Исповедь старого робота

Александр Крупанин

Исповедь старого робота

I

- Старость не радость – так часто говорит в последнее время мой Хозяин.
Я, хоть и робот, но понимаю его. Вот вчера Хозяину понадобились для своей монографии сведения о дискуссии на планетарном конгрессе астрономов, проходившем двенадцать лет назад. Раньше подобную справку я бы дал через несколько минут, а теперь мне понадобился для этого целый час. Очевидно, моя интуитивно-поисковая система дала сбой, и я теперь вынужден тупо перебирать гору информации, чтобы добыть необходимые сведения. Что делать, старею! О наступлении старости говорят отказы отдельных элементов как биологических систем, так и искусственных, связанные с их износом .Следует признать, что постарел не только мой Хозяин, но и я, его спаринг-робот.
Его родители купили меня для своего двухлетнего сына давным-давно, а точнее 87 лет, 3 месяца, 20 дней, 8 часов, 16 минут. Тогда  стали входить в моду спаринг-роботы, которые должны были выполнять работу нянек, консультантов, секретарей, помощников своих хозяев .Их создатели  не смогли предугадать, как будет развиваться спаринг-партнерство. Оказалось, что эти роботы очень часто превращались во второе «Я» своих подопечных, а между нами говоря, иногда они становились и их первым «Я», играя ведущую роль в их совместной деятельности.
Вообще для меня самые трудные понятия, это «я», «он», «дружба», «душа», «любовь». Хозяин сказал, что они не доступны для роботов. А я склонен подозревать, что и многие люди не очень понимают их смысл . Какая разница из какого материала ты сделан?! Раз ты думаешь, т.е. воспринимаешь и обрабатываешь информацию, делаешь логические выводы, то способен понимать всё объективно существующее, а если нет, то, по-моему, этого явления не существует. Но я с Хозяином  не спорю, я уважаю его право на собственные ощущения, восприятие. Да, у каждого человека свой взгляд на происходящее. Я давно убедился, что память людей не дает полную, объективную картину каких-либо событий, а представляет их  субъективно, в отредактированном виде.
В жизни любого человека есть светлые и радостные страницы, свои радости и печали. К сожалению, мой Хозяин все чаще и чаще погружается в воспоминания о тяжелых, трагических событиях своей жизни. Он их мысленно вновь переживает, переосмысливает и переоценивает. Чаще всего его мучают воспоминания о сыне. Он заразил его любовью к космонавтике. Не без его содействия после окончания космоакадемии сын был принят космонавтом-стажером в экспедицию к созвездию Лиры. Начиналось все прекрасно , но через полтора года после торжественного старта связь с экспедицией прервалась навсегда. И хотя с тех пор прошло уже полвека, ученые продолжают спор о том, что же тогда произошло. Невозможно  понять как космолет, оборудованный системой защиты от всех мыслимых и немыслимых опасностей космоса мог бесследно исчезнуть . Хозяин считал себя виновным в гибели сына, и с каждым он все больше и больше казнил себя за это.
Другим навязчивым, тяжелым воспоминанием  Хозяина было воспоминания о катастрофе, которая произошла с нами в 2130 году на марсианской базе. Небольшой метеорит, слишком маленький для того, чтобы быть замеченным системой слежения и защиты, натворил множество бед: пробил купол энергоблока станции, вызвал короткое замыкание, пожар, взрыв запасов ракетного топлива. Я, как положено спаринг-роботу, бросился спасать своего Хозяина. Он был ранен, сломаны ребра, левая рука висела плетью. Мне с трудом удалось натянуть на него скафандр и вытащить из горящего помещения. Не скрою,  пришлось применить силу. Хозяин сопротивлялся, он рвался к                модулю управления, в котором находился его товарищ Антон, но пожар уже охватил всю         базу. Буквально через несколько минут после того, как я оттащил Хозяина на безопасное расстояние, рухнули остатки модуля, похоронившие под собой Антона. Хозяин тяжело переживал смерть друга. Он считал, что должен был меня отключить, и попытаться его вытащить. Хозяин был неправ, он не смог бы помог  своему другу, а   погиб бы сам . Несмотря на явную нелогичность, мысль о своей вине в смерти Антона не оставляла его всю жизнь. Все-таки люди – странные существа, они периодически «перетряхивают свое прошлое», задаются вопросами: «надо или не надо было так поступать?», «правильно ли я тогда сделал или нет?». Разве наши действия, наши поступки не обусловлены множеством обстоятельств, часто не зависящих от нас. Недаром люди на вопрос: «Почему?», говорят: «Так сложилось». Что было, то прошло. По-моему, глупо копаться в своем прошлом. Жизнь не переиграешь.

II

После смерти Хозяина я почувствовал свою ненужность. Оборвался диалог, в котором прошла вся моя и его жизнь. Наступило молчание. Я остался один. Для спаринг-робота это противоестественно. Теряется смысл его существования.
Для домочадцев хозяина я был своим, существом, рядом с которым прошла вся их жизнь. Они относятся ко мне хорошо, но тяготит  невостребованность.                Постепенно  мое внимание переключилось на жизнь семьи  Хозяина. Так как   я всегда был его вторым «я», то постепенно стал  воспринимать и комментировал все происходящее с его позиций.
Первым мое «перевоплощение» в Хозяина заметил Филипп – младший.
- Ну ты прямо как дед! – заметил он в ответ на мои советы и нравоучения. Очевидно, что это заметила и жена Хозяина, Екатерина Васильевна.
Раньше она меня не очень жаловала. Ее можно понять, ведь почти всю жизнь Хозяин больше общался со мной, чем с ней. Теперь, после его смерти, она все чаще и чаще беседует со мной. У нас даже выработался своеобразный ритуал: по вечерам мы располагаемся в креслах у камина и говорим о жизни. В полумраке Екатерина Васильевна меня практически не видит, а только слышит мой голос, который по тембру и интонации очень похож на голос Хозяина.
С годами она все больше и больше погружалась в прошлое, в мир воспоминаний, и ей иногда казалось, что она разговаривает со своим мужем.                Екатерина Васильевна прожила семь лет после смерти Хозяина.

                Ш

Сейчас в доме хозяина живет его правнук с семьей.
Они хорошо воспитаны и относятся ко мне как к старой семейной реликвии – уважительно, но без всякого интереса.
Еще несколько лет назад я бродил по дому, выходил в сад, рассказывал домочадцам разные истории, но время берет свое. Я совсем состарился, ноги отказываются ходить, плохо слышу, плохо вижу. Теперь я целые дни сижу один в своей комнате. Я понимаю, что уже никому не нужен, по большому счету не нужен и себе. Пора уходить.
Решено, завтра я отправляюсь на пункт приема утильных роботов. И все-таки на прощание я хочу сказать, что и роботы испытывают чувство привязанности к своим хозяевам, тоски о былом и, боюсь обидеть людей, может даже чувство любви к своим близким.
По крайней мере, мне так кажется!

10.02.2210 г. Спар


Рецензии
Любопытная фантазия, роботы они хорошие, неверное,смотря кто их создаст и для чего...люди вот не могут понять...для чего их создали...

Юрий Алексеев 5   28.03.2018 20:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.