Подколы и их роль в группе

В субботу утром пересекся во дворе с соседом. Между нами состоялся следующий шутливый диалог:
Сосед (укоряющим тоном): Ну как же ты можешь, с утра – и уже за пивом!
Я (в тон ему): «Ну как ты мог обо мне так подумать! Я вообще в аптеку иду, за боярышником!»
Сосед: «Действительно, чего мелочиться»
Посмеялись, разошлись.
Естественно, сосед и не думал, что я действительно иду за пивом. И я знал, что он так не думает.

Подобные короткие диалоги я наблюдал (и участвовал в них) не раз. Возникают они стихийно, как по действительным, так и по надуманным поводам. Структура в основном такова:

Запрос-обвинение: Как ты мог совершить то-то (такую-то ошибку)
Ожидаемый ответ: Ты что, я же на такие мелочи и не размениваюсь, мои проступки намного серьёзней (или: И действительно, как же я мог опуститься до подобной фигни)

Заметим, что участники диалога должны быть близкого социального статуса. Хотя небольшое неравенство всё же присутствует (несколько чаще вопрос задаётся «стоящим чуть выше» «стоящему чуть ниже», чем наоборот), разница в статусах обусловлена лишь природными предрасположенностями; отношения в группе основаны на взаимном уважении. Начальнику невозможно задать исходный вопрос, подчиненный воспримет такой вопрос как обвинение; ни выше-, ни нижестоящий не дадут правильного ответа. Также важна доброжелательность участников диалога друг к другу и взаимное уважение, иначе диалог превратится в перебранку. Возникают такие диалоги, как правило, в небольших группах людей, занятых общим делом, где результат зависит от каждого. В основном это небольшие коллективы типа воинского подразделения, бригады рабочих, группы сослуживцев. Обычно эти диалоги возникают в мужской среде (возможно, потому, что мужчины чаще образуют такие монолитные группы). Замечены диалоги такого типа и в смешанных по полу группах врачей и фельдшеров «скорой помощи»; инициаторами этих диалогов чаще являются мужчины, но женщины их тоже поддерживают. Насчёт женских коллективов – я в таких коллективах не был, а жена подобных диалогов там не припомнит.

Какова же их функция? Первое, что приходит на ум – это проверка и выравнивание социальных статусов и морального климата в коллективе. Если диалог состоялся – всё в порядке, оба участника социально равны и расположены друг к другу, оба обладают здоровым чувством юмора и «чувствуют локоть». Если что-то пошло не так – такие диалоги чаще всего происходят публично, и коллектив быстро объясняет неправому его ошибку.
Чисто личное наблюдение: такие диалоги дарят почти волшебное чувство «причастности к стае», где все равны и работают на одно общее благо. Вообще доброжелательные подколы и шуткование в небольшой монолитной группе хорошо сплачивают и задают групповой моральный климат (например, разряжают конфликты). Поэтому не исключено, что такие (или подобные) диалоги были распространены ещё у наших предков, охотников-собирателей. Интересно, есть ли аналоги подобного общения в животном мире? Кажется, что-то похожее я видел в собачьих сворах…


Рецензии