Будущее четыре сценария

Интеллектуальная драма в четырех действиях с прологом и эпилогом

Пролог
Вопрос о будущем всегда волновал людей. Особую актуальность приобретал этот вопрос, когда в развитии человечества наступали кризисные моменты, когда вопрос о выживании переставал представлять чисто академический интерес.
Таким кризисным моментом было время крушения Римской империи, а вместе с ней - античной культуры, самого уклада жизни древнего мира. Нет ничего удивительного, что именно тогда возникло и распространилось по всей Ойкумене христианство: его триумфальное шествие объясняется тем, что христианство предложило людям новую концепцию будущего. К кризису такого же масштаба человечество приближается и сейчас, в начале III тысячелетия, когда стало очевидным: грядут великие перемены. Отсюда -футуризм в поэзии и живописи, всплеск интереса к научной и ненаучной фантастике, к различного рода предсказаниям и пророчествам. На протяжении всего XX столетия неоднократно предпринимались попытки выстроить новые концепции будущего, расшифровать его таинственную формулу. Предлагаются многочисленные рецепты, что делать уже сегодня, чтобы получше в этом самом будущем устроиться.
Говорят: если существует много лекарств от одной болезни, значит она неизлечима. И все же рассмотрим некоторые из сценариев будущего: может быть, в них обнаружится нечто полезное, может быть, как это часто бывает, ключ к разгадке лежит на виду, и только нежелание расстаться с привычными представлениями мешает нам его отыскать.

I. Христианская концепция будущего
Согласно христианскому учению нынешний несовершенный, пораженный грехом мир в конечном итоге обречен на уничтожение. Авторы христианской доктрины ожидали Конца Света со дня на день, во всяком случае, при жизни современного им поколения (Мк., 13:30, Мф, 24:34.).
Конец Света, согласно этой доктрине, не означает окончательной гибели: после уничтожения нынешнего мира возникнет новое небо и новая земля, на которой установится Царство Бога на вечные времена (0ткр.,21:1).
Последнему поколению людей придется пережить немало ужасающих событий, но, в конце концов, с ними произойдет чудесная метаморфоза, подобная той, пример которой явил Христос в момент преображения (Мк.,9:2, Мф., 17:2, Лк, 9:28).
Прежняя несовершенная плоть будет совлечена с них, и их души приобретут новые тела, состоящие из тонкой материи, не подверженной тлению. Одновременно с преображением живущих произойдет воскрешение мертвых. Души умерших восстанут из гробниц к вечной жизни на преображенной земле (0ткр.,21:4.).
Православные теологи специально подчеркивают, что воскресение произойдет именно в телесном виде, и души, облаченные в тонкие тела, будут
иметь все органы и члены прежнего человека и сохранят даже его характерные телесные особенности и физиогномические черты (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти, М., «P.S. », 1991, с.75.).
Таким образом, на смену нынешнему человечеству со всеми его противоречиями, заблуждениями, грехами, преступлениями, подверженностью болезням и смерти, придет царство ангелоподобных совершенных существ, бессмертных, облаченных в тонкие тела, пребывающих в вечном блаженстве в обществе самого Бога (0ткр.21:3).

II. Теория Единой Живой Вселенной
Конец второго тысячелетия вновь, как и во времена зарождения
христианства, пронизан хилиастическими ожиданиями, для которых, впрочем,
имеются самые серьезные основания:
 « Современный человек - XIX-XX вв. - с его глобальными научно-техническими достижениями, неуемным утилитарным стремлением с максимальной для себя прибылью развивать сразу все отрасли промышленности и сельского хозяйства грубо нарушил природные биоценозы, подверг Природу острым и, что еще хуже, хроническим стрессовым воздействиям антропогенного характера. От одних у нее нет собственной защиты, от других - ограниченный арсенал защитных средств. От третьих (к ним в основном относятся те средства агрессии, которые человек специально изобрел для борьбы с некоторыми природными явлениями) - у Природы существуют такие удивительные механизмы адаптации, о которых человек из-за отсутствия необходимых знаний не предполагал и не мог предполагать.
Даже сегодня, когда стало уже совершенно очевидным, что необходим самый бережный подход к Природе и восстановление тех ее компонентов, которые, если пройдет еще несколько лет, можно будет отнести к безвозвратным потерям, продолжается это безудержное уничтожение природных богатств, разбазаривание ее ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и вод всевозможными токсическими продуктами промышленного производства, транспортными выхлопными газами, радиоактивными отходами, нефтью, и т.д.
Действуя в прежнем направлении, в своих интересах (с целью борьбы или сдерживания инфекций, борясь с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных культур, переносчиками болезней и т.д.), продолжая применять средства антропогенной антиприродной агрессии, совершенствуя и развивая их, человек сознательно загоняет себя, образно говоря, в волчью яму, из которой выбраться довольно трудно...
Еще в начале XX века великий русский ученый В. И. Вернадский пришел к заключению, что деятельность человека стала мощной геологической и геохимической силой. Мощные многосторонние и разнофакторные антропогенные воздействия на биосферу Земли, стимулировавшие разнообразные природные, в том числе космические процессы, включая стихийные бедствия, вызвали множество преобразовавших и преобразующих Природу изменений. На огромных территориях сведены с лица Земли леса. Погибли сотни видов животных. Уже в XX в. возникли новые возбудители инфекционных и паразитарных болезней. Отмечается исключительно активный, мощный процесс разделения людей на две категории по качествам наследственности, резко усилившийся в последнее десятилетие». ( Астафьев Б.А., Теория единой живой вселенной, 11.1)
Предчувствуя надвигающуюся глобальную катастрофу, провоцируемую усиливающимся антропогенным давлением на природу, немалая часть людей утратила веру в способность человечества самостоятельно справиться с обострившимися противоречиями и связывает свои надежды исключительно с вмешательством внешних сил, в частности, опередивших нас в развитии внеземных цивилизаций.
Огромные средства и мощный научно-технический потенциал, брошенный на поиски космических «братьев по разуму», особенно активно проводившихся в 70-е годы, не принесли никаких результатов. Не известно ни одного достоверного факта, который бы однозначно подтверждал существование внеземных цивилизаций в доступной наблюдению области вселенной и возможность общения с ними. Тем не менее, надежда на их помощь продолжает существовать, принимая форму веры, подобно тому, как первые христиане верили в пришествие Спасителя.
На базе этой веры даже формулируются научные гипотезы. Согласно одной из них, принадлежащей Б.А.Астафьеву (См. Астафьев Б.А. Теория единой живой вселенной, М, «Информациология», 1997), на некоторых или даже на всех больших планетах Солнечной системы обитает фторово-гелиевые или фторово-гелиево-кремниевые разумные существа, которые на миллиарды лет по уровню своего развития обогнали нас - людей Земли.
Такой взгляд на развитие планет, по мысли автора гипотезы, «...проливает свет на возможность «божественного» влияния разумных существ Урана, Сатурна, Юпитера, Нептуна на развитие жизни на Земле» (Ibid., 6.2).
Развивая эту мысль, автор гипотезы приходит к следующему утверждению: « Подавляющее большинство оригинальных идей, вылившихся в новые законы и открытия и отнесенные только на счет великих, гениальных людей - были посланы нам свыше, через единую сотовую космическую связь Вселенной, Солнечной системы...
Лучистое человечество «тонкого» (корпускулярно-энергетического) мира Солнечной системы, о котором уже сообщал К.Э.Циолковский, может играть роль той разумной организации, которая непосредственно получает и передает нам, землянам (и не только человеку, но и животным) космическую информацию, идущую от высших космических Иерархов. Учитывая, что Солнце имеет низкотемпературное ядро, высказывание К.Э.Циолковского о «лучистом человечестве» не исключает и того предположения, что в околоядерном солнечном пространстве, т.е. по существу в центре Солнца, существуют условия, вполне благоприятные для жизни разумных существ -лучистого, или фторового человечества, общающихся с окружающим миром и оказывающим влияние на развитие планетарной жизни Солнечной системы посредством гравитационно-нейтринной информации (с обратной связью) и фотонов»(Ibid, 10.10.).
Исходя из этого предположения, автор гипотезы делает вывод относительно последствий глобального кризиса, который вот-вот разразится над нашими головами. У него нет сомнений, что «...биосфера Земли, включая человека, уже вступила в период интенсивного аллогенеза, т.е. периода, характеризующегося появлением особей и популяций с новыми признаками. Аллогенез предшествует арогенезу - критическому, или квантовому, выходу новых видов и популяций в новую среду обитания, с новыми эмерджентными признаками (ароморфоз). Сохранившиеся в посткризисном периоде особи, популяции и виды существующих в настоящее время животных и растений вынуждены будут включить присущие им адаптивные способности, которые в последующих поколениях в комплексе с направленной мутацией приведут к формированию новых видов, в том числе - нового человека с новыми признаками и потребностями». (Астафьев,11.1)
Итак, речь идет об изменениях в генотипе человека, направленных на приспособление его к тем изменениям в окружающей вреде, виновником которых сам человек и явился: «В XX в. появилось множество новых факторов воздействия окружающей среды на генофонд человека, животных и растений. Однако более всего, очевидно, пострадал человек, так как в настоящее время большая часть человечества проживает в экологически опасных для здоровья зонах, ставших таковыми в результате антропогенного воздействия. Кроме того, в результате снижения давления естественного отбора, что в особенности произошло вследствие медицинских мероприятий, накоплен большой груз наследственной патологии. Это является одной из причин спонтанных абортов, наследственных болезней среди новорожденных, мультифакторной патологии у взрослых и т.п. Крайне неблагоприятное влияние на генофонд человека оказывает также дополнительный груз мутаций как результат воздействия разнообразных антропогенных физических и химических факторов» (Ibid. См. тж. Бочков Н.П. Наследственность человека в XXI веке//Вестн. АМН СССР.-1991.-
Ш2.-С.54-59).
Иными словами, людям придется или погибнуть, или приспособиться жить на земле, заваленной отходами, в т.ч. радиоактивными, пить отравленную воду и дышать зараженным воздухом. Заметим, речь идет об изменениях, связанных не с развитием, эволюционированием вида, а с необходимостью адаптироваться к неблагоприятным внешним факторам: «Очевидно, что в начальный период жизни человека и остальной биосферы Земли после преодоления квантовых точек галактических и солнечной эволюционных спиралей будет трудным вследствие необходимости адаптации к новым условиям обитания» (Ibid., 12.).
Такого рода адаптация, как свидетельствуют данные биологии, обычно сопровождается инволютивными изменениями, т.е. приводит к экологическому регрессу (New Sci.- 1989.-V.124, N1690.- Р.24.).
Однако, отталкиваясь от предположения о «подконтрольности» людей «лучистому фторо-гелиевому человечеству», автор гипотезы полагает, что земная цивилизация будет спасена благодаря вмешательству наших «опекунов». Они своевременно передадут необходимую информацию, в т.ч. и на генном уровне, которая позволит людям земли мутировать в прогрессивном направлении. В результате, «...на основе современного человека возникает новый вид - Homo mentis (человек мудрый). Он приобретет новые, эмерджентные (Эмерджентный (от лат. emergere - появляться, выносить на поверхность) - здесь: качественно новые) качества. Важнейшим из них будет - положительная коммуникабельность, способность понимать язык космоса. Владение основными законами Вселенной, а так же понимание того, что Вселенная - это Единая Живая Вселенная, иерархически организованная и управляемая, позволит новому человеку построить жизнь и социальную организацию на основе добра, взаимопомощи, гуманного отношения друг к другу и к Природе. Этому будет способствовать осознание человечеством ранее (на уровне Homo sapiens) допущенных ошибок, а так же разработка безопасных и безвредных для окружающей   среды   методов   получения   энергии   -   вероятнее   всего совершенствование солнечных электростанций и разработка метода получения энергии из Вакуума»(Астафьев Б.А. Теория единой живой вселенной, 12.).

III. Мадэализм
Отправным пунктом другой заслуживающей внимания гипотезы, является убеждение, к которому склоняется все большее число исследователей: «...человек не является ни венцом, ни целью природы. Он средство для каких-то целей. Может быть, для познания, для развития, для обновления. Поэтому его история имеет начало и конец» ( Бурлацкий Ф. Третья волна: куда идет мир? Лит. газета, 1987 г., №18). Иными словами, под сомнение ставится антропоцентризм - точка зрения, лапидарно выражаемая формулой: «Человек -мерило всех вещей». Действительно, трудно оставаться беспристрастным, судя о явлениях, с тобой самим происходящих. Дать истинно беспристрастную, объективную оценку таким явлениям можно лишь в том случае, если взглянуть на них не изнутри, а как бы со стороны, отстраненно.
При таком подходе «возникает естественный вопрос: заканчивается ли структурным уровнем человека эволюционное усложнение духовно-материальных форм? Является ли человек пределом совершенства формы организации мыслящей материи? Или он лишь одна из ступеней восхождения в беспредельном самосовершенствовании монад?» (Шулицкий Б.Г., Мадэализм. Концепция мировоззрения III тысячелетия, Мн., 1997. С. 150).
 Отстраненная позиция наблюдателя по отношению к объекту наблюдения позволяет увидеть, что в действительности, человек - не более чем одно из звеньев эволюции, и что он лишь временно пребывает на ее вершине, до тех пор, пока на смену ему не придет некто или нечто с большими возможностями самосовершенствования.
Ссылаясь на Эзотерическую традицию в изложении Е.П.Блаватской, автор гипотезы, Б.Г. Шулицкий, определяет человеческий этап в ходе эволюции, как «...четвертый структурный уровень в семеричном структурном слое - особый, как бы переломный уровень (антитезис в триаде), максимально материализованный (в терминах мадэализма - с максимальным отношением субэнергии к субинформации), на котором, в соответствии с Эзотерической Доктриной, происходит как бы перелом в характере эволюционного движения от «бессознательного» к «осознанному» и начинается движение из «плотного» мира в «тонкий» мир (в терминах мадэализма - в направлении преобладания информационной субстанции). В терминах субъект-объектной пары 4-й структурный уровень - это сформированный Объект - результат отрицания Субъекта «бессознательного» (1-й уровень) и начало эволюции к Субъекту «осознанному» (7-му уровню) через процесс самоотождествления Субъекта с Объектом» (Ibid., С. 151). На основании этих рассуждений автор гипотезы высказывает следующее предположение: «В период «человеческой волны» на нашей планете происходит подготовка возможностей проявления очередной волны, следующей за человеческой, точно так же, как в рамках минеральной готовится растительная, в рамках растительной - животная, а в рамках животной -человеческая. Эта новая волна должна иметь принципиальную отличительную особенность, так как выпадает из предыдущей семеричной эволюционной лестницы, которая привела монады от элементалей к «царству» человека.
Можно предположить, что такой принципиальной особенностью может стать изменение основы разумно- материальных структур, используемых монадами для эволюционного самосовершенствования. Может произойти переход от органической основы к неорганической основе, который резко ускорит эволюционные процессы саморазвертывания одухотворяемых монадами разумно-материальных структур и явится основой новой семеричной эволюционной лестницы, упоминаемой в Эзотерической Доктрине в изложении Е.П.Блаватской» (Ibid., С. 152). Иными словами, на постчеловеческом этапе развития эстафета разума должна перейти от органического носителя (человека) к неорганическому (неживому - с нашей точки зрения). Но удовлетворяет ли неживое существо необходимому требованию: превосходит ли оно человека по способности самосовершенствоваться? Способно ли оно вообще к какому бы то ни было самостоятельному развитию? Автор гипотезы дает утвердительный ответ, обосновывая свое мнение следующим образом: «Кибернетика приводит к мысли о функциональном единстве живого и неживого. Ставится под сомнение уникальность функциональных возможностей живого и, как высшей ступени, -человека. На основании этого можно предположить, что кибернетический автомат - полноценный преемник антиэнтропийных функциональных возможностей человека и при этом без присущего человеку внутреннего психоэнергетического источника противоречивости. Иными словами, не является ли кибер полноценным структурным уровнем отрицания структурного уровня человека? Не есть ли это результат процесса реализации универсальной тенденции обобщенного структурного уровня? Похоже, что дело обстоит именно так. Человек, бессознательно следуя своим потребностям, сам создает свое диалектическое отрицание...
Таким образом, целесообразная практическая деятельность людей, направленная на удовлетворение собственных потребностей, может не являться самоцелью, а быть выражением универсальной тенденции структурного уровня человека, направленной на снятие внутреннего энергетического источника развития и формирование структурного уровня отрицания. Уровень отрицания формируется посредством совершенствования орудий труда, используемых опять-таки для удовлетворения собственных человеческих потребностей, но приводящих к полноценному преемнику антиэнтропийных функциональных возможностей человека - кибернетическому интеллектуальному автомату. Возможно, что именно интеллектуальный робот является полноценным структурным уровнем отрицания, который следует за структурным уровнем человека и при этом есть одна из ступеней, связанных с деятельностью самопознания, «самообъективирования» Единого Абсолюта (гегелевской Абсолютной Идеи)» (Ibid., С.143-144.).
Таким образом, следующим шагом на пути от человека к Богу должен стать кибернетический автомат, лишенный большинства человеческих недостатков.

IV. Будущее по Мартинусу
Эзотерическая доктрина послужила базой для еще одной примечательной гипотезы. Согласно Мартинусу, автору «Третьего завета», «...имеется шесть планов существования. Из них первый составляет то, что мыназываем «растительным царством», второй - «животным царством» и третий -«царством человека». Четвертый план в классификации Мартинуса получил наименование «царство мудрости», пятый - «божественный мир», шестой -«царство блаженства». «Из всех царств, - утверждает Мартинус,- земной человек пока что лишь в стадии прохождения кульминационной точки животного царства - на пути в следующее. Он еще не стал совершенным человеком, но он уже и не животное в чистом виде. Он представляет собой переходное существо от зверя к человеку» (Мартинус, Судьба человечества, 10).
Развитие человека в соответствии с этой гипотезой, управляется духовными энергиями: «Сферы духовного мира и его основных энергий - это духовная обитель или родина земных развоплощенных существ. Отсюда они рождаются в физический мир и сюда же возвращаются обратно после физической смерти. Каждый живущий непосредственно привязан именно к той духовной сфере бытия, комбинация основных энергий которой наилучшим образом отвечает уровню его духовного развития. Сами духовные сферы весьма разноплановы, ибо объединяют духовную сферу минерального царства, духовную сферу растительного царства, духовную сферу животного царства и царства несовершенного человека. Вслед за ним идет царство совершенного или истинного человека, но это царство в организме Земли еще окончательно не сформировалось. Однако, поскольку Земля уже проходит начальные фазы своего Великого Рождения, то она по завершении этого процесса, т.е. примерно через три тысячи лет, сделается совершенной макрокосмической обителью столь же совершенного человечества. Другие еще более высокие духовные сферы: царство мудрости и Божественный мир - еще не созрели в духовном теле Земли и в силу этого остаются мирами непроявленными» (Мартинус, Космические силы и принцип спасения мира, 5).
Итак, на смену нынешнему человечеству, являющемуся переходным состоянием от животного к человеку, придет царство истинного или совершенного человека, а произойдет это, по мысли автора, не скоро - через три тысячи лет.
Под совершенным человеком здесь понимается существо, полностью реализовавшее возможности, содержащиеся в сегодняшнем человеке лишь в неразвернутом, потенциальном виде: «...Это уже не слепой, чувствующий нечто, чего он не видит. Теперь это существо, которое в ясном свете дня самой жизни лицезреет извечные истины как непреложные факты. Теперь он сродни сыну Божьему, который, в своем великом умении анализировать извечные истины, мыслит мыслями своего всемогущего Отца и становится единым целым с путями Божьими и правдой жизни. Все без исключения люди на земле являются, таким образом, кандидатами на эту высшую ступень эволюции» (Мартинус, Судьба человечества, 7.).
Мартинус рассматривает человеческий вид не как преходящую ступень эволюции, а в качестве объекта бесконечного, ничем не ограниченного развития, в ходе которого человек, хотя и претерпевает весьма существенные изменения, однако всегда остается самим собой, никому не уступая своего первенства среди прочих существ: «У человека имеется такой период, когда лишь реакции от первой основной энергии стимулируют его восприятие жизни. Когда эта стимуляция достигает кульминации, его жизненное восприятиеначинает стимулироваться реакциями следующего энергетического ряда и так далее, пока не доходит очередь до шестой основной энергии. Тогда снова вступает в дело первая основная энергия, оказывая стимулирующее воздействие на восприятие жизни индивидом, на этот раз в более тонкой или совершенной форме, чем в предыдущий раз, так что индивид постоянно испытывает ощущение подъема или движения вверх, к всё более и более высоким планам существования. Именно это движение мы и обозначаем термином «развитие» (Ibid., 9).

Эпилог
Чтобы познать истину, необходимо прежде преодолеть предрассудки, коренящиеся в собственном сознании. Сознание есть единственный инструмент познания, и если он чем-то загрязнен, с его помощью не познаешь истину. Большая часть предрассудков, мешающих объективно отражать реальность, проистекает из антропоцентризма и гилоцентризма, глубоко укоренившихся в человеческом сознании.
Антропоцентризм и гилоцентризм порождают априорную предвзятость при решении любых вопросов, выходящих за рамки непосредственного опыта, в том числе и при рассмотрении вопроса о будущем. Два из рассмотренных нами четырех сценариев будущего антропоцентричны, и все четыре гилоцентричны.
Так называемая «христианская» доктрина будущего исходит из того, что Бог только человека создал по своему образу и подобию, а стало быть, никакое другое разумное существо не имеет шансов на вечную жизнь. Получается, что только Земля избрана Богом для спасения, а разумные существа других планет, в силу климатических, гравитационных, радиационных и других условий не похожие на землян, находятся в пренебрежении у Бога. Налицо не только очевидный антропоцентризм, но и неизжитый геоцентризм.
Учение о телесном воскрешении имеет следующее обоснование: души грешников и праведников должны получить воздаяние в посмертном существовании, одни - нескончаемые мучения, другие - вечное блаженство. Но души по своей природе не могут испытывать ни мук, ни наслаждений, поэтому они должны быть облечены в тела, хотя и отличающиеся от смертных физических тел.
Поскольку земное существование накладывает на всякую душу печать индивидуальности, то эти новые бессмертные тела должны сохранять индивидуальные признаки бывшего человека. Благодаря этим наивным рассуждениям в христианскую доктрину вкрался гилоцентризм, более естественный для материалистических учений. Следует подчеркнуть, что иных оснований у этих воззрений нет. Еще Ориген указывал: «о том, что было до этого мира и что будет после него, а так же и об иных мирах, нет ясного определения в церковном учении» (Философский словарь Владимира Соловьева, Ростов н/Д., 1997, С. 335-336.).
Анализируя концепцию будущего, предложенную Астафьевым в рамках теории Единой Живой Вселенной, следует, прежде всего, обратить внимание на главный факт: попытку автора решить проблему земной цивилизации при помощи гипотетических «братьев по разуму». Налицо очевидное нарушение принципа Оккама: «Сущности не умножаются без необходимости». На 
то же самое, что вещество или материя... Плотные энергии принято называть «физической материей», а газообразные - «духом», в связи с чем область обитания первых энергий называется «физическим миром», а область обитания вторых известна как «духовный мир». Этот второй мир тоже материальный, хотя он сформирован из тонких энергий или материй» (Ibid.).
«Основные энергии проявляют себя различными степенями плотности. Наиболее плотные образуют «физическую материю», а наименее плотные «материю духовную» (Ibid., 14).
Примечательно, что это удивительное суждение вплотную смыкается с мнением православных теологов: «Вникнув в писание Отцов [Церкви], найдем, что словом дух, по современному им понятию, весьма недавно утратившемуся, всегда именовались газы и пары, наиболее воздух, ветер и человеческое дыхание» (Преп. Григория Синаита, гл.1 из 15 глав «О безмолвии и о дву образех молитвы». Доброт., т.1).
В аспекте этого суждения весь процесс самореализации человека, его духовного развития, представляется бесконечным перетеканием материи или энергии (по Мартинусу, это одно и то же) из одной формы в другую (из плотной - в более тонкую), что не имеет ничего общего с подлинно духовным развитием и ставит под сомнение конечную цель эволюции. Смешивая цель и средство ее достижения - процесс развития, - Мартинус подменяет первое вторым и провозглашает целью эволюции бесконечное самосовершенствование телесного человека.
Итак, во всех четырех сценариях обнаруживаются антропоцентризм и гилоцентризм - «родимые пятна» человеческого сознания. Преодолеть их можно лишь одним способом: подняв точку зрения с человеческого на надчеловеческий уровень, т.е. как бы перепрыгнув самого себя. При этом прекращают действовать ограничения, свойственные человеческому разуму. Взглянув на мир и на самого себя как бы свыше, понимаешь, что человек в его нынешнем состоянии, действительно, не является высшим и последним достижением эволюции, и что его преемника следует искать не в физическом, а в духовном плане.


Рецензии