по утренней росе и мир видеть во всей красе!
Небесный светоч, даже если ты в религии не сведущ, душу от греха освобождает
 И свечи в храмах зажигает! Можно вылететь в трубу, если с бесом не вести борьбу!
Перевоспитывать людей устав, монах дёрнул меня за рукав,
 Он рядом никого не отыскал, а я в позу тут же встал! Да, я грешен.
 Ведь делаю выводы поспешные и, конечно, не верю в силу коллектива,
 Но разговариваю даже с грешниками деликатно и учтиво! Строю забор из жердей
 И хочу себя отгородить от плохих людей! Былой опыт пригодится,
 Чтобы от их проблем отгородиться! Слов молитвы не слышно,
 Но её тень вблизи от меня ложится, как говорится,
 В реалиях бытия надобно самому убедиться и опосля ловить в небе журавля!
 «Пока не поздно с грехами надо жить розно!» - голос грозный звучит как гром
 И он напоминает о грехе былом! Я же иду напролом, ведь за ближайшим углом
 Меня серость поджидает и она за благо считает то,
 Что грешная душа напоминает настежь открытое окно,
 Куда грех залетает, а потом о себе он изредка напоминает мне!
 Он не вечен, этот мир бесконечен, если мыслить рассудительно и трезво,
 То нельзя бежать резво следом за всеми и терять столь дорогое время!
 Только святые люди помнят всё о великом чуде,
 Я же беспокоюсь больше о своей простуде и лучше вряд ли буду!
 -12-
Время нас не молодит, оно людей безвременно старит
 И вот на подбородке появляются морщины как перегородки!
 Многие мои одногодки умерли от чрезмерно выпитой дозы русской водки,
 Хотя морщины украшают лицо любого статного мужчины!
 Жизнь проходит почему-то мимо, но ведь она неповторима!
 Душа мается от сиротства и уже находится на грани банкротства!
 Мне, кажись, видней, как ухаживать за ней, но однообразие дней жить мешает ей
 И душа мою плоть в бездействии беспрестанно упрекает! Я же вижу ореол,
 Но сам смотрю в шершавый пол, но что же там я нашёл? Невнятный шум шагов
 Доносится до усыхающих мозгов и мелодичный звук вырывается из монашеских губ,
Напрягается слух и мужает стареющий дух, озаряется ярким светом всё вокруг!
 Я же поворачиваюсь вполоборота и упираюсь взглядом в иконописную работу,
 Сердце неистово бьётся, а мысль в бесконечную и вечную вселенную стремглав несётся!
 Как это на моей будущей жизни отзовётся? А вокруг густой лес и прекрасный луг,
 Этот мир не пуст, там обитают и счастье, и грусть! Говорю с монахами о разном
 И отзываюсь об их службе с сарказмом, они продвигаются по службе
 И напрочь забывают о человеческой дружбе! Я же отвечаю им тем же, зачем же
Грехи терплю и время постоянно тороплю? Между нами незримая пропасть,
 У меня – чрезмерная вольность, а у них - неподдельная робость!
Вроде у нашего народа не угасает интерес к красотам девственной природы,
 Благодаря коммунистической пропаганде в вопросах религии я стал дилетантом,
 Хотя от природы был наделён талантом к наукам, но прошёл через терзания и муки
 И едва ли не погиб глупо! Осуждать жизнь не торопись, уж лучше в науки углубись
 И прочитай катехизис! Брысь, над своими желаниями слегка приподнимись!
Жировой лизис плоть заживо съест, но не прозвучит протест,
 Он порицанием будет самую малость согрет! Так уж сталось,
Что в природе царят неразбериха и хаос! Вокруг творится чертовщина
 И даже степенный с виду мужчина покрылся огромными морщинами,
 Он наяву убедился, что каждый монах навсегда переродился,
 Он не напоминает человека несчастного, но молится ежечасно,
 Подумать даже страшно, что он маху никогда не даёт и небесного чуда ждёт!
Пусть Господь спасает грешную душу и плоть, но если случится наоборот,
 Тогда великая беда здесь произойдёт! Разум в выборе будет ограничен,
 Хотя наш быт различен и никто не сможет отучить нас от пагубных привычек!
Увы, основы бытия таковы, что злые языки – как золото для серой толпы!
 Кажись, я на мели! Поторопи события и сделай для себя ещё одно открытие,
 Чтоб изменилось бытие! Так поступают люди все, когда видят цветы на алтаре!
-13-
Должно быть, трудно было Владимиру славян крестить,
 Мне довелось по этому вопросу со знающими людьми говорить,
 Они пытаются утверждать, что нам шаги князя не дано понять! Как пить дать!
 Поначалу люди кресты с церквей срывали, ведь издалека Вера пришла сюда!
 Княжеский отпрыск поймал небесный отблеск и исполнил свой долг,
 Он даже на миг не умолк, а произнес длительный диалог, чтоб простой народ
 Оставил прежнюю веру и сменил свои манеры, он построил златоглавый храм
 И мы поклоняемся его куполам! В одно мгновенье не вселяется в душу смирение,
 В течение не одного, а двух поколений шла борьба и, слава Богу, что церковь жива,
 Она нашла слова, что сказать народу, что она гарантирует ему полную свободу
 И даже будет стоять на страже его семейного очага, у каждого из нас - своя судьба!
У кого-то кот мозгов наплакал, но он нынче играет роль оракула,
По крайней мере тому есть доказательства, образцы и примеры!
В духовной сфере грех не плодится, святость должна перед иноками открыться!
 Уже много лет кряду людям ничего кроме денег и высоких чинов не надо!
 Голос страсти перекликается с постулатами власти, неужто они дарит людям счастье?
Грехов с лихвою и они не прячутся за густой зелёной травою,
 Хотя каждый раз высовываются напоказ! Этот мир для нас не нов,
 В нём много языческих слов и на них мы смотрим без очков!
Долго читает молитву молодой монах, он забыл про собственный страх,
 Слёзы появились на его очах и ему бы в этот миг позавидовал сам патриарх!
Слова молитвы - острее бритвы, они под куполом льются и ввысь несутся,
 В души ангелов вселяются и только всесильному Богу стремглав покоряются!
 Один ангел возгордился, наверное влюбился, и отошёл от Бога,
 Сатанинской с тех пор именуется его стезя, то есть скользкая и тернистая дорога!
 Она темна, не скромна и убога! Мне часто снится, как первые лица государства
 Пытаются не служить, а царствовать! Об этом пишу с долей лукавства
 И говорю себе: «Исправься!» Вот те на! Почему же святость вблизи не видна?
 Неужто перед ней возведена огромная стена? Она по соседству, а душе некуда деться,
 Усиленно бьётся сердце и есть только одно средство, чтобы ему помочь,
 Если его господин не прочь сообща решать насущный и важный вопрос?!
 До тошноты мне надоели греха черты, простые вещи выглядят зловеще!
Я в правоте монахов чуть-чуть усомнился, но тут же святой иконе поклонился,
 И покой в мою душу воцарился! Неужто мой дух окончательно угомонился?
Хорошо б усвоить монастырский урок, нам предстоит сильно трудиться
 И на свои грехи не очень сердиться, не надо их стыдиться!
 Коль идёшь к Богу с любовью, помогаешь духовному здоровью!
Смирись со своей ролью! В этот миг я не суесловлю
И об этом честно написал в пространном предисловии!
Всё равно нельзя жить и грешить полигамно, нам иное бытие дано!
Мечутся наши души как неприкаянные, вокруг много грехов нераскаянных!
Как поступить - не знаешь, но свои грехи у паперти всечасно проклинаешь!
 Слова молитвы, как драгоценный дар, встарь они спасли Русь от монголо-татар,
 Тогда эти богом благословенные места не посещали ни тлен, ни суета,
 У всепобеждающего и честного креста молились стар и млад и каждый был рад,
 Что не было слов, сказанных невпопад! Чудотворцу уподобься, поднимись в поднебесье,
 В мир иной уйди и земную жизнь никогда не кляни! «Тело Христово примите,
 Источника бессмертного вкусите!» - огонь священный приносит эти слова
 Из далёкой вселенной! Все мы тленные и не отделяем главное от второстепенного!
-14-
«Исповедую единокрещение и чаю мертвых воскресения!» - эти слова по привычке
 Звучат, словно клятва на школьной перекличке! Даже в слезах надобно знать меру,
 Особенно, если вторгаешься в зыбкую духовную сферу, где есть своя атмосфера!
В душе бесплотной дует холодный ветер, словно в старой подворотне,
 Монахи не зря говорят, что нельзя печать молчания стремглав срывать
 И без промедления вникать в суть своего прегрешения!
 Надо открыто признать, что грехи продолжают над нами нависать!
 «Разрушу и воздвигну» - Христос сказал, старое разрушил и новое воздвигал!
Земную жизнь превратить в Рай он всегда желал, и души от греха очищал!
 Стезя сия свята, но закрываются небесные врата, когда жизнь твоя пуста!
 Да, жизнь давно уже не та, что была в далёкие времена!
 Спроси у совести своей, кто оказывал почтение ей на исходе дней?
 Кто жизнь со смертью сравнит, ведь у них такой прискорбный вид?
 Душа обнажена, падает наземь прошлогодняя листва,
Увы, она напоминает мысли, убегающие из седой головы!
 Там всё растрачено и всё повреждено! Даже встарь благие деяния
 Никто не записывал в собственный календарь, чужие пороки творятся на глазах,
 А зло вселяет в нас неподдельное отчаянье и жуткий страх! Свои грехи торчат за спиной,
 Но они не проходят сами собой! Душа на коленях перед Богом стоит,
 Позади осталось море укоров и обид, но в глазах двоится и некуда от них не скрыться!
Мне непонятно: откуда на нашей стезе берутся точки, тире и серые пятна?
Узнать бы суть всего живого и понять своего естества зыбкую основу!
 Монахи без доли страха вопросительно на мир взирают
 И даже они не всё в этой жизни понимают, а природа благоухает
И о тленности бытия всем людям напоминает!
Наша жизнь растрачивается на дурные дела
 И ты не замечаешь, что она уже, кажись, совсем отцвела!
 Мы же разглагольствуем о совести и чести, но стоим на одном и том же месте!
 Всё то, что наказуемо при жизни, подвергается осуждению и укоризне!
 Я же с долей оптимизма читаю древние афоризмы,
 Что-то меняется в моём организме, как и всё этой жизни!
 Благословен навеки Господь - наш Бог,
 Он Заступник и Спаситель в дни тревог!
Всё, что наболело, описал, как смог и мне Бог в этом помог!

 Г. МАРИУПОЛЬ
 Конец ноября 2011 г.


Рецензии